Ритмическая гимнастика « Волк и семеро козлят»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всесторонне-го личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела духа» использовали сочетания музыки и движения – «оркестрику», которая позволя-ла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус. Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции. Не случайно ритмическая гимнастика получила такое массовое распространение во всем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volk_i_semero_kozlyat.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

На протяжении всей истории люди искали пути и средства для своего всестороннего личностного развития и совершенствования. Еще древние эллины с целью «воспитания тела духа» использовали сочетания музыки и движения – «орхестрику», которая позволяла развивать физические качества, пластику, красивую осанку, музыкальные способности, а также эстетический вкус.

Ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции. Не случайно ритмическая гимнастика получила такое массовое распространение во всем мире.

Итак, достоинства ритмической гимнастики как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка – на сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, эндокринные системы организма – известны. Выполнение ритмических заданий поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бег, ходьба, плавание и т.д.) с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений.

Ритмическая гимнастика для дошкольников позволяет одновременно решить как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные. К частным можно отнести следующие:

  • Повышение эмоционального настроя.
  • Воспитание стойкого интереса и потребности к знаниям физической культурой.
  • Формирование основ культуры движений.
  • Формирование красивой осанки.
  • Повышение физической работоспособности.
  • Развитие основных физических качеств.
  • Совершенствование чувства ритма музыкальности.

Известно, что основной формой деятельности детей является игра. Среди различных игр мы выделяем сюжетно-ролевые, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, воображения и активности.

На наш взгляд, сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой игрой может стать универсальным средством, позволяющим успешно решать задачи как двигательного, так и психического развития детей дошкольного возраста. Разработанная (1991-1996) и внедренная в практику дошкольного воспитания программа «В музыкальном ритме сказок» на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики позволяет сочетать преимущества последней с достоинствами сюжетно-ролевых игр. Разнообразие движений, их всесторонняя направленность, выразительность и музыкальность способствуют гармоничному развитию детей. А сказочные сюжеты превращают занятия в увлекательные игры, в которых средствами ритмической гимнастики ребенок получает возможность передать образ каждого героя сказки

Двигательный компонент занятий направлен на развитие физических качеств, в первую очередь координационных способностей. Основными средствами являются спортивная и оздоровительная гимнастика, танцы, хореография, упражнения с предметами и т.д.

Комплексы упражнений ритмической гимнастики разрабатываются на основе сюжетов русских и зарубежных сказок. И это не случайно. Сказки – первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате у ребенка появляются новые знания и представления и, что самое главное, формируется эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

Восприятие литературного произведения – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – в знакомстве с явлениями окружающей действительности через сказку. Они являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а развития чувств и фантазии в свою очередь приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. «В процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов, 1946).

Сказки, как мы уже сказали, не только расширяют представления ребенка и обогащают его знания. Главное они – вводят детей в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка или низость коварства, предательства? Испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, знакомясь с искусством, прежде всего со сказками, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке он черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания происходит тоже благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. (В.А. Сухомлинский, 1969).

Сказка пробуждает активность ребенка: она настраивает на сопереживание, сочувствие, ведь ребенок мысленно проходит весь путь с героем произведения. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и абсолютно определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию маленького человека, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей. Детей захватывают сказочные события, и порой им трудно бывает оставаться в роли зрителей – хочется действовать, активно помогать или отвергать.

Занятия ритмической гимнастикой сюжетно-ролевого характера помогают детям всем своим существом еще глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, каждой клеткой организма. Сопереживание через выразительную эмоциональную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Они плачут вместе с тетей кошкой о сгоревшем доме, радуются вместе с козлятами победе над волком, удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного мальчика Буратино. Детям с помощью выразительных движений легче, проще, естественнее передавать образы и характеры героев любимых сказок.

Максимально используемая на занятиях ритмической гимнастикой игровая деятельность, повышая интерес детей к физическим упражнениям, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.

                          Волк  и семеро козлят

Вступление

Построение в круг.

1. Наклон с касанием рукой пола (русский поклон) (два раза)

2. Ходьба по кругу вправо, взявшись за руки.

Музыкальная тема

  1. И.п. – ноги врозь; пружинящие полу приседы с одновременными хлопками (16 раз).
  2. И.п. – ноги врозь, руки на голове («рожки»); пружинные полуприседы (восемь раз); движения будрами вправо-влево («хвостик») (восемь раз).
  3. И.п. – ноги врозь, руки к плечам ладонями наружу; пружинящие полуприседы, малые круги руками наружу (восемь раз); то же, но круги вовнутрь (восемь раз).
  4. Поочередное выставление ноги вперед на пятку, руками выполнять «фонарики» (16 раз).
  5. И.п. – руки перед грудью; поочередные махи согнутыми ногами вперед (8-16 раз).
  6. И.п. – ноги врозь, руки в стороны; ритмичные покачивания бедрами, поочередно сгибая – разгибая руки (16 раз).

Куплет 1

  1. 1-2 – полуприсед, руки вперед ладонями вверх, 3-4 – выпрямляясь, руки на пояс, наклоны головы вправо-влево; 5-8 – наклоны в стороны (четыре раза); 1-8 – повторить.
  2. 1-4 – погрозить пальцем; 5-6 – палец к губам («тихо»); 7-8 – глубокий присед; 1-8 –повторить.

