Закаливание – один из способов оздоровления дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Лайшева София Саитовна

        Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить,  вернуть же его очень трудно.                                                                                                                            Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   В современном обществе проблема здоровья и его сохранения стоит более, чем остро Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 4 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной               Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом Важную роль играет  закаливание..  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание –

один из способов оздоровления дошкольников

    Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить,  вернуть же его очень трудно.                                                                                                                                              

Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования

В современном обществе проблема здоровья и его сохранения стоит более, чем остро Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 4 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Очень многие дети малоподвижны, скованны, неуверенны в своих движениях. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом Важную роль играет и закаливание.  

На своевременном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных  Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности.

Что такое Закаливание?

Что же подразумевается под понятием Закаливание?

Закаливание - мощное оздоровительное средство, которое в 2-4 раза снижает число простудных заболеваний. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
       
Первое условие закаливания – процедуры проводятся не от случая к случаю, а систематически, каждый день.
       
Второе условие – продолжительность процедур увеличивается постепенно.
       
Третье условие – обязательно учитывается состояние здоровья и эмоциональное состояние ребенка

         В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям метеорологических факторов

         Методы закаливания делятся  на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные).

          Нетрадиционные методы основаны на контрасте температур.

          В течении дня мы с нашими ребятами проводим большое количество оздоровительных мероприятий.

Все они проходят в интересной игровой форме с использованием различных атрибутов

Представляем Вам некоторые фрагменты  закаливания из жизни нашей группы.

Утро у нас начинается с зарядки, которая проводится ежедневно перед завтраком.  Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение на весь день,  воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями .                  Проводит  утреннюю зарядку инструктор физического воспитания                                         Булакова Е.А.
         
Мы используем утреннюю гимнастику  и  в форме музыкально-ритмических игр, т.к. танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют дыхание, активно влияют на кровообращение. Проводит  утренние музыкально-ритмические игры музыкальный руководитель.

В процессе утренней гимнастики  педагоги следят, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

          Отдых в середине дня детям просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день?!

 Мы, в группе, после «тихого часа» , проводим бодрящую гимнастику- физкультурно – оздоровительный час.

Цель  физкультурно – оздоровительного  часа:

Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна, устранения сонливости и вялости. Повышение уровня здоровья детей, снижение заболеваемости, поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью физических упражнений.

Задачи:

1. Формирование традиций группы — пробуждение детей под музыку.

2. Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия; развитие физических навыков.

3. Развитие эмоциональной отзывчивости, стремление общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Развитие коммуникативно-речевого общения через игровую деятельность и чтение стихотворений.

          В течение года используем  разные варианты бодрящей гимнастики.

Комплексы гимнастики после дневного сна составляются на две недели, и  проводится ежедневно после дневного сна

За это время дети успевают овладеть техникой выполнения упражнений, а благодаря частой смене комплексов поддерживается интерес к гимнастике.

После дневного сна используем  разные варианты бодрящей гимнастики:    

  1. Гимнастика в постели
  2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Точечный массаж.
  5. Самомассаж.
  6. Индивидуальные задания
  7. Пробежки по массажным дорожкам; Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
  8. Водные процедуры

Бодрящую гимнастику мы стараемся проводить под музыку, которая положительно    воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, задает ритм движениям, облегчает их выполнение. Просыпаются дети под музыку намного быстрее! Конечно, не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна - улыбающееся доброе лицо взрослого человека, в группе – воспитателя,  а также слышать плавную, размеренную речь, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих.

Начинают дети  гимнастику в кроватях. Лежа в постели, поверх одеяла, выполняют в течение 3-5 минут физические упражнения, охватывающие все группы мышц.

Воспитатель тихим голосом , под музыку:

Ребята, вставать пора!

Просыпайтесь, детвора,

Одеяла в сторону, Пусть вам не мешают.  

Ведь гимнастика всем вам

Расти помогает!

Упражнения для кистей рук, пальцев ног.

Сон закончился - встаем!

Но не сразу.

Перед тем как нам вставать,

Надо ручки нам размять.

Для начала мы с тобой,

Кулачки сжимать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять

Снова повторяем.

Посмотрите вместе с нами,

Пальцы ног сгибаться стали. 

Упражнения для торса :

Мы зарядку делать будем,

Мы руками быстро крутим.

То вперед, а то назад,

Так 12 раз подряд.

Ножки выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Раз, два, три, четыре, пять

Вдох и выдох делать,

мы не забываем

Велотрасса:

Это трасса велокросса (начинают медленно)

Крутятся вперед колеса

Едем на велосипеде (быстро)

Мчимся к финишу - к победе! (замедляют)

Упражнения для стоп:

Сели, Упражненье «Утюжок»

с вами мы покажем.

Ножку левую погладим,

Раз, два, три, четыре, пять

Снова повторим

Правую, в обиду, тоже не дадим.

Раз, два, три, четыре, пять.

«Рыбка».

И.п.: лежа на животе, руки под подбородком.

На счет 1- З приподнять голову, руки и ноги тянуть вверх,

на счет 4 - вернуться в и.п.

Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, повышающих иммунитет. Особенно это важно для детей с ослабленным иммунитетом и детям с нарушениями зрения.

Точечный массаж- это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек.

Точечный массаж

Если нас, ребята, спросят,

Для чего нам нужен носик

Что мы будем отвечать?

Помогает нам дышать.

Если вы еще в кроватках,

Есть для носиков зарядка.

Массаж лица  «Слепи красивое лицо»

Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.

Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.

Помассируем мы ушки и разгладим  лобики.

Похлопаем по щечкам  Только понежнее.

А вот по подбородочку Можно посильнее.

Массаж рук :

«Дождик моет руки»

И.п.: поза по – турецки.

Выполнять движения, как при мытье рук.

Потереть ладонь о ладонь , пока они не нагреются.

Ручки друг о     дружку трем, Теплоту им придаем

После выполнения бодрящей гимнастики в кроватках , дети встают и , на полу , у кроватки, выполняют различные движения: :ходьба по кругу на пятках и  носках, ходьба парами, медленный бег, перекаты- упражнения для профилактики плоскостопия,

Спрыгнули с кроваточки , Делаем зарядочку.

Цапля».

И.п.: встать прямо около кровати, ноги вместе, руки на поясе. Поднять согнутую в колене ногу, носок вытянуть, прикоснуться им к колену; бедро параллельно полу. Стоять около 30 секунд.

«Мельница».

И.п.: около кровати - ноги слегка расставлены, руки опущены. 1-8 — поочередное вращение прямых рук, выполнить то же в обратную сторону — пауза.  Повторяем 2 раза.

 

«Мы растем»

 И.п.: основная стойка около кровати, руки опущены. Соединить руки в «замок», поднять их вверх, вывернув сцепленные пальцы; потянуться вверх руками и макушкой; пятки от пола на отрывать; вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

Упражнение дыхательной гимнастики:

«Шар лопнул».

И.п.: ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны — вдох;

хлопок перед собой — медленный выдох на звуке «ш-ш-ш-ш» (4-5 раз).

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего - это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками. А помогают нам в этом наши родители. В нашей группе они смастерили:

 Массажные коврики; Гантели; Бильбоке; Ходунки; Султанчики; сшили Спортивные мешочки , наполненные фасолью и горохом , «Змейку», Следочки ;   Массажные варежки  ( на варежки  нашиты пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, разного цвета.) 

Упражнения выполняются стоя на полу -  растирание рук, ног, спины варежками .

Дружно встали.

Раз два три. Маечки мы сняли, варежку нашли.

Выполняем упражненье.

Быстро делаем движенья.

Если нравится тебе, то делай так

раз-два-три-четыре (растираем правую руку)

Если нравится тебе, то делай так

раз-два-три- четыре (растираем левую руку)

Если нравится тебе, то делай так

 раз-два-три-четыре (растираем правую ногу)

Если нравится тебе, то делай так

раз-два- три- четыре (растираем левую ногу)

Если нравится тебе, то делай так

раз-два – три - четыре (растираем спину по часовой стрелке)

Если нравится тебе, то делай так

 раз-два - три - четыре (растираем спину против часовой стрелки).

Ходьба босиком - это своеобразные сеансы точечного массажа и закаливания, поскольку на стопах тоже имеются закаливающие зоны и нервные окончания всех органов тела.

На полу раскладываем специальные  массажные коврики –дорожки, которые предназначены для босохождения, исправления и предотвращения плоскостопия.

Ходьба по  различным массажным дорожкам, потопаться по ним на месте, перешагивание через них - очень нравится детям

 По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения:

Чтобы сил набрались ножки , пошагали по дорожке.

 По дорожкам мы идем , друг за другом босиком.

 Этот коврик очень важный ,  он лечебный, он массажный.

 Этот коврик необычный,  пуговичный, симпатичный.

 Есть следочки для ходьбы, «Мешочки с горохом» есть для головы,

«Змейка» есть и лесенка,  Есть ребристая доска,

 Будем здоровыми всегда!

Дорожка - следы

Развивает ходьбу обычным шагом, по готовым следам.

Массажная дорожка

Данное оборудование изготовлено  из пуговичек и мочалок для мытья посуды.

Ходунки

Предназначены для выполнения основных видов движения, для развития координации движения, для самостоятельной игровой деятельности.

«Мишка косолапый» - ходьба по спальне на внешней стороне стопы.

По дорожкам и по змейке мы пойдем,

Наши ножки разомнем.

Дорожки ребристые, колкие, пушистые.

Мешочки с горохом -ползание на четвереньках с мешочком на голове, на спине, ходьба с мешочком на голове.

Цель: развитие способности тела сохранять устойчивое состояние в движении; развивает глазомер, точность, ловкость движений.

Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили,

Вот так, вот так -  Головой своей крутили.

Проводится дыхательная гимнастика с движениями.

Дети стоят.

Воспитатель:

Встали , ручки опустили Мы подуем высоко – с-с-с-с (встают на

носки ,поднимают руки)              

Мы подуем низко –с-с-с-с (приседают  руки вперед)

Мы подуем далеко – с-с-с-с   (вытягивают руки вперед)

Мы подуем близко – с-с-с-с   (подносят ладони ко рту)

Самомассаж

Мячик  колет  нам   ладошки,                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Поиграем с ним немножко.

После окончания упражнений, дети выполняют водные процедуры

 - Формирование культурно-гигиенических навыков....

 Умывание:

- засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать воды;

- вымыть лицо двумя руками;

- мыть руки до локтя с мылом; обмыть руки;

- насухо вытираться своим полотенцем …

Обширное умывание также является одним из эффективных методов закаливания.

Общая продолжительность закаливающих процедур -10 минут.                                                            

Таким образом, бодрящая гимнастика способствует активному включению детского организма в рабочий ритм, дает возможность восстановить и укрепить здоровье детей, улучшить их психоэмоциональное самочувствие

Кроме этих закаливающих процедур, мы проводим и другие  - точечный массаж лица и рук, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз, чтобы снять зрительную нагрузку у детей; 
релаксацию -  для снятия напряжения, в групповой комнате – малоподвижные игры. Обучаем детей элементарным здоровьесберегающим технологиям.

Прогулка

         Прогулки в детском саду зимой – неотъемлемая часть нашей жизни .

Это не только прекрасное время для развлечений на открытом воздухе, но и замечательный способ оздоровления. Все мы знаем пользу летних прогулок,  , но зимние прогулки не менее полезны - они чрезвычайно полезны для детского организма, так как зимний воздух более насыщен кислородом, чем летний, К тому же зимние прогулки благотворно влияют на здоровье ребенка, его иммунитет, так как происходит закаливание организма.

Все эти упражнения  способствуют активному включению детского организма в рабочий ритм и дают возможность детям укрепить здоровье, улучшить их психоэмоциональное самочувствие, поднимают мышечный тонус. А так же  вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют дыхание, активно влияют на кровообращение, создают бодрое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терренкур как один из способов оздоровления детей на прогулке.

Терренкур или дозированная ходьба – это чередование ходьбы по ровной местности по принципу постепенного наращивания темпа или двигательной активности с целью регуляции кровообращения....

Терренкур как один из способов оздоровления детей дошкольного возраста.

Приобщение ребенка к здоровому образу жизни — одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования. Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефек...

«Закаливание — один из способов оздоровления детей»

«Закаливание — один из способов оздоровления детей»Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными з...

Консультация «Закаливание – один из способов оздоровления детей»

Одна из важнейших задач современного дошкольного воспитания – снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями. Вместе с администрацией и медицинским персоналом...

План по самообразованию ТЕМА: «Закаливание- один из способов оздоровление детей»

Здоровье-это большой дар,без кторого трудно сделать жизнь счастливой,интересной и долгой.Здоровье легко потерять,ослабить,вернуть же и его очень трудно....

«Закаливание – один из способов оздоровления детей»

laquo;Закаливание – один из способов оздоровления детей»...