ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НЕПОСЕДЫ»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Колпакова Наталья Владимировна
Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Физическое воспитание затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность дошкольника. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Ни на каком предмете детского сада ученик не получает столько навыков, умений, нужных для жизни, как на уроке физкультуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neposedy.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

Колпакова Наталья Владимировна

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «НЕПОСЕДЫ».

Введение ………………………………………….………………………… 3-8

        

Глава I. Организация  деятельности спортивно-оздоровительного клуба в дошкольном образовательном учреждении………………………………

  1. История развития клубного движения ..………….….……. 9-18
  2. Роль воспитателя в организации спортивно-оздоровительного клуба в дошкольном образовательном учреждении .…….………. 19-26

Глава II. Спортивно-оздоровительная программа «Здоровые дети – здоровая нация»………………………………………………………..

2.1. Нормативная база спортивно-оздоровительной программы «Здоровые дети – здоровая нация»……………………………………… 27-36

2.2. Реализация спортивно-оздоровительной программы в клубе «Непоседы»………………………………………………………..…….. 37-52

Заключение………………………..……………………………………… 53-55

Список литературы……..…………………………………………..……. 56-58

Приложения ……………………………………………………………… 59-64

Актуальность

Системный и глубокий кризис, который поразил важнейшие сферы духовной жизни человечества – науку, религию и образование, привел к негативным тенденциям в духовной сфере человечества.

Как утверждает Б. С. Гершунский, ХХ век принес человечеству не только выдающиеся достижения в науке, технике и технологии, прорыв в космос, незабываемые образцы благородства и величия человеческого духа, обогащение культурного наследия, достижения в сфере литературы и искусства. Он принес и глобальные, катастрофические по своим последствиям разрушительные катаклизмы, войны и революции, тоталитаризм и фашизм, расовую ненависть, межнациональные и религиозные распри, международный терроризм, реальную опасность ядерного взаимоуничтожения и экологического коллапса, трудно поправимые деформации нравственных идеалов и ценностей.

В связи с чем обучение и воспитание человека начинается с  возрождения и непрерывного обогащения нравственных высших идеалов и жизненных приоритетов человека. Жизненным приоритетом всегда являлось здоровье человека, его здоровый дух. Как считает Д.А. Белухин, здоровье у человека будет, если будет единство физического и духовного, если осуществится формирование системы знаний о своем теле и согласие со своим телом.

   Актуальность ориентации педагогической деятельности на формирование здорового образа жизни очевидна. Известно, что человек с момента рождения подвержен различного рода заболеваниям. По данным медицинских исследований в дошкольных учреждениях очень низок процент практически здоровых детей. При ежегодных медицинских осмотрах наряду со значительной соматической патологией выявляется значительное число детей, имеющих нарушения осанки, недостаточное физическое развитие, сколиозы различных степеней тяжести. Более 40% детей страдают хроническими заболеваниями, 60% детей имеют нарушение осанки. Данные Министерства здравоохранения РС (Я) подтверждают то, что на современном этапе обращаемость населения в лечебно-профилактические учреждения среди детей составляет очень высокий процент, в основном, преобладают болезни органов дыхания, системы кровообращения, пищеварения и мочеполовой системы. В связи с чем, политика Правительства и Президента за здоровый образ жизни своевременна и актуальна.

Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Физическое воспитание затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность дошкольника. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность. Ни на каком предмете  детского сада ученик не получает столько навыков, умений, нужных для жизни, как на уроке физкультуры.

Грамотный и думающий педагог научит ребёнка средствами физической культуры в течение всей жизни поддерживать свой организм в наилучшей форме. Именно  инструктор по физической культуре несет валеологические принципы в дошкольную жизнь, руководить всей системой поддержания и укрепления здоровья воспитанников.

Как отмечает М.И. Лыткин, сегодня модель физкультурно-оздоровительной работы не всегда справляется с поставленными задачами и требует серъезных изменений и дополнений. Программа, выполняя учебный план по физическому воспитанию, не формирует внутреннюю потребность дошкольника к двигательной активности, к использованию средств оздоровительной физической культуры, столь необходимой в течение всей человеческой жизни.

