Мой опыт работы. Консультация для воспитателей "Формы и методы оздоровления дошкольников на современном этапе"
консультация по теме

Корниецкая Алла Владимировна

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Поэтому необходимо совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста за счет использования новых здоровьесберегающих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.

Поэтому здоровье детей в современных условиях является главной характерис-

тикой здоровья нации. Сохранить его в нашем современном цивилизованном мире непросто. Особую остроту приобретает проблема сохранения здоровья детского населения Крайнего Севера и районов приравненных к нему, где многофакторность климатических, социально-экономических и экологических воздействий носит чрезвычайный характер. Так, экстремальность климатогеографических условий вызывает у человека определённое напряжение деятельности организма, укладывающееся в понятие «синдром полярного напряжения», который проявляется в своеобразных изменениях и особенностях функционального состояния ведущих систем организма, в частности, кардиореспираторной. Это объясняет высокую инфекционную заболеваемость и распространённость болезней органов дыхания среди детей, проживающих в условиях Севера. Кроме того, имеют место функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (23%), нарушения зрения (21%) и нарушения речи (27%) у данного контингента детей. Поэтому, в этих условиях, где «цена адаптации» достаточно высока, необходимо совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста за счет использования новых здоровье сберегающих технологий.

Формами такой работы могут стать кинезиологическая и дыхательная гимнастика, точечный массаж, а также использование антистрессовых игрушек.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определённые физические упражнения. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

                Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.

                Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

                В основе кинезиологических упражнений лежит материал из книги А.Л.Сиротюка «Коррекция обучения и развития школьников», адаптированный с учётом особенностей и возможностей дошкольников. К каждому упражнению написаны небольшие стихи, что позволяет вызвать у детей дополнительный интерес к занятиям кинезиологической гимнастикой.

                Рассмотрим некоторые из этих упражнений:

Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правого полушария головного мозга)

  1. «Позевай»

   Крепко зубки мы потрём,

А потом сладко зевнём.

        Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов одновременно справа и слева, сделать громкий расслабляющий звук зевоты

(10 раз)

  1. «Руки»

Чтобы ручкам силу дать,

    Нужно крепче их сжимать.

Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной установки кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.

(10 раз.)

  1. «Ладонь»

          На ладонь сильней нажми,

Силу ты в неё вотри.

                Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Затем руки поменять.

(10 раз.)

Упражнения для развития абстрактно-логического мышления (левого полушария головного мозга)

Данные упражнения улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, развивают математические способности, активизируют работу головного мозга.

  1. «Язычок»

Язычок вы покажите,

   На него вы посмотрите.

Выдвигать язычок вперёд-назад.

 (10 раз.)

  1. «Ротик»

Чтобы чётче говорить,

            Рот подвижным должен быть.

Открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения сначала слева направо, затем наоборот.

(10 раз.)

Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц  глаз.

  1. «Глазки»

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2 – 3 секунды.

(6 раз.)

  1. «Глазки»

   Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1 – 2 секунды.

(10 раз.)

Упражнения на дыхание.

1.Глубоко мы все подышим,

Сердце мы своё услышим.

Сесть, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в «замок» и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать.

(2 мин.)

       2.Глубоко мы все вздохнём

 И дыхание прервём.

  Вниз закрутим ушки,

Ушки-непослушки.

Глубоко вздохнуть. Завернуть пальчиками ушки от верхней точки до мочки. Задержать дыхание.

Выдохнуть с открытым сильным звуком «а-а-а» («у-у-у»).

(10 раз)

На основе приведённых выше упражнений можно составлять комплексы кинезиологической гимнастики. При этом необходимо сохранять последовательность действия упражнений на полушария мозга. Полностью комплексы рекомендуется выполнять с группой детей ежедневно под специально подобранное музыкальное сопровождение.

Дыхательная гимнастика и точечный массаж.

                Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми решает следующие задачи:

  1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы.
  2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких.

Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлинённым и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колёса поезда» и пр.).

Тренировке дыхания способствуют доступные дошкольникам естественные движения: дозированные ходьба и бег.

Для правильного выполнения детьми дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук:

  • положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции лёгких;
  • положение и движение рук на уровне головы и выше действуют активизации дыхательной  функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы.

Очень важны комплексы, направленные на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры. Это достигается использованием упражнений для мышц плечевого пояса: поднимание рук вверх, вперёд, отведение их назад, вращение руками с разной амплитудой как в плавном темпе, так и рывками из разных исходных положений. Упражнения для мышц туловища развивают и укрепляют дыхательную мускулатуру: сгибание и разгибание ног, маховые движения ногами из разных исходных положений, разнообразные положения туловища (наклоны в сторону, вперёд, прогибание назад, вращения и т.д.). Значительное повышение внутрибрюшного давления, которое наблюдается при напряжении мышц живота, вызывает ответную реакцию со стороны диафрагмы, а это – один из путей повышения её тонуса. Укрепление мышц верхних конечностей, туловища, живота, ног усиливается путём использования специального оборудования и различных предметов (гимнастическая стенка, гимнастические палки и т.д.).

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Делая массаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом.

В массаже задействованы 7 биологически активных точек, с которыми детям удобно работать:

1)начало надбровных дуг;

2)переносица;

3)крылья носа;

4)углы нижней челюсти;

5)мочки ушей;

6)ладони;

7)спина (качание).

