Статья "Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях"
статья по теме

Сиволапова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Сиволапова Е.Н.

заместитель заведующего,

МБДОУ д/с  «Журавушка», г. Лянтор

Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях

      За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах; ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, возрастающее  светомерцающее, электронно-лучевое, «метало - звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов); значительное ограничение двигательной активности; социальная напряженность в обществе. Однако, одной из причин ухудшения состояния здоровья детей является невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания.

Именно в дошкольном периоде  идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим, поэтому важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Исходя из этого, нами разработан и внедрен комплекс мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение их заболеваемости.

Целью нашей работы является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников основ здорового образа жизни и ответственного отношения к сохранению собственного здоровья.

Реализация данной цели предполагает решение таких задач, как:

  • создание материально-технической базы в дошкольном учреждении для осуществления оздоровительной деятельности;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни у участников процесса;
  • включение в образовательный процесс коррекционных и реабилитационных мероприятий.

      Для решения цели и задач нами  разработаны и апробированы формы и методы оздоровления детей с указанием содержания, возрастных групп, периодичностью выполнения, ответственных и сроков выполнения по следующим разделам:

  • оптимизация режима;
  • организация двигательного режима;
  • гигиенические и водные процедуры;
  • световоздушные ванны;
  • охрана психического здоровья;
  • профилактика заболеваемости;
  • оздоровление фитонцидами, ароматерапия;
  •  закаливание с учетом состояния здоровья ребенка;
  • лечебно-оздоровительная работа;
  • работа с детьми, имеющими нарушение осанки, плоскостопие;
  • реабилитационная терапия после перенесенного заболевания;
  • работа с «трудными детьми».

В детском саду разработаны и применяются три режима дня по всем возрастным группам: режим дня в зимний период, осенне - весенний режим дня, летний режим дня.  Оптимальный режим дня имеет первостепенное значение и является сам по себе  оздоравливающим фактором, правильно сочетающим основные компоненты здорового начала – покой и движение.  Каждое оздоровительное мероприятие с детьми проводится не по принуждению, а с их желанием и интересом, с учетом возрастных особенностей.

Одним из  способов оздоровления являются закаливание и профилактика простудных заболеваний. Закаленные дети обладают хорошим здоровым аппетитом, они спокойны, уравновешены, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. В детском саду используется целый комплекс закаливающих процедур. Начинается день с утренней гимнастики. Гимнастику проводит инструктор по физической культуре. После зарядки  дети проходят в умывальную комнату, где проводится процедура обливания ног водой [1, с.23].Ноги обливаются холодной водой (начальная температура воды 35 — 33 градуса, постепенно температура воды снижается до 25 — 20 градусов), затем дети по фланелевым дорожкам идут в группу и двигаются произвольно под веселую музыку до полного согревания и высыхания ног (танцы, прыжки, бег). При этом, важно отметить, что даже если ребенку в данный момент нельзя обливать ноги водой, он вместе со всеми проходит в умывальную комнату, как все проходит всю процедуру, кроме обливания водой. Это делается для того, чтобы организм реагировал на процедуру на рефлекторном уровне.

После занятий и прогулки проводится следующий блок оздоровительных процедур: придя с улицы, дети моют руки, пьют отвар из целебных трав (ромашка, крапива), затем усаживаются на ковер и проводится несколько упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А.Н., упражнений Су-Джок. Для этого используется вспомогательное оборудование: ленточки, шарики, летающие перышки, бабочки на ниточках для дыхательной гимнастики, колючие шарики и пружинки для Су-Джок терапии.

Следующий большой блок закаливания проводится после сна. Дети просыпаются, делают гимнастику в кроватках, далее небольшую гимнастику на ковре в спальне, затем проходят по колючим дорожкам с использованием разнообразной цветовой гаммы и природного материала: пуговиц, пластмассовых крышек, косичек из веревки, рельефных фигурок из дерева [4, с.149], по тазам с водой контрастной температуры: холодная  – горячая – холодная и по фланелевым дорожкам проходят на ковер и выполняют под контролем младшего воспитателя упражнения, согревающие стопы. Конечная температура холодной воды 18 градусов, горячей  40. Далее дети выходят в коридор на пробежку без препятствий или с препятствиями, под музыку бегут змейкой, идут по канату, прыгают с кочки на кочку, подлезают под дугу, перепрыгивают через кубы. Возвращаясь в группу, дети садятся на ковер «по-турецки», где воспитатель  проводит  комплекс дыхательной гимнастики, точечного массажа, ауриколотерапии [2, с.37], лечение голосом, звуком, пальчиковой гимнастики и Су-Джока [5, с.3]. Далее дети проходят в умывальную комнату, где умываются прохладной водой: смачивают шею, грудь, руки от плеча, а затем растираются насухо полотенцем. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, широко используются словесные игры, стихотворения, приговорки [3, с.47]. Основным принципом  закаливания является постепенное расширение зоны действия и увеличение времени проведения процедуры.