Однако физическая культура имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других предметов обучения. Они заключаются главным образом в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую дееспособность.

Последнее десятилетие XX века внесло большие изменения в жизни страны. Эти изменения непосредственно отразились на деятельности дошкольных учреждений. Появились нетрадиционные формы образования, особенно по физическому воспитанию детей дошкольного возрастов (Жирков Е.П., Новикова Л.И., Аверкин В.Н., Волков Г.Н., Петров Ю.Н., Гончаров В.Н., Лопакин В.М., Одинцов П.К. Шамаев Н.К., Портнягин И.И. и др.).

Начался поиск принципиально  новых образовательных задач, которые призваны обеспечить новыми знаниями подрастающее поколение и вместе с тем влиять на укрепление физического и нравственного здоровья дошкольников, формирование основ здорового образа жизни. Решение этой проблемы возможно только на основе качественного внедрения новых форм физкультурно – оздоровительной работы среди воспитанников дошкольного учреждения.

Формирование здорового образа жизни и грамотного отношения к своему здоровью возможно через деятельность детских оздоровительных клубов, которые ставят основной своей целью повышение эффективности физического воспитания, овладение педагогическими технологиями контроля за физическим состоянием ребенка.

Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития воспитанников, их подготовке к жизни и труду. В качестве одного из видов воспитания физическая культура представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками: ведущая роль педагога-специалиста, направленность деятельности воспитателя и учеников на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д..

Современный подход к деятельности воспитателя, организатора – практика оздоровительной работы отличается тем, что спортсменов, руководителей спортивных учреждений не привлекают к научной работе. Исследовательская деятельность дает свои позитивные результаты. Психолого-педагогическая наука охватила разные аспекты и проблемы образовательной сферы физической культуры и спорта (Уваровская О.В.. Чесноков Н.Н., Фролова Н.Д-, Кузин В.В., Барабанов А.Г., Додонова Л.А., Костюченко В.Ф., Слободин А.П., Каргаполов Е.П., Курышева Н.А., Николаев Ю.М., Шамаев Н.К., Ноговицын В.П., Платонов Д.Н., Портнягин И.И. и др.).

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что формы и методы организационной работы по взаимодействию и сотрудничеству в системе спортивно-оздоровительной деятельности недостаточно эффективны. Следует начать поиск новых путей и подходов.

Объект исследования: процесс организации спортивно-оздоровительной деятельности в  дошкольном учреждении.

Предмет исследования: спортивно-оздоровительная программа в Детском спортивном клубе «Непоседы».  

Цель: поиск более эффективных форм и методов в физкультурно-оздоровительной работе с воспитанниками в  дошкольном учреждении.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  1. изучить психолого-педагогические основы организации спортивно-оздоровительной деятельности в  дошкольном учреждении;
  2. исследовать историю развития клубного движения в России;
  3. обобщить опыт организации спортивно-оздоровительного клуба в условиях  детского сада, обосновав методические аспекты его функционирования;

Обозначенные выше объект, предмет, цели и задачи исследования позволили сформулировать следующую рабочую гипотезу: эффективная подготовка к разумной и здоровой жизни в будущем будет достигнута, если в  дошкольном учреждении на высоком содержательном и методическом уровне будет проводиться организация спортивно-оздоровительной деятельности посредством клубной деятельности, а руководитель учитывает возрастные, физиологические и индивидуальные особенности воспитанников.

Методологическая база исследования: методологической основой исследования служат исследования по формированию природосообразного воспитания, личностно-ориентированного подхода, личностного развития дошкольника, медико-биологические аспекты формирования здорового поколения Губа В.П., Дорохова Р.Н., Мотыль Л.В., Филина В.П., Абульхановой-Славской, Н.А.Бердяева, Г.Н.Волкова, Л.С.Выготского, Б.С.Гершунского,  В.И.Мурашова, Б.Т.Лихачева, З.И.Равнина, К.Д.Уткина, К.Д.Ушинского и др.

В работе использованы следующие методы научно-педагогического исследования:

  • изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме дипломной работы;
  • анкетирование воспитанников;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • обобщение и внедрение передового педагогического опыта.

        Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций для  и организаторов досуговой деятельности, составлении авторской программы по проблеме «Спортивно-оздоровительная работа в  дошкольном учреждении: поиски, проблемы, находки».

База исследования:

 МДОУ ЦРР д/с «Василёк» города Алдан, Республики Саха (Якутия).

Глава I. Организация  деятельности спортивно-оздоровительного клуба в общеобразовательной школе

  1. История развития клубного движения в педагогике

        Политика здорового образа жизни – это не прихоть одного человека, а целая философия, которая требует своеобразного содержания, форм и методов.  К одним из эффективных форм и методов организации спортивно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является клубная деятельность.

Появление первых детских клубов в России относится к началу ХХ века и непосредственно связано с революционной обстановкой в стране и в период первой русской революции.

        Стремление прогрессивной интеллигенции противопоставить самодержавной классово-сословной политике в области просвещения демократическое воспитание явилось основной причиной возникновения в России широкого движения создания детских клубов.

        Идея площадок, «детских собраний» увлекла передовую интеллигенцию, потому что в ней она видела возможность украсить, облегчить жизнь детей бедноты, развить их духовные и физические силы, их активность, использовать в воспитании различные виды производительного труда; развивать педагогическое творчество.

        Немалое влияние на клубную работу с детьми оказала теория свободного воспитания, возникшая как альтернатива удушающей атмосфере, царившей в обществе и в школе при самодержавии.

        В духовном и нравственном усовершенствовании людей идеологи и сторонники свободного воспитания видели основу для создания нового общества и в этой связи пытались противопоставить детские учреждения (не связанные с официальной педагогикой) школе.

        К.Н.Вентцель (1875-1947 г.г.) - видный пропагандист свободного воспитания в России, основатель «Дома свободного ребенка» считал, что для развития детей должна быть свободная община детей, родителей, педагогов.

        Немалое влияние на развитие детских клубов в России оказала зарубежная практика. Они были особенно распространены в США, Швеции, Норвегии, Англии, Швейцарии и ряде других стран. Основной особенностью детских клубов в России было то, что они создавались для детей бедноты, не посещавших школу, фактически предоставленных себе и улице. Поэтому организаторы детских клубов в России выступали против чрезмерной (по сравнению с домашней) их роскоши, так как это могло вызвать нежелательные ассоциации у детей бедноты и повредить воспитательной работе.

Организаторы клубов в России стремились:

  • сделать эти учреждения как можно более демократичными, поэтому не применяли правило о несменяемости руководителей;
  • не переняли высокой платы за посещение, не организовывали при клубах сберегательных касс, так как это противоречило сущности детских клубов и неприемлемо для бедноты;
  • не признавали распространенного на Западе суда товарищей как метода клубной работы;
  • выступали против политики национализма, военизированных и стрелковых союзов (Англия, США);
  • не проводили религиозного воспитания;
  • распространяли идею о необходимости внешкольной воспитательной работы среди народа.(55).

        Наиболее значительными среди дореволюционных детских клубов были клубы С.Т.Шацкого в Москве. Их создание было основной частью большой педагогической работы, которую предполагали проводить среди детей московской бедноты объединившиеся вокруг С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко прогрессивные педагоги.

        Готовясь к открытию клуба, они предварительно обследовали несколько районов Москвы и выбрали Бутырский, как наиболее запущенный, где дети бедноты особенно нуждались в заботе и внимании.

        Клуб привлекал Шацкого прежде всего возможностью организовать широкое общение детей и развивать их активность и самостоятельность.

        Первоначально эти дети объединились по принципу товарищества.

        Основное внимание педагогов в клубах было направлено на поиски общественных форм воспитания, например, детских сходок, способствующих организации общественного мнения в детской среде.

        Постепенно, изучая глубже психику детей и анализируя эффективность клубного воздействия, Шацкий пришел к выводу о необходимости развивать в клубе в первую очередь интересы ребят. Для их выявления в конце первого зимнего сезона деятельности клубного общества «Сетлемент», организованного в ноябре 1906