«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. »
проект по коррекционной педагогике по теме

Миненкова Наталья Вячеславовна
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в частности детям с нарушением зрения, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 2007 по 2012 г. снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minenkova_prezentatsiya.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: « РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА » Выполнена: Миненковой Натальей Вячеславовной

Слайд 2

Актуальность исследования Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в частности детям с нарушением зрения, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 2007 по 2012 г. снизилась с 48,3 до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию. Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе осуществить программу ранней помощи детям. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество

Слайд 3

Учёные, занимавшиеся изучением данной проблемы О.Л. Алексеев, Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Т.П. Головина, М.И. Земцова , А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.

Слайд 4

Методологический аппарат исследования Цель исследования - изучить особенности развития навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения, а также теоретически обосновать, разработать, апробировать и проверить эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект исследования - навыки самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения Предмет исследования- процесс дифференцированной коррекционно-развивающей работы по развитию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Слайд 5

Гипотеза исследования . Предполагается, что коррекционно-развивающая работа по развитию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет эффективна, если в нее включить: рациональную организацию ранней комплексной помощи детям со зрительным дефектом; координированную работу всех педагогов, работающих с детьми третьего года жизни с нарушением зрения; организацию эффективного взаимодействия с родителями, имеющими детей со зрительным дефектом; использование алгоритма формирования предметной отнесенности слова на полисенсорной основе.

Слайд 6

задачи исследования : 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу и определить степень разработанности проблемы развития навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения; 2) провести психолого-педагогическое обследование детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения для выявления особенностей развития навыков самообслуживания детей данной категории; 3) определить педагогическую технологию развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Слайд 7

методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической, медицинской и психолингвистической литературы по проблеме исследования, обработка результатов исследования – эмпирические: изучение и анализ анамнестических сведений, медицинской документации, анкетирование, беседа с родителями и педагогами, структурированное наблюдение в процессе свободной и образовательной деятельности, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов.

Слайд 8

База исследования Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ № 125 – детского сада комбинированного вида г. Тулы. Исследованием было охвачено 11 детей в возрасте 3-4-х лет с нарушением зрения, их родители.

Слайд 9

Характеристика диагностической программы, применяемой в данном исследовании цель исследования : выявление особенностей и оценка состояния навыков самообслуживания детей третьего года жизни с нарушением зрения. задачи: определить уровень навыков самообслуживания детей третьего года жизни со зрительным дефектом. уточнить представления о влиянии зрительной патологии на процесс становления навыков самообслуживания детей младшего дошкольного с нарушением зрения.

Слайд 10

Характеристика диагностической программы, применяемой в данном исследовании (Продолжение) Диагностика социально-бытовых навыков проводилась методом наблюдения. Констатирующий эксперимент проходил в 3 этапа. На каждом этапе также оценивалось понимание детьми обращенной речи. На первом этапе констатирующего эксперимента у детей выявляются знания по темам: «Части тела», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы, необходимые для блока «навыков удовлетворения естественных потребностей». На втором этапе констатирующего эксперимента у детей обследуют умение застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы. Третий этап посвящен непосредственно изучению сформированности навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения.

Слайд 11

проведение констатирующего этапа эксперимента «Навык приема пищи» «Навык пользования одеждой и обувью»

Слайд 12

проведение констатирующего этапа эксперимента «Навык удовлетворения естественных потребностей»

Слайд 13

Оценка развития навыков самообслуживания в блоке «Навыков приема пищи»: сесть за стол; пользоваться ложкой; пользоваться чашкой; вытирать рот салфеткой; убирать за собой посуду и задвигать стул; в блоке «Навыков удовлетворения естественных потребностей»: проситься в туалет; сидеть на горшке; ходить в горшок; открывать кран с водой; брать мыло и намыливать руки и тереть их друг о друга; смывать мыло; закрывать край; вытирать руки полотенцем; в блоке «Навыков пользования одеждой и обувью»: надевать брюки; надевать футболку; надевать куртку; застегивать молнию на куртке; надевать ботинки; снимать брюки; снимать футболку; снимать куртку; расстегивать молнию на куртке; снимать ботинки; убирать одежду в шкаф (вешать на стульчик);

Слайд 14

Содержание и методика коррекционно-развивающей работы Цель коррекционно-развивающей работы : развитие навыков самообслуживания детей младшего дошкольного с нарушением зрения. Методы : наглядные (демонстрация, наблюдение, показ способов действия), практические (обследование, упражнение), словесные (объяснение, беседа), игровые (дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые игры, игровые оболочки, игровые персонажи), методы эмоционального стимулирования (положительное отношение, поощрение, ситуация успеха). Формы работы: – индивидуальная (отрабатываются отдельные операции); – групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания). Продолжительность одного занятия, как индивидуального, так и группового, – 15 минут. Занятия проводятся 1–2 раза в неделю

Слайд 15

. Название раздела Цель Первый раздел «Социальная активность» формирование способов коммуникативной, игровой деятельности ребенка с нарушенным зрением, развитие его эмоциональной сферы, нацелен на обеспечение условий по предупреждению возникновения трудностей в общении ребенка со взрослыми и сверстниками. Второй раздел «Предметные представления» формирование системного характера представлений о предмете у детей с нарушениями зрения, т.е. у ребенка появляется целостное, структурированное представление о предмете (его функциях, строении, материале, из которого он изготовлен, назначении), а также формированию умений использовать их в процессе социально-бытовой ориентировки. Третий раздел «Самообслуживание» формирование соответствующих возрасту ребенка с нарушенным зрением культурно-гигиенических знаний, умений и навыков, навыков использования специфических приборов в процессе выполнения бытовых действий (дозаторов, говорящих часов, контрастных салфеток, секционной посуды, и пр.) и тактильных меток, облегчающих процесс ориентировки в быту. Четвертый раздел «Ребенку о нем самом» формирование представлений о своем физическом «Я», адекватного отношения к своим возможностям, развитие рефлексивных способностей в процессе социально-бытовой ориентировки. Пятый раздел «Приобщение ребенка к труду взрослых» вхождение дошкольников с нарушениями зрения в реальные трудовые связи, освоению ими трудовой деятельности и овладению в ней позицией субъекта, установлению социальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Слайд 16

Проведение формирующего этапа эксперимента

Слайд 17

Проведение контрольного этапа эксперимента

Слайд 18

Результаты обследования навыков самообслуживания, в %

Слайд 19

. Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена и решены поставленные задачи.

Слайд 20

Благодарю за внимание! .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

Проектная деятельность " Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Материал по развитию культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы...

Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

План по самообразованию Тема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

План по самообразованиюТема: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр» Актуальность: Д...