"Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Кабанова Тамара Сергеевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3cbe20cc7620d8969b9f1649b137773e.docx40.81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

 в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ.

 Составитель: Кабанова Т.С.,

воспитатель МБДОУ Детский сад №30

г. Красноуральск Свердловской области

                                                                       

Свою педагогическую деятельность в   дошкольном учреждении я  начала с 2012 года.

        В 2004 году окончила  Нижнетагильскую государственную социально - педагогическую академию по специальности «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «История искусств» с направлением «Музыкальное образование». Присвоена квалификация - «Учитель начальных классов и истории искусств».

        В 2014 году прошла профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально – педагогическая академия» по программе «Психология и педагогика дошкольного образования». Присвоена квалификация – «Педагог дошкольного образования».

В дошкольном учреждении работаю по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, которая предусматривает личностно-ориентированный подход  к детям младшего возраста во всех видах и формах их деятельности в детском саду.

Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально - личностное развитие детей. Поэтому я внедрила в работу парциальную программу "Я, ты, мы": Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет под редакцией О. М. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Данная программа включает в себя несколько разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».

        В рамках программы "Я, ты, мы" я внедрила педагогический проект «Будь здоров, малыш!». Целью данного проекта явилось  создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

        Наблюдая за детьми  раннего возраста, я сделала для себя следующие выводы, что с поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

        Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным изменениям внешней среды.

        При этом различают три степени тяжести прохождения фазы адаптационного периода:

  • Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней, ребёнок соответственно прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
  • Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
  • Тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Из устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и состояние    полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого».

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

             Проанализировав опыт дошкольного учреждения, учитывая возрастные и  индивидуальные особенности детей, поступивших в мою группу, мною  создана здоровьесберегающая среда, зона двигательной активности, систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального   и мышечного напряжения («Доброе утро», «В нашей группе», «Как летит листочек»), аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии. Я подобрала и внедрила здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как: технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, дорожки закаливания, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная),  технология обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, самомассаж, точечный массаж), коррекционно – развивающие технологии (арт - терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом).

Оформила уголок «Мое настроение», уголок психологической разгрузки. С целью снятия эмоционального напряжения изготовила игровые пособия: «Дружелюбный питон», «Тактильные кубики», «Сенсорные мешочки», «Сухой дождь», «Аромаподушки», «Массажные кочки».

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

С целью плавного перехода от состояния сна к состоянию бодрствования  провожу  бодрящую гимнастику - пробуждение детей происходит  под звуки плавной музыки. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты.

После бодрящей гимнастики - закаливающие процедуры - ходьба по дорожке «здоровья». Схема дорожки проста, но очень эффективна: ребристая дорожка – следы из меха разной структуры – йодно-солевая дорожка – сухая пелёнка – массажные кочки (следы из круп) – дорожка из пуговиц. Детям моей группы очень нравится ходить по следам из меха. Это развивает тактильные ощущения на стопе ноги: розовый мех – жёсткий, длинноворсовой мех весело щекотит ноги детей. Массажные кочки с  наполнителем из круп (пшено, рис, греча, горох, фасоль) развивают сенсорные ощущения путём воздействия на биологически активные точки стопы.

        В течение дня включаю в работу гимнастику для глаз по методике Базарного и элементы дыхательной  гимнастики. Упражнения для глаз способствуют улучшению циркуляции крови и внутриглазной жидкости, укреплению мышц глаз.

Дыхательная гимнастика способствует укреплению мускулатуры, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. В своей работе использую такие упражнения, как «Сдуй листочек», «Полёт бабочки» и др., элементы дыхательной гимнастики по методике Александры Николаевны Стрельниковой.

Также для снятия эмоционального напряжения применяю пальчиковые игры и упражнения по методике Сергея и Екатерины Железновых, такие как «Рыбка», «Птичка», «Улитка», «Зайчик строит дом», «Месим тесто».  Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции.

В совместной деятельности использую подвижные игры. «Будем весело шагать», «Остановки», «Солнышко и дождик», «Шмели летают – шмели спят» - особо любимые детьми моей группы игры.

Во время непосредственно – образовательной деятельности с целью переключения внимания детей провожу динамические паузы (физкультминутки). Этот прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, отдохнуть от умственной нагрузки.