Одним из нетрадиционных способов оздоровления детей  являются ароматерапия, фитотерапия. В  системе проводится ароматерапия эфирными маслами пихты, сосны, лимона, эвкалипта, лаванды, можжевельника в осенне-весенний период, так как они обладают антивирусными свойствами. Для создания в группе положительной психоэмоциональной обстановки используются ароматические масла грейпфрута, апельсина, мандарина, лимона – эти масла прекрасно балансируют нервную систему, устраняют беспокойство, депрессию и приносят спокойствие и ясность, поднимают настроение у детей и взрослых. Аромакулоны, наполненные 2-3 каплями аромамасел дети с удовольствием носят в детском саду.  В игровой форме  применяются  аромалампы в виде «бабочек», «сказочного лебедя», «веселого дельфинчика» в сочетании с разноцветными фонтанчиками и музыкальным сопровождением. Уникальным является комплексное воздействие лекарственных растений за счет содержания в них биологически активных и сопутствующих веществ. В этом случае используются сборы трав, обладающие противовоспалительными, бактерицидными, успокаивающими действиями. Во время дневного сна детям предлагаются травяные «подушечки» наполненные лавандой, можжевельником, хмелем для расслабления и повышения сопротивляемости организма стрессовым ситуациям. Особенно востребованными они становятся в период адаптации детей к дошкольному учреждению, так как улучшают сон, благоприятно сказываются на состоянии нервной системы, увеличивают продолжительность сна. Ароматерапия и фитотерапия проводится с учетом медицинских показаний врачей  городской больницы, по согласованию с врачом МБДОУ, под медицинским контролем и с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников.

       В целях охраны психического здоровья широко используется музыкотерапия. Музыкотерапия - это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами  в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, и используют ее в качестве фона для непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности.

Помимо использования форм и методов оздоровления необходимо у ребенка  вызвать интерес к собственному здоровью, желание его укрепить. Воспитание здорового образа жизни проходит успешно, если ребенок будет:

  • понимать значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия;
  • знать и соблюдать правила личной гигиены;
  • понимать необходимость соблюдения режима дня;
  • придерживаться правил здорового питания;
  • понимать значение двигательной активности для развития здорового организма;
  • знать и выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
  • использовать основные природные факторы, укрепляющие здоровье;
  • знать, как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе доврачебную                  помощь;
  • понимать, что некоторые привычки представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
  • знать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, уметь распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
  • уметь оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
  • быть осторожным в общении с незнакомыми взрослыми людьми обоего пола, избегая возможных экстремальных ситуаций;
  • уметь взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при  каких условиях среда обитания (комната, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.

В связи с этим в ДОУ  используются следующие направления работы воспитания потребности в здоровом образе жизни:

  • развитие представлений о строении собственного тела назначении органов;
  • обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

Для успешной реализации задач оздоровления с детьми разработано перспективное планирование на учебный год непосредственно образовательной деятельности  с детьми по формированию представлений и навыков здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей воспитанников; подобран практический материал: конспекты образовательной деятельности «Я и мое здоровье» для разных возрастных групп; перечень бесед; перечень творческих игр; перечень дидактических, развивающих игр и упражнений; материал для чтения детям (здоровый образ жизни в рифмах, пословицы и поговорки).

Для качественной оценки эффективности  оздоровительной работы приняты следующие методы отслеживания результатов работы:

  • первичный анамнез состояния здоровья воспитанников;
  • диагностика физического состояния дошкольников (тестирование развития основных видов движения) (2-3 раза в год);
  • медико-педагогический контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями (3 раза в год в каждой возрастной группе);
  • оценка культуры здоровья детей дошкольного возраста) (2 раза в год);
  • контроль за организацией оздоровительной работы;
  • оценка эффективности оздоровления детей.

В процессе внедрения программы оздоровления, на основании данных мониторинга  были отмечены положительные результаты: дети окрепли, стали более выносливыми, регулярные нагрузки циклического характера позволили добиться снижения заболеваемости во всех возрастных группах, уменьшения количества пропусков по болезни.  По итогам оценки культуры здоровья дошкольников наблюдается повышение уровня знаний, умений, навыков. В ходе анкетирования и интервьюирования выяснилось, что родители стали больше уделять внимания оздоровлению не только детей, но и собственному здоровью. Увеличивается количество семей, посещающих физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжную базу, культурно-массовые мероприятия.

Список литературы:

  1. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48 с.
  2. Голомидова С.Е. Закаливание детей дошкольного возраста. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. - 96 с.
  3. Еременко Н.И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
  4. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемые к нему усло­виями жизни и воспи...

Современные формы и методы оздоровления детей дошкольного возраста

Оздоровительные мероприятия, закаливание в условиях ДОУ...

Современные методы оздоровления дошкольников.

Консультация об особенностях организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ....

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах, ухудшение экологической обстановки, некач...

Мой опыт работы. Консультация для воспитателей "Формы и методы оздоровления дошкольников на современном этапе"

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии...

Образовательный проект с использованием современных форм и методов привлечения дошкольников к чтению

В наш век новых информационных технологий  книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютер...