Методика проведения подвижных игр с детьми с 2-х до 3-х лет как результат самообразования педагога.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мухина Марина Александровна

В  данном докладе автор делится опытом о методике проведения  подвижных игр с детьми от 2 до 3 лет в доме ребенка. Данная методика помогла многим детям повысить двигательную активность, положительно сказалась на их эмоциональном и физическом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Методика проведения подвижных игр с детьми с 2-х до 3-х лет как результат самообразования педагога.

ГУЗ  « Специализированный дом ребёнка»

Воспитатель старшей группы

Мухина Марина

Александровна

Методика проведения подвижных игр с детьми в доме ребёнка

         Я работаю в ГУЗ «Специализированный  дом ребёнка» в старшей группе, возраст детей от 2 до 3 лет, количество детей от 10 до 12. Для детей, воспитывающиеся в доме ребёнка, характерна определённая специфика.  Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного развития и родов, заболевания периода новорожденности, неблагополучную наследственность и т.п.; многие дети поступают  из социально неблагополучных семей. В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение со взрослыми – все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощенных к тому же неблагоприятным анамнезом. Эти дети быстро устают и возбуждаются, трудно привыкают к новым людям. Поэтому весь педагогический   коллектив дома ребёнка старается, по возможности, создать  все условия для всестороннего развития детей, приближая их быт к домашнему.

Подбор игр и рекомендации к их проведению

         Руководствуясь при отборе подвижных игр, я прежде всего опиралась на содержание игровых действий, возрастные особенности детей, их представление, умения, навыки, знания об окружающем мире, их возможности в познании нового.

       Подбирая игры, я учитывала состав группы, так как у многих детей, пришедших к нам в группу, не было навыка совместных действий со сверстниками, а некоторые долго не могли привыкнуть к режиму дня.

        Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно в разное время. Наиболее целесообразны  подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Поэтому я подбираю  игры в зависимости от сезона, времени дня, Состоянии погоды, температуры ( в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования.

       В разные времена года возможность проведения подвижных игр неодинакова. Например,  зимой на воздухе подвижные игры с быстром бегом и подпрыгиванием я не проводила, так как теплая одежда и обувь затрудняют движение детей. Своеобразие провести игры малой подвижности с учётом  размеров площадки или провести их в помещении. Наиболее благоприятными сезонами для проведения игр на свежем воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время года я старалась использовать игры с самыми разнообразными двигательными заданиями.

     При выборе игры необходимо учитывать, в какое время дня она проводится. В первой половине дня целесообразно проводить игры более подвижные, сочетая их с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. После музыкальных и физкультурных занятий лучше проводить менее подвижные игры, а после рисования и лепке, наоборот. В конце дня, не задолго до сна, игры должны быть более спокойными.

       Для проведения подвижных игр необходимо создать соответствующие гигиенические условия. Если игры я провожу в помещении, то комнату или зал, обязательно проветриваю. Перед игрой делается влажная уборка. Форточки во время подвижной  игры оставляя открытыми. Температура воздуха в помещении не должна превышать +18 - +20. Одежду для детей подбираю теплою, но лёгкую, что бы не ограничивать свободу детей, а обувь легкую и удобную.

      При проведении подвижной игры на свежем воздухе дворник подметает и поливает площадку, чтобы не было пыли. Продолжительность подвижной игры в младшей группе зависит от характера игровых действий, от количества играющих, от условий проведений, настроения детей, поэтому длительность ее может быть от 5 до 10 минут.

     Обязательно включаю подвижные игры в занятия по физической культуре, однако стараюсь подбирать уже  знакомые детям игры, которые не требуют длительного объяснения.

Подготовка к игре

При подготовке к игре прежде всего знакомлюсь с содержанием подвижной игры, затем уже готовлюсь к ее проведению. Подбираю игру в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью, с условиями проведения, наличием пособий, состоянием погоды и пр. заранее уточняю содержание игры, её правила, повторяю текст (если он есть в игре), продумываю приемы активизации детей, подготавливаю всё необходимое оборудование. Малышей до игры стараюсь познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки, что помогает детям быстрее освоить игровые действия.

    Предварительно знакомлю детей с предметами, которые будут использованы в игре. Даю возможность рассмотреть их, попробовать поиграть с ними, чтобы при выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от главной цели.

    Непосредственно перед игрой готовлю все необходимое оборудование, раскладываю его так, чтобы детям было удобно им пользоваться, размечаю места для играющих. Перед началом игры привлекаю малышей к расстановке игрушек и пособий. Так, например, перед проведением игр «Птички в гнёздышках» «Воробушки и автомобиль»  прошу детей помочь мне принести стулья. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению заданий.

Руководство подвижной игрой

     При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Поэтому я всегда делаю упор на развитее и совершенствование движений детей, а также приучаю детей действовать в коллективе в соответствии с правилами, которые в том возрасте сводятся к воспитанию организованности, дисциплины, умения сдерживать себя и выполнять двигательные задания по сигналу.

    В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельно двигательной активности детей беру на себя ведущую роль, а также в игре стараюсь быть не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т.п.).  В этом случае малыши не только с удовольствием играют, но и, подражая действиям взрослого, стараются как можно лучше выполнять движения в соответствии с правилами игры.

     Очень важным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Поэтому при объяснении малышам правил игры стараюсь эмоционально, выразительно передать интонациями своего голоса характер персонажей. При объяснении обращаю внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произношу слова, сопровождающиеся теми или иными движениями, чётко не торопясь; несколько громче произношу последнюю фразу текста, если она служит к смене движений.

     Сюжетные игры объясняю детям коротким образным рассказом, чтобы вызвать у ребёнка яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре. Часто объяснение подвижной игры совпадает по времени с началом и развертыванием самой игры. Например, говорю детям, что сейчас буем играть в игру «Птички в гнёздышках», и тут же предлагаю детям занять гнёздышки  (заранее нарисованные кружки или поставленные скамеечки).  Затем, продолжая объяснение, говорю, что по сигналу « Солнышко!» все птички вылетают из гнёздышек и будут летать, при этом показываю, как они будут летать, и предлагаю детям-птичкам  полетать вместе со мной. Через некоторое время объясняю: «Дождик пошёл, все птички прячутся в гнёздышки», - и поясняю, что все дети должны убежать и встать в свои кружочки. При объяснении игры большое количество слов,   различные интонации, что значительно обогащает речь детей.

     Игровые упражнения также сопровождаются пояснением, проговариванием от начала до конца. Например, руководя действиями детей в игровом  упражнении «через ручеёк» говорю: «Теперь Максим будет переправляться через ручеёк. Иди  Максим, не бойся ручеёк не глубокий»; «Осторожно, не спиши, а то попадёшь в воду и промочишь ноги»; «Вот молодец!». Попутно разговариваю с другими детьми: «Маша, а ты хочешь прийти через ручеёк?» - спрашиваю  у неё. Если вижу, что ребёнок боится, говорю: «Машенька, не бойся, я возьму тебя за ручку, и мы вместе пойдём через ручеёк». Постоянное словесное общение с взрослыми доставляет детям радость и приносит большую пользу развитию их речи, воображению.

    Для совершенствования движения детей использую разнообразные приёмы: показ, пояснение, указание, игровые образы. В процессе игры обязательно слежу за выполнением правил, взаимоотношениями между детьми, за их состоянием. Если дети слишком возбуждены или я вижу признаки утомления, то в этом случае прекращаю игру и переключаю детей на более спокойную деятельность.

Индивидуальный подход к детям. Повторение и усложнение подвижных игр и упражнений

      Важным условием правильного руководства деятельности детей является индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр и упражнений. Подвижность детей младшего дошкольного возраста чрезвычайно разнообразна, многие из них не обладают еще необходимыми навыками и умениями, движения их ограничены и однообразны. С этой целью я изучила движение детей, понаблюдала за их играми и самостоятельной двигательной активностью.

