Модель оздоровления. Осанка, органы дыхания, развитие скелета.
занимательные факты по теме

Елистратова Наталья Алексеевна

Период развития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие и совершенствование умственных способностей. Дети дошкольного возраста растут быстро, постепенно теряя округлость, присущую раннему возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_ozdorovleniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Модель оздоровления.

Осанка – это привычная поза непринуждённо стоящего человека. При правильной осанке создаются оптимальные условия для нормального функционирования отдельных систем и всего организма, и при этом удержание тела в вертикальном положении происходит с наименьшей тратой энергии. С физиологической точки зрения осанка рассматривается как динамический стереотип, который приобретается в течение индивидуальной жизни,  в процессе воспитания. Формирование осанки начинается с первого года жизни ребенка, когда он начинает стоять и ходить.  В биомеханике за правильную осанку принимается так называемая основная стойка, при которой равновесие тела длительно удерживается без значительного мышечного усилия, позвоночный столб сохраняет свои нормальные физиологические изгибы, и создаются условия для дыхания и кровообращения. При нормальном росте и развитии ребенка формируется правильная осанка.

Период развития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие и совершенствование умственных способностей. Дети дошкольного возраста растут быстро, постепенно теряя округлость, присущую раннему возрасту.

        С 3 до 6 лет их рост увеличивается в среднем на 28-30 см, причем этот процесс идет  неравномерно. 3-5- летний ребенок подрастает за год примерно на 4-6 см. В 6 лет рост значительно убыстряется: за год ребенок прибавляет 8-10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме.

        У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а длина ног – более чем в 3 раза. Начиная с 5 лет, более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

        Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но в то же время обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться.

Органы дыхания у дошкольников имеют характерные физиологические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом.

        Однако к шести годам строение легочной ткани еще не завершается. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки. Это затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребенок дышит более поверхностно, чем взрослый, частота дыхания у него значительно выше: у младших дошкольников 26-27 в минуту, у более старших – 23-25 (у взрослых – 16-18). Неглубокое дыхание ведет к плохой вентиляции легких и некоторому застою в них воздуха, а у растущего организма потребность в кислороде большая. Игры и занятия физкультурой на свежем воздухе (или в хорошо проветренном помещении) активизируют процессы газообмена. Вот почему так важны они для ребенка.

Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического воспитания детей. Нарушение функций дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнение надо с младенчества. 

Дыхательные упражнения.

Любое физическое упражнение увеличивает глубину дыхания и, следовательно, является одновременно дыхательным упражнением. При этом, чем большее количество мышечных групп принимает участие в двигательном акте, тем больше возбуждается и углубляется функция дыхания. В этой связи уместно напомнить о точке зрения П.Ф. Лесгафта, считавшего, что лучшим дыхательным упражнением является бег. Однако, произвольные дыхательные упражнения с участием большого количества мышц не всегда могут быть применены, а стимулировать дыхательную функцию необходимо. Поэтому широко используются специальные дыхательные упражнения.

        Дыхательные упражнения должны применяться с целью:

        а) выработки правильного ритма дыхания, освоения координации дыхательного акта в покое и при выполнении движений;

        б) восстановления правильного механизма дыхания;

        в) для погашения кислородной задолженности после выполнения упражнений, так как кислородный запрос не может быть удовлетворен поглощением кислорода во время работы и, следовательно, кислородную задолженность следует покрыть после окончания работы.

Правильным и полноценным типом считается полное, диафрагмально-грудное дыхание, когда в акте дыхания участвуют грудная клетка и диафрагма. Дети должны свободно пользоваться любым типом дыхания (грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным или полным) и подчинить своей воле ритм и скорость дыхательных движений, чтобы уметь связать их с любой физической деятельностью.

        В практике физического воспитания для усиления дыхания принято сочетать дыхательные упражнения с различными движениями рук (например, поднимаем на носки с отведением рук в стороны – глубокий вдох). Специальными исследованиями установлено, что даже простое отведение рук в стороны вызывает уменьшение дыхательных движений ребер.

        Самое выгодное для глубокого вдоха – положение стоя руки на пояс или руки вниз и слегка назад. Доказано также, что в этом положении и насыщение кислородом достигает наибольших величин.

        Для овладения механизмом полного смешанного типа дыхания используется следующий прием: в положении стоя правая рука контролирует опускание диафрагмы (при вдохе живот выпячивается вперед), а левая рука контролирует подъем грудной клетки.

        При обучении же диафрагмальному дыханию лучшим исходным положением будет положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах; в этом положении диафрагма наиболее подвижна. Вместе с тем в положении лежа на спине амплитуда колебаний ребер при спокойном дыхании по сравнению с положением стоя уменьшается на 1/3 и вентиляция происходит по преимуществу в боковых отделах легких.

Для тренировки удлиненного выдоха можно в занятия включать произнесение скороговорок: вдох, на выдохе произносится фраза: «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки – раз Егорка, два Егорка и т.д.», столько «Егорок», сколько хватит выдоха.

Примерный перечень дыхательных упражнений при обучении

        1. Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Вдох – на 3, выдох – на 4 счета.

        2. Вдох и выдох через нос. Продолжительность вдоха и выдоха та же.

        3. Дыхание при различных движениях рук (в стороны, вверх и др.).

