Консультация для воспитателей "Лечебно-профилактическая работа в детском саду"
консультация на тему

Назаркина Елена Владимировна

  Закаливание составляет важное  звено в системе физического воспитания детей, Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма , повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

  Закаливание – это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

Лечебно – профилактическая работа в детском саду.

  Закаливание составляет важное  звено в системе физического воспитания детей, Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма , повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

  Закаливание – это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.

    Основной принцип закаливания –постепенное расширение  зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию .Физкультурное занятие, гимнастика после сна проводиться только в трусиках , спят без маечек . Чтобы , встав с постели получать контрастную воздушную ванну  , т.к температура под одеялом 38 C, температура воздуха в старшей группе в спальне – от 16 C , в младшей от 18C. Такая же температура в физкультурном зале . В групповом помещении , в коридорах температура несколько выше – 20 – 22C . В любом комплексе гимнастики после сна  включать разные виды ходьбы , бега , прыжков , коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия  и нарушение осанки . Например ,   ходьба на носках , руки за головой  ; ходьба на пятках , руки на поясе ; ходьба на наружном крае стопы , пальцы ног поджаты , руки на поясе , логти отведены назад  и другое .

После проведения разных вариантов гимнастики после дневного сна проводится водная закаливающая процедура ( обливание ног , обтирание всего тела влажной варежкой с последующим растиранием сухим полотенцем и т. д  )

 Водные процедуры вводятся постепенно : Первая младшая группа        

учат полоскать рот , мыть прохладной водой руки по локоть , шею , верхнюю часть груди , ходить по мокрым дорожкам.

                   Схема закаливания      

               1 . Младшая группа                

        1 . Квартал  

Постепенное обучение полосканию рта , элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода , ходьба босиком ,воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.

        2. Квартал

Ходьба по мокрым дорожкам от 15 - 20 секунд.

        3. Квартал

Ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты .

        4 .Квартал

Солнечные воздушные ванны , купание в бассейне , по схеме , предложенной врачом  ДУ.

       2 . Младшая группа

           1 -полугодие

Влажное обтирание после утренней гимнастики , физкультурного занятия ; ходьба по мокрым дорожкам до 1, 5 минут во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания.

           2-полугодие

На мокрых дорожках до 2 -2,5 минут , обширное умывание после дневной гимнастики.

          Средняя группа

Сухое растирание после утренней гимнастики , физкультурного занятия ;  игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 минут , обширное умывание .

          Старшая группа

             1 -полугодие.

Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики , физкультурного занятия , обливание прохладной водой + 18 C.

            2- полугодие.

Погружение ног в воду и ходьба по прохладной (+18 C ) воде.

                Подготовительная группа .

 Обширное умывание после утренней гимнастики , физкультурного занятия ; погружение ног в воду по окончании дневной гимнастики. Начиная со второй младшей группы дети после завтрака чистят зубы, а после обеда и полдника полощут  рот .

 В летний период врачом  ДУ определяется количество солнечных воздушных ванн для каждой  возрастной группы , также места и время проведения . В жаркие дни дети купаются в летнем бассейне или обливаются водой не менее 2 раз в день. Для ослабления болезни закаливание изменяется по рекомендации врача.

    Некоторые приемы закаливания.

 1 . Обширное умывание :

Открыть кран , намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки , сказать «раз» ; то же проделать  рукой ; намочить обе ладошки положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку , сказать «раз» ;намочить правую ладошку и сделать круговое  движение по верхней части груди , сказать «раз»; намочить обе ладошки и умыть лицо ; ополоснуть , « отжать « руки , вытереть насухо.

Примечание .

Через некоторое время длительность процедуры увеличивается : каждую руку , а также  шею и грудь дети обмываются по 2 раза , проговаривая «раз» 2 и т. д .

В старшей группе старательно обмываться водой из – под крана .

2. Ходьба по мокрым дорожкам .

Дорожки шьются из старых махровых полотенец , байковых одеял , нетканого полотна. Их должно быть 4 штуки  длиной 4-5 м.  Одновременно используют 2 дорожки , а две   - в стирке . Для проведения процедуры первая дорожка  намачивается ( соляной раствор не используется  ), вторая остается сухой . Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке затем прыгают на сухой и тщательно вытирают стопы . По мере привыкания процедура повторяется несколько раз . Можно использовать игры – речевки : « Баба сеяла горох ..» , « Шел мужик по городу « и другие. Подготовить и расстелить дорожки поможет помощник воспитателя . Он и сдает их в прачечную или простирывает и сушит . Пробежки по массажным дорожкам  могут осуществляться воспитателем ежедневно или 2-3 раза в неделю в сочетании с контрастными воздушными ваннами по мере пробуждения детей после дневного сна . Беговую массажную дорожку можно обозначить в разных местах группы ( спальня, игровая , раздевалка , коридор ), насыщая ее разными физкультурными пособиями ( ребристая дорожка , резиновые коврики с шипами , пластмассовые коврики с шероховатой поверхностью и т. д ). Дети – в одних трусиках , босиком .

 3 . Обливание ног .

В мойку для ног ставят трапик  , стул , 2 ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком , старым одеялом  или простыней . Ребенок садится на стул , зачерпывает ковшом воду и обливает ту стопу , затем  другую , насухо вытирает ноги полотенцем . По мере привыкания обливают уже голень и стопу . На каждую ногу расходуется два ковша воды. Затем ребенок просто обмывает голень и стопу водой из – под крана. При обливании ног желательно использовать воду контрастной температуры ( сначала 36 C , затем снижать до 18 – 19 C и так чередовать далее ).Для ослабленных детей температура воды меняется : 36 , 28, 36C и так далее.

Примечание .

Обливание стоп не проводится , пока каждый ребенок не научиться правильно вытираться , а затем энергично растирать ноги .

4 .Погружение ног в воду.

В мойку для ног наливается вода. Ребенок встает в воду  с одной стороны , выходит с другой стороны и насухо вытирает ноги . По мере привыкания он может немного постоять в воде . Для отсчета времени говорит « раз – 2» или « 1-2-3-4» и т. д

5. Влажное обтирание.

4 комплекта варежек шьются из старых махровых полотенец . Воспитатель надевает на руку влажную варежку , на другую – сухую и растирает ребенка . Затем обе варежки сбрасываются в специальную емкость и сдаются в стирку .

6. Ходьба босиком .

Вначале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу, затем – просто по полу .Лучше это делать во время ежедневных физических занятий . Затем ходят босиком . Обычно на это затрачивается от 2 до 3 месяцев . В  зависимости от подбора детeй.

7. Сон без маечек проводится круглый год .

На случай понижения температуры  из – за перебоев в отоплении или установившихся холодов  должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла . Температура в спальне не должна быть ниже + 14 C.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Консультация для педагогов "Оздоровительная работа в детском саду"

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:Охрана и укрепление здоровья детейФормирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответстви...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Консультация для родителей "Оздоровительная работа в детском саду"

Формы и методы работы в детском саду по оздоровлению дошкольников....