Оптимальное количество круговых движений – 16. Для того, чтобы точечный массаж не выполнялся детьми механически, все движения сопровождаются следующими стихами:

1-я точка: «В гости к бровкам мы пошли, пальчиками их нашли».

2-я точка: «Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок».

3-я точка: «Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим».

4-я точка: «Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись».

5-я точка: «Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть».

6-я точка: «Ручки надо растереть, чтобы больше не болеть».

7-я точка: «И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть».

Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим мы быть весёлыми, красивыми, здоровыми». Эти слова – своеобразная установка для них на весь день.

Одним из новых методов оздоровления детей можно считать включение в коррекционно-образовательную деятельность воспитанников антистрессовых игрушек. При выборе таких игрушек следует обращать внимание в первую очередь на соответствие продукции требованиям и нормам СанПиН 2.4.1.2660-10, а также на степень привлекательности для дошкольников. Эти игрушки очень приятны на ощупь. Они сделаны из гладкого эластичного прочного трикотажа ярких радужных цветов в форме животных и подушек. Ощущения, которые при контакте с ними испытывает взрослый или ребёнок, - своего рода осязательный массаж, не просто приятный, но и полезный, антидепрессивный. Манипуляции с этими игрушками помогают отвлечься, расслабиться, получить массу положительных эмоций и тем самым избежать стресса, депрессии или просто отдохнуть и поднять настроение. Секрет притягательности этих вещиц у них внутри. Формы из мягкой эластичной ткани заполнены не простым, а волшебным веществом, тем самым, которое так приятно нащупывать руками. Это мельчайшие гранулы полистирола – крохотные шарики диаметром меньше миллиметра. Именно они делают игрушку такой приятной, лёгкой, тёплой и пластичной. Поэтому их ещё называют «штучки, к которым тянутся ручки».

В ходе игровых сеансов с детьми можно проводить различные манипуляции с игрушками: сминать и разминать, надавливать, подбрасывать вверх и ловить, перебирать пальчиками, играть как на пианино, передавать друг другу, рассматривать изображения различных животных.

Такие игры дают прекрасную возможность общаться с детьми, радоваться и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Они формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Подвижные игры с антистрессовыми игрушками способствуют физическому развитию, развивают воображение и творческие навыки, эмоциональную сферу. Они облегчают процесс вхождения в группу и замкнутым, и гиперактивным детям, включая их в интересную совместную деятельность. В процессе подвижных игр дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, физические и интеллектуальные способности.

Важной особенностью этих игр является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать.

Музыкальное сопровождение игр способствует эстетическому развитию, а образность сюжетов развивает фантазию и творческие способности.

Игры с антистрессовыми игрушками можно проводить и в группе, и с одним ребенком. В процессе групповых занятий все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания.

На взрослых, воспитывающих ребёнка с интеллектуальными и функциональными нарушениями, лежит особая ответственность. Возникающие у ребенка отклонения психоэмоционального, физического и социального развития могут стать причиной возникновения тяжёлых последующих проблем в развитии. Важно понимать особенности развития ребёнка и значение своевременного психолого-педагогического сопровождения.

У каждого в детстве была игрушка, которую он очень любил, не мог без нее существовать ни днем и ни ночью, которая помогала ему жить и справляться с теми трудностями, которые взрослым кажутся несущественными и смешными, а для ребенка являются способом выживания в большом мире. Особенно это касается детей с особенностями развития. Поэтому введение в игровую и обучающую среду антистрессовых подушек и игрушек является важным шагом на пути реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и облегчает  их дальнейшую интеграцию в детский коллектив группы.

Рекомендации по применению антистрессовых игрушек в коррекционно-развивающем процессе:

  • Прежде чем вводить антистрессовые игрушки в работу с детьми, необходимо изучить методику данного вида работ.
  • Нужно постепенно осваивать с детьми одно упражнение за другим.
  • Следует эмоционально ярко подавать материал в ходе игрового сеанса, досуга.
  • При проявлении внезапных приступов агрессии и неконтролируемого поведения необходимо переключить внимание ребёнка с объекта агрессии на антистрессовую игрушку (дать в руки, разрешить проводить с ней различные манипуляции: сжимать, кидать, щипать, ударять и т.д.).
  • Такие игрушки рекомендуется давать дошкольникам в руки во время сна и фоном включать музыкальное сопровождение.
  • При недостаточном развитии моторики рук у ребёнка, специалисту, работающему с ним, необходимо использовать тактильный контакт, чёткую словесную инструкцию и методику «рука в руке».
  • Игрушки должны храниться в контейнерах в доступных для детей местах.

Используемая литература

1.Какорина Т.А., Соловьёва Т.Н. «Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы» ЗАО «МЦФЭР» журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №9 2011г., стр 34-39.

2.Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок. Волгоград: Учитель, 2009г., 207с


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семьи» (из опыта работы).

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад  и семья.

Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки.

Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель - родитель», «воспитатель - психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт.

На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы ДОУ и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей;  участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги; родительские

гостиные; почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...

Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педа...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

За последние годы состояние здоровья детей постоянно ухудшается. Это вызвано рядом факторов: дискомфортные условия для проживания человека во многих регионах, ухудшение экологической обстановки, некач...

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».

 В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граж...

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в органи...