        4. Дыхание при полуприседаниях и приседаниях.

        5. Дыхание при наклоне туловища вперед.

        6. Дыхание во время ходьбы, руки на поясе, с различными вариантами: на 3 шага -  вдох, на 3 – выдох; на 4 шага – вдох, на 4 шага – выдох; на 2 шага – вдох, на 3 шага – выдох; на 3 шага – вдох, на 4 шага – выдох; на 3 шага – вдох, на 5 счетов – выдох и т.д.

        7. Дыхательные упражнения во время ходьбы с движениями рук вперед, в стороны, вверх (цель этих упражнений – обучение координации дыхательного акта с движением рук).

        8. Дыхательные упражнения во время быстрой ходьбы. То же во время бега.

Систематическая гимнастика обеспечивает правильное развитие скелета и мышечной системы детей, полноценную работу сердца и легких, повышает обмен веществ, улучшает аппетит и усвоение пищи. Все это вместе обусловливает нормальный рост и развитие ребенка.

Игры для развития правильного дыхания

для детей от 3-х до 5 лет.

        Разминка.

        1. Перед играми на развитие дыхания необходимо несколько раз зевнуть, встать прямо, поднять руки вверх, потянуться, насколько это возможно, и сделать глубокий вдох. Затем согнуть ноги в коленях, опустить корпус вперед - вниз и сделать глубокий выдох.

        2. Ноги слегка расставить в стороны, руки положить на пояс, наклониться в левую сторону, при этом правый бок растянется, как гармошка, выдохнуть. Затем выпрямиться и сделать вдох. После этого наклониться в правую сторону – теперь левый бок растянется, как гармошка. Выпрямиться и сделать глубокий выдох.

        3. Сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, грудь распрямить. Откинуть голову назад и сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед и сделать выдох.

        4. Положить руки на затылок и наклониться в правую сторону. Выпрямиться и сделать вдох. Затем наклониться в левую сторону и снова выпрямиться.

        Веселая пчелка

        Цель: учить правильно дышать, обращая внимание на конкретную часть тела.

        Дети делают свободный вдох, на выдохе произносят «з-з-з»; представляют, что пчелка села на руку, ногу, нос.

        Выдуй шарик из чашки

        Цель: учить делать глубокий вдох и выдох.

        Воспитатель кладет в чашку шарик от настольного тенниса. Дети по очереди делают глубокий вдох, наклоняют над чашкой и дуют в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из посуды.

        Паровоз

        Цель: развивать грудную клетку.

        Воспитатель дает указания, дети выполняют их: «Вы, конечно, видели паровоз и наблюдали, как работает поршень приводящий в движение колеса. Давайте попробуем изобразить это движение. Встаньте на колени, затем сильно наклонитесь вперед, руками обопритесь об пол, а кисти рук поверните внутрь. Опустите грудь так, чтобы нос почти касался земли. Начинайте пыхтеть, как паровоз. Мы прибыли на станцию назначения: выпрямите спину, руки и снова сядьте на пятки. Перед каждой остановкой надо громко свистеть».

        Птичка в гнездышках

        Цель: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

        Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, изображая «гнездышки». По сигналу воспитателя дети «птички» выбегают на середину комнаты, «разлетаются» в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова бегают, размахивая руками – «крыльями». По сигналу «Птички, в гнездышки!» возвращаются на свои места.

        Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети действовали строго по сигналу, отбегали от стульчиков как можно дальше и возвращались только на свое место.

        В качестве «гнездышек» можно использовать большие обручи, положенные на пол, на участке – круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки.

        Воспитатель учит детей правильно дышать во время бега, не задерживать дыхание, быть внимательными, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться, выпрыгивать из «гнездышек».

        Лошадки

        Цель: учить бегать друг за другом, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже он двигается не очень быстро.

        Дети делятся на пары (по желанию): один – «лошадка», другой – «кучер», который запрягает «лошадку». И начинают бегать змейкой по площадке от одной ее стороны до другой и обратно.

        Затем меняются ролями, и игра повторяется.

        Указания к проведению. Целесообразно на первых порах образовывать пары детей примерно одинаковых по уровню двигательной подготовленности. Сначала воспитатель помогает детям «запрягать лошадку» и непосредственно участвует в игре в роли кучера. В качестве вожжей могут быть использованы цветные шнуры или скакалки.

        По мере того как дети научатся сами «запрягать» и ездить по площадке, можно разрешить играть сразу нескольким парам и е только на площадке, но и на прилегающей дорожке. «Кучер» может приговаривать «но-но», а «лошадка» - «иго-го». Проговаривание помогает равномерному дыханию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органы дыхания

Закреплять знания детей о строение и назначении органов дыхания....

Беседа с детьми. Органы дыхания.

Эта беседа расширит знания у дошкольников об органах дыхания человека, приобщит детей к здоровому образу жизни....

нод по валеологии "Органы дыхания"

НОД систематизирует знания детей о строении и значении органов дыхания. Формирует стремление вести здоровый образ жизни....

Конспект НОД в средней группе "Органы дыхания"

Материал поможет воспитателям ДОУ познакомить детей с функцией носа, его строеним, особенностями работы носа....

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Органы дыхания»

Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания....

Пение и органы дыхания

Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж л...

органы дыхания у детей.

органы дыханпия у детей и их развитие....