Также для расслабления мышц и снятию эмоционального и нервного напряжения применяю в работе метод релаксации. Своевременная релаксация в будущем поможет ребенку сохранять и восполнять силы, а при необходимости – успокаиваться и давать чрезмерно напряженным мышцам отдохнуть. Для сопровождения использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, Григ и др.), звуки природы.

Технология обучения здоровому образу жизни включает в себя:

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю с инструктором по физическому воспитанию в хорошо проветриваемом помещении. Время проведения физкультурных занятий соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.

Во время непосредственно – образовательной и в свободной деятельности использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки» и «Дружелюбный питон» - мягкая игрушка длиной 6 метров, служащая не только физкультурным оборудованием, но и эффективным средством для поднятия настроения ребёнка. Открывающийся рот игрушки позволяет использовать его не только при занятиях спортом, но и при занятиях артикуляционной гимнастикой, повышая  у детей интерес к познавательно деятельности.

В течение дня включаю в работу с детьми массаж биологически активных точек по авторской методике Аллы Уманской и игровые массажи. Массаж биологически - активных точек применяю с целью профилактики простудных заболеваний, повышения защитных свойств слизистых оболочек носа, гортани, бронхов и других органов.

Игровые массажи обеспечивают сенсорное развитие ребёнка (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, гладкость или шершавость материала); влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение: «Весёлая кисточка», «Превращение», «Гусёнок Тимошка», «Дождик», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др..

Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: кисточки, бомбошки, пёрышки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.

Коррекционные здоровьесберегающие технологии.

Арт-терапия. С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужим для него людям, отвлечься и успокоится. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги», «Рисование пластилином».

Технология музыкального воздействия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Применяю в работе активную (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание.

Известен факт, что духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

Для эмоционального развития детей использую технологию воздействия цветом. Цвет служит мощным стимулятором. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

 В своей работе использовала такие игры с цветом, как «Покрывало феи», «Цветная водичка», «Зажги радугу», игры с атласными лентами.

Заслуживает внимания применение фитотерапии. В нашей группе лекарственные растения применяются как водные экстракты (фиточаи), которые в зависимости от характера сырья и свойств активных веществ готовят в виде настоев  (шиповника, смородины, ромашки, малины). В уголке психологической разгрузки находятся аромаподушки с мятой и мелисой.  

Для создания благоприятной атмосферы перед сном использую чтение - самый популярный и самый любимый детьми фактор. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные перед сном, помогают успокоиться и заснуть.

Особое значение уделяю труду в уголке природы. В группе дети с моей помощью учатся поливать комнатные растения, вытирать пыль с листьев,  сажать семена, наблюдать за ростом растений. Работа в уголке природы способствует привитию интереса к познавательной экспериментальной деятельности, снятию эмоционального напряжения в период адаптации.

        

В работе с родителями  активно использую методику Надежды Михайловны Метеновой. Организую деловые игры и мастер – классы для родителей, открытые и совместные занятия, праздники и развлечения, на которых родители не только наблюдают за успехами детей, но и являются их непосредственными участниками. Провожу выставки работ родителей: «Дары осени», «Фестиваль ёлочек», «Выставка поделок из нетрадиционного материала». Родители принимают активное участие в жизни группы.

В группе совместно с врачом разработан и утвержден план оздоровительно - профилактических мероприятий для детей на учебный год. Согласно данного плана я провожу в системе все мероприятия.

        Опыт работы по  данному направлению был обобщен и представлен на  Всероссийском заочном движении «Учимся играя» (2013г., сертификат за участие), на Всероссийском заочном конкурсе «Открытая книга» в номинации «Сценарии мероприятий для детей» (2014г., диплом за участие), на Всероссийском заочном конкурсе «Таланты России» в номинации «Сценарий мероприятий» (2014г., диплом 2 степени), на городском  методическом объединении для воспитателей ДОУ по теме: «Работа педагога дошкольного учреждения в соответствии с технологией деятельностного метода» (2013г., сертификат за участие).

В результате работы детей с тяжёлой степенью адаптации не наблюдалось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого перио...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

В консультации представлены здоровьесберегающие технологии, которые я использую во время адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада...

Игровые технологии в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ

Подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игро...

Использование игровых технологий в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения

        Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.Применения игровых технологий позволяет нал...

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ

Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный нас...

Здоровьесберегающие технологии в период адаптации детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения людей с ОВЗ в реальную жизнь общес...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста"

Возраст  детей,  поступающих  в   группу  раннего  возраста  с  каждым  годом  снижается.    В связи  с  этим  в  а...