      Проанализировав свои наблюдения, все задания в играх и игровых упражнениях, я подбирала с таким расчётом чтобы они соответствовали возможностям детей. Весь игровой материал, я старалась распределить в определённой последовательности, с учётом сложности движений. За основу взяла тот объект игр, который рекомендован программой воспитания детей младшего дошкольного возраста.

     Игры, основанные на простых заданиях, такие как «Бегите ко мне», «Догони мяч», проводила в начале с небольшой подгруппой детей (4-6 человек). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а мне было легче научить их координации движений. Постепенно в играх я усложняла задачи.  Например, в игре « Бегите ко мне», дети не просто бежали, а, изображая птичек, махали ручками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросала я сам, а затем стали бросать и сами дети.

     В дальнейшем я старалась подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей.

    Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки дети спрыгивали на цветную дорожку, сделанную из клеёнки. В дальнейшем я поставила 2 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелила дорожки разного цвета. Это дало мне возможность одновременно учить спрыгивать большое количество детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем это движение мы повторяли с детьми в игре «Воробушки и автомобиль».

        При обучении действиями с мячом первые игровые упражнения проводила с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учила прокатывать мяч друг другу, через ворота, между предметами, попадать мячом в предметы, скатывать  мяч по доске. С этой целью я использовала игровое движение «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении – не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать. Дети выполняли и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Скати мяч с горки» и др. чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, я старалась использовать яркие пособия: дуги, мчи, дорожки разной длины и разного цвета.

    Большое место в работе с детьми третьего года жизни занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение  этих задач, прежде всего, зависит от воспитателя, насколько он сумел заинтересовать малышей игрой, поэтому он должен широко использовать  такие методические  приёмы, как показ  и объяснение того, как надо выполнять движения. Так, в игре «Мой весёлый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагаю детям подрыгивать повыше, поощряя пи этом малышей, старающихся правильно выполнить задание.

         Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако мои наблюдения показали, что интерес к игре,  двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течении длительного времени в том же варианте, ни чего не изменения. Это обстоятельство подтолкнуло меня более серьезно подходить к варьированию игр.

     При разработке вариантов подвижных игр я старалась использовать различные пособия: шнуры, кубы, обручи, скамейки и т.д., что позволило мне, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой – сохранить интерес к их выполнению. Так, в игре «Воробушки и автомобили» , улетая от автомобиля, дети воробушки занимали гнезда – обручи. В усложненном варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, на перекладину лесенки и т.д.)

    При обучении основным движением я старалась воспитывать у детей умение действовать сообща, слушать меня, начинать и заканчивать действия  в соответствии с моими указаниями.

    В результате проведенной работы движение детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные игры с мячом. Коллективные подвижные игры научили детей играть вместе, дружно, уступать и помогать друг другу, во время бега не наталкиваться друг на друга. Ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя и в соответствии с правилами данной игры.

    Детям моей группы выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Подвижная игра помогла многим из них преодолеть робость, застенчивость. Подчинение правилам игры воспитало у детей  организованность, внимание, умение управлять своими движениями и способствовало появлению волевых усилий. Все это позволило повысить двигательную активность у детей, как в самостоятельной деятельности так и на занятиях по физическому воспитанию, положительно сказалось на их эмоциональном и физическом развитии.

   Работа показала свою эффективность и значимость, но мы не останавливаемся на достигнутых результатах и двигаемся вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Методика проведения подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Сообщение «Методика проведения  подвижных игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья».   Заслушали на М.О. Воспитатель Пахомова Е.С.         ...

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке) - подсказки для инструктора

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога...

Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Методика проведения подвижной игры детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и владеющего разными двигательными нав...

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке). Варианты усложнения

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведе...

Консультация для воспитателей «Роль игры и методика проведения подвижных игр с детьми в процессе развития физических качеств».

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить св...

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Методы и этапы проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, будут четко выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем....