«Формирование экологической культуры детей средствами музыкально – образного познания природы».
материал (младшая группа) по теме

Плишкина Наталья Владимировна

            Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры детей средствами музыкально – образного познания природы».

«Музыка ближе всего к природе».

Клод Дебюсси (1862-1918)

            Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Я считаю, если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.

        Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.

        В наше время существует угроза в том, что мы не можем достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, потому что по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Поэтому я считаю, что на плечи музыкального руководителя ложится задачи воспитательной, образовательной, просветительской  деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам  гармоничного воспитания детей.

Изучив опыты педагогов – практиков Н.К.Крупской, Ветлугиной Н.А., Боевой И.Н., Бурениной А.И., Костиной Э.П., я пришла к выводу, что одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром, поддерживаемая сопутствующими голосами. Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Я пришла к выводу, что в процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.

Из музыкальных образов они узнают, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют "пейте дети молоко - будете здоровы", то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой  природе.

        При подборе музыкальных произведений я учитываю возрастные особенности детей. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радости, ощущение прекрасного.

        Например: в старших группах я в течение года знакомлю детей с тремя темами по cлушанию музыки:

Первая тема - "Какие чувства передает музыка?" - посвящена знакомству детей с эмоциональным содержанием музыки, с ее жанрами, характером. Например, в пьесе "Ходит месяц над лугами" С. Прокофьева дети различают спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии, ощущают плавное движение в аккомпанементе, отмечают смену регистров.

В пьесе "Зима" М. Крутицкого ребята воспринимают спокойное, чуть сдержанное звучание мелодии, рисующей картину суровой, снежной зимы; преобладание низкого регистра в мелодии.

Вторая тема - "О чем рассказывает музыка?" Например, в пьесе "Белка" Н.Римского-Корсакова дети воспринимают легкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, узнают ее, высказываются о ее характере и различают образ белки, грызущей орешки. Чтобы детям был более понятен этот образ, я использую отрывок из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане." (... ель растет перед дворцом...).

В пьесе "Море" (вступление к опере "Садко") Н. Римского-Корсакова дети воспринимают картину могучего, грозного моря, образ то усиливающихся, то затухающих волн, отмечают смену динамических оттенков. Использую отрывок из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", передающий образ моря.

Третья тема - "Как рассказывает музыка?" Дети учатся различать средства музыкальной выразительности. Так, в пьесе "Песня жаворонка" П.И.Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение - выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.

Для эмоционального воздействия (создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение), я использую записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включаю гимнастику (ритмопластинку) известного в Санкт-Петербурге педагога А.И.Бурениной, на основе этой методики я создала свой комплекс гимнастики.

Я уверена, что не всякое музыкальное произведение по-своему содержание соответствует важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. В своей работе я использую музыкальные произведения композиторов Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова. Не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души.

Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. Я считаю, что надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носила проблемный характер.

В своей работе для создания музыкального мини – центра в группах младшего и среднего возраста, использую  пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями, которые  развивают у детей слуховое восприятие и внимание, формируют исполнительские навыки, воспитывают устойчивый интереса к музыкальным произведениям разных жанров. Для создания театрального мини – центра для детей этого же возраста я использую  наборы масок животных, сказочных  зверей и птиц, которые развивают творчество детей на основе литературных произведений, формируют умение ставить несложные представления, развивать интерес к театрально - игровой деятельности.

Для работы с детьми старшего возраста для создания музыкального мини – центра у детей добавляю также дудочки, свистульки, которые развивают у детей музыкально-сенсорные способности и творческие проявления в музыкальной деятельности; записи CD с музыкой известных композиторов, звуки и шумы природы, которые воспитывают устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров. Для создания театрального мини – центра для детей этого же возраста я добавляю костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок, наборы масок (сказочных, фантастических персонажей), которые развивают речевое творчество детей на основе литературных произведений, обучают перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации, обучают использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

       Занятие по экологическому воспитанию проводилось мною со 2 младшей группе детского сада. Детям младшего возраста мною была предложена для слушания музыка А. Гречанинова «Котик выздоровел» и «Котик заболел». Дети с охотой передают образ котика: залезают на дерево, спрыгивают, "умываются", приводят в порядок свой красивый хвост и т.д. Этот образ здорового котика детям близок и понятен. А другой образ - образ больного котика, который заболел. Дети передавали этот образ мягкими, плавными движениями, на лице у них была заметна грусть, печаль. Старались в образе точнее передать поведение животного.

На музыкальных занятиях и развлечениях с детьми мы часто отправляемся на «прогулку в лес», где много всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы, животных; слушают и поют песни обо всём, что нас окружает.        

Через музыку я учу детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д.

Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживет, не выживет.

            Анализируя свою работу, хочется отметить, что используя различные формы, методы и способы работы на занятиях музыки, дети стали обладать большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними, гулять, кормить, поить, подкармливать зимой птиц, строить скворечники и т.д. Большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности: слушать музыку, петь песни, водить хороводы. Как результат работы, у детей повысился   уровень  развития  восприятия музыки. У детей есть свои любимые произведения, которые они легко узнают и знают их названия и авторов.

Заключение.

Из всего вышесказанного следует отметить, что использование музыки приводит к замечательным результатам. Введение классических музыкальных произведений на слушании, пальчиковых игр и сказок, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, валеологических песенок – распевок, способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и образного отношения к природе, к растениям и животным.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи воспитания. В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому, я считаю, что формирование экологической культуры детей средствами музыкально – образного познания природы – это более успешное и продуктивное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста

Оснащение и использования музея природы Саратовской области в дошкольном учреждение...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...


 

Комментарии