Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
материал на тему

Борисенко Наталья Евгеньевна

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Публикация27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 102 г. Томска

Публикация

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель:

Борисенко Н. Е.

Томск 2015

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

           Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки . Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Освоение навыков умывания.

Обучение детей третьего года жизни навыкам умывания происходит в повседневной жизни при выполнении режимных моментов (подготовка к завтраку, обеду, полднику, ужину), в сюжетно-отобразительных, дидактических играх.

Последовательность обучения навыкам умывания.

1.Цель: учить детей мыть руки, соблюдая последовательность действий с небольшой помощью взрослых.

           Действия взрослого

               Действия детей

Предлагает небольшой подгруппе помыть руки;

закатывает рукава детям;

открывает кран, регулирует воду;

показывает, как брать мыло;

помогает намылить руки до образования пены;

помогает снять полотенце и вытереть руки;

закрывает кран

Мочат руки под струей воды;

берут мыло в руки;

намыливают руки вместе с воспитателем;

смывают мыло, не разбрызгивая воду;

вытирают руки с помощью воспитателя

2.Цель: учить мыть руки в правильной последовательности с усложнением( дети намыливают руки самостоятельно либо при небольшой помощи воспитателя.

3.Цель:Продолжаем учить мыть руки в правильной последовательности действий с небольшой помощью взрослого, включая новые навыки.(стряхивают воду с рук «ладошки поздоровались»).

4.Цель: продолжать учить мыть руки; закрепить последовательность действий с небольшой помощью взрослых; вызвать положительные чувства у детей к мытью рук:  «Чистая водичка

          Моет Вове личико

          Танечке - ладошки,

          Пальчики – Антошке»

5.Цель:продолжать учить мыть руки; закрепить последовательность действий с небольшой помощью взрослых, включая новые навыки; продолжать вызывать у детей положительные чувства к мытью рук: «Как хорошо, когда руки чистые».(Дети самостоятельно снимают полотенце с вешалки и вытирают руки.)

6.Цель: продолжать учить мать руки; закрепить последовательность действий, добавляя новое действие(самостоятельно закатывают рукава, вешают полотенце на вешалку), продолжать вызывать положительные чувства у детей к мытью рук: «Как хорошо, когда ручки чистые».

7.Цель: продолжать учить мыть руки; закрепить последовательность действий; вызвать положительные чувства: «Вы молодцы!»(дети самостоятельно намыливают руки).

8.Цель:продолжать учить мыть руки, закрепляя последовательность действий; вызвать положительные чувства:»Вы молодцы!»(дети при необходимости моют лицо, закрывают кран). «Водичка – водичка,

                                          Умой моё личико:

                                          Чтобы глазки блестели,

                                           Чтобы щёчки краснели,

                                           Чтоб смеялся роток,

                                           Чтоб кусался зубок.»

9.Цель: закрепить последовательность действий при мытье рук; побуждать выполнять действия самостоятельно в определенной последовательности; вызвать положительные чувства: «Я – сам!» (самостоятельно открывают кран).

10.Цель: закрепить последовательность действий при мытье рук; побуждать выполнять действия самостоятельно в определенной последовательности; вызывать положительные чувства: «Я – сам!», «Я – молодец!».

Обучение навыкам одевания.

Обучение навыкам одевания проходит на занятиях, в совместных играх, при проведении режимных моментов(подготовка ко сну, одевание после сна, сборы на прогулку, возвращение с прогулки).

        

                                    Сборы на прогулку

Цель: закрепить умение последовательно надевать верхнюю одежду при небольшой помощи взрослого.

Воспитатель от имени Машеньки говорит детям, что они научили ее правильно одеваться и умеют это делать сами. Она посмотрит, как детки правильно одеваются, не разбрасывают ли свои вещи, чтобы они не потерялись, предлагает детям снять туфельки и носочки и поставить их в шкафчик. Из шкафчика достать колготки, положить их правильно на коленочки и надевать сначала на одну ножку, затем  - на другую. Воспитатель при необходимости помогает, поправляет и приодобряет.

                    «Раз, два, три, четыре, пять –

                     Собираемся гулять,

                      Завязали Катеньке

                     Шарфик полосатенький.

                      Давай будем одеваться!

                      Я – сама, я – сама.

                      Завяжи потуже шарф,

                      Будем делать снежный шар.

                      Я шар покачу!

                      Гулять хочу!»

Воспитатель спрашивает, что будем одевать дальше и помогает детям одеваться и обуваться.

                       «Вот они сапожки,

                         Этот с левой ножки,

                         Этот с правой ножки.

                         Если дождик пойдет,

                         Наденем калошки!

                         Вот как хорошо!»

                                              Возвращение с прогулки

Цель: закрепить последовательность действий при раздевании; побуждать выполнять действия самостоятельно, аккуратно складывая вещи в шкафчик; вызывать положительные чувства к порядку в шкафчиках.

   Воспитатель с подгруппой детей и куклой Машей возвращаются с прогулки. Раздевая куклу, он показывает пример последовательности раздевания, предлагая детям помогать друг другу. После того как снимается какая-либо одежда, напоминает, что ее нужно аккуратно повесить в шкаф. Одежду куклы складывает на рядом стоящий стульчик.

Воспитатель сопровождает действия словами, куклу раздевает в темпе с детьми, не торопясь, помогая им, вызывает положительные эмоции, обращаясь к ребенку: «Это Оленьке известно: что взяла клади на место» или «Кто держит вещи в беспорядке – с тем они играют в прятки».  От имени куклы благодарит всех детей и приглашает в группу поиграть.

                   Обучение навыкам поведения за столом.

Обучение навыкам поведения за столом проходит в совместных играх, при проведении режимных моментов (завтрак, обед, полдник, ужин).

  Цель: приучить есть самостоятельно, отказываться от предложения «кормить с ложечки»; учить замечать красиво сервированный стол; учить держать ложку в правой руке, тщательно пережёвывать пищу; воспитывать чувство гордости при умении есть самостоятельно; учить пользоваться салфеткой; учить говорить «спасибо» по окончании еды.

                                   У нас много ребят,

                                   Все на стульчиках сидят,

                                   Кашу масляну едят!

                                   Люли – люли – люли –

                                   Прилетели гули.

                                   Коровку подпили.

                                     Молочком напоили!

                                     Кашу с маслицем сварю,

                                     Да и Сашу накормлю!

                                      Уж как я тебе, коту,

                                      Дам кувшин молока

                                      Да кусок пирога.

                                      Уж ты ешь, не кроши,

                                      Больше, котик, не проси!  

         Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

         Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

         Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

         Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

        Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

         Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Пути формирования КГН.

* Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

* По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

* КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам , начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. »

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в частности детям с нарушением зрения, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 2007 по 2...

опыт работы "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР в театрализованной деятельности"

способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с ТНР через театрализованную деятельность....

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...

Основные направления исследования развития вокально-интонационных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

в статье описывается обзор исследований научных работ в обасти развития вокально интонационных навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Использование игровых образовательных ситуаций в процессе развития социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Развитие социально- коммуникативных навыков у младших дошкольников с помощью игровых образовательных ситуаций...