Припев

Танцевальные движения типа твист.

Куплет 2

Повтор движений первого куплета.

Припев

Повтор с добавлением махов руками над головой.

Упражнения с мячом

  1. Вращение мяча перед грудью.
  2. Полуприседы с отведением мяча в стороны и вперед.
  3. И.п. – мяч на вытянутых вперед руках; поочередные махи согнутыми ногами вперед.
  4. Ритмичные отбивания мяча.
  5. Невысокие подбрасывания мяча.
  6. Покачивания бедрами с поочередным прижиманием мяча к плечам.
  7. Прыжки – ноги врозь – вместе, мяч над головой.
  8. Прыжки (со сменой ног) вперед-назад, мяч перед грудью.

Раздается «стук в дверь» – дети разбегаются по своим «домикам» (разложенные по залу обручи).

Ария Волка

Дети выходят в круг, оставляя мячи в обручах, изображают страшного волка.

  1. И.п. – ноги врозь, руки к плечам; пружинящие полуприседы, поочередно выпрямляя руки вперед (восемь раз).
  2. Присед и подъем с танцевальными движениями типа твист.

Ария козлят

1-2 – руки вверх; 3-4 – руки к голове («рожки»), наклон вперед; 5-8 – повторить.

Ария Волка

  1. И.п. – ноги врозь, руки к плечам; пружинящие полуприседы, поочередно выпрямляя руки вперед (восемь раз).
  2. Присед и подъем с танцевальными движениями типа твист.

Ария козлят (повтор)

Ария Волка

  1. И.п. – ноги врозь, руки к плечам; пружинящие полуприседы, поочередно выпрямляя руки вперед (восемь раз).
  2. Присед и подъем с танцевальными движениями типа твист.

Ария козлят (повтор)

«Волк расстроен»; дети машут руками и приседают.

        Композиция 5

  1. Бег по кругу в среднем темпе (2 мин.).
  2. Бег по кругу «домиков» (обручей).

Композиция 6

  1. Вдох – поднять обруч вверх; выдох – присесть, опуская обруч (два-четыре раза).
  2. И.п. – стоя, обруч внизу; 1-2 – поднять обруч вверх, правую ногу отвести назад на носок, прогнуться; 3-4 – присесть, обруч вниз; повторить два-четыре раза, меняя положение ног.

«Волк возвращается к козлятам»: дети перестраиваются в круг и выполняют бег на месте сидя в упоре на руках.

Композиция 7

  1. И.п. – на четвереньках, лицом в круг; 1-4 – прогнуться; 5-8 – сесть на пятки, наклониться вперед, поднять руки; повторить три-четыре раза.
  2. И.п. – ноги врозь; три прыжка на двух ногах с остановкой в полуприседе, руки к плечам ладонями наружу.

Композиция 8

Упражнения со скакалкой

  1. Вращения скакалкой справа и слева одной рукой.
  2. Перепрыгивания через середину скакалки вперед-назад («качалка»).
  3. Прыжки, вращая скакалку вперед.

Композиция 9

  1. И.п. – сидя, руки на пояс; 1-3 – три пружинных наклона вперед, руками достать носки; 4 – и.п.; 5-8 – четыре наклона в стороны (повторить два четыре раза).
  2. И.п. – сидя, руки в упоре сзади; 1-4 – прогнуться; 5-8 – сгруппироваться, обхватив руками колени (два-четыре раза).
  3. И.п. – упор на предплечья сзади; 1-16 – «велосипед».
  4. И.п. – сед «по-турецки», руками обхватить голову; покачивания в стороны (шесть-восемь раз).

Композиция 10

Повторять упражнения из композиции 1, или упражнения с мясом (композиция 3), или упражнения со скакалкой (композиция 8). Рекомендуется начинать с упражнений без предметов, постепенно добавляя упражнения с мячом, а затем со скакалкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочный театр ритмической гимнастики по сказке " Волк и семеро козлят на новый лад"

НОД в режимных моментах - Сюжено-ролевая ритмическая гимнастика по сказке " Волк и семеро козлят на новый лад"...

Кукольный спектакль для детей 1 младших групп по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» с элементами ОБЖ. «Коза и волк»

Кукольный спектакль для детей 1 младших групп по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» с элементами ОБЖ.«Коза и волк»Программное содержание: Вызвать у детей эмоциональный о...

Подвижная игра «Козлята и волк» (по мотивам сказки «Волк и семеро козлят») Для детей 2-3 лет

Подвижная игра«Козлята и волк»(для детей 2-3 лет) Классификация: сюжетная игра большой подвижности. Цель: Развитие  координации движений, повышение положительного настроя и ...

Конспект занятия сюжетно-ролевой ритмической гимнастики "Волк и семеро козлят" для детей младшего дошкольного возраста.

Фитнес - сказка включает в себя ОВД, ОРУ с предметами и без, элементы акробатики, стретчинга, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, а так же мимические упражнения и жесты. Все эти средства ф...

сценарий сказки "Невероятные приключения Козы и Волка" ( по мотивам сказки "Волк и семеро козлят" на тему валеология

сценарий сказки «Невероятные приключения Козы и Волка»(по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», сказка валеологического содержания. Сценарий сказки "Невероятные прик...