Значение подвижных игр в социально-личностном развитии дошкольников.
консультация по теме

Смирнова Юлия Валерьевна

  В педагогической науке  подвижная игра рассматривается как  одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, себя, своё тело, свои возможности. В них развиваются фантазия, воображение, формируются социальные качества. Игры воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podvizhnaya_igra.zip7.2 КБ

Предварительный просмотр:

Значение подвижных игр в социально-личностном развитии дошкольников.

   В педагогической науке  подвижная игра рассматривается как  одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, себя, своё тело, свои возможности. В них развиваются фантазия, воображение, формируются социальные качества. Игры воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу.

  При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

     Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

    В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

     Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике.

    Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас детей, обогащают и развивают речь.

    Играя, ребенок учиться совместным действиям, планирует свои поступки, соотносит их с требованиями группы, в которой он играет. Начинает осознавать себя как личность и одновременно часть единой команды.

      Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личностные (происходит соподчинение мотивов).

2.  Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок,  принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные делания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

     Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию ( подвижные игры с правилами (сюжетные и не сюжетные) и спортивные игры (баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол).

  Воспитатель - непременный организатор и участник игры. Важно правильно организовывать игру в отношении содержания, очерёдности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения. При планировании игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то можно ограничиться на прогулке игровым упражнением. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой прогулку желательно начинать с организованной подвижной игры. Ознакомление детей с новой игрой проводится чётко и лаконично, образно и продолжается 1,5-2 мин.  Необходимо ознакомить детей с содержанием игры, показать подобранные к ней атрибуты, предложить надеть их, познакомить с правилами игры. При этом желательно объяснения сочетать с показом некоторых движений: как правильно прыгать, приседать, куда бежать, где прятаться. Особое внимание уделяется сигналам, по которым надо менять движения, начинать или прекращать действия.

     В задачу воспитателя входит наблюдение за состоянием играющих: в зависимости от этого желательно увеличивать или уменьшать время подвижной игры, количество её повторений, регулировать длительность перерывов между действиями, удлинять или сокращать дистанции перебежек, варьировать количество прыжков, подскоков. Поддерживая радостный настрой играющих, воспитатель внимательно следит за каждым ребёнком: одного побуждает к более энергичным движениям, другого ограничивает, снимая излишнее возбуждение. Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности, помогает каждому ребёнку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.

   Важно объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: отметить ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество. Отмечая  действия детей, нарушивших условия и правила игры воспитатель высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше. Необходимо оценивать достижения ребёнка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребёнка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорными и двигательным опытом.

 Литература:

Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.

Э.Я. Степаненкова. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет /- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2015.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы представляет собой теоретическое обоснование, планирование и методическое обеспечение по реализации образовательной области "Социализация"...

Преодоление социально-личностных нарушений у дошкольников методом рисования на песке.

Описание опыта работы с дошкольниками, имеющими эмоционально-личностные расстройства методом песочного рисования....

Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...

«В гостях у Дружбы» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА.

Проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их обще...

Консультация для педагогов "Подвижные игры для социально-личностного развития детей дошкольного возраста"

Данная консультация предназначена для педагогов. В ней раскрыты подвижные игры, направленные  на социально-личностное развитие дошкольников....

Консультация для воспитателей "Развитие социально-личностной компетенции у дошкольников"

В современной системе образования на первое место выходит формирование ключевых компетенций, одной из которых является социально-личностная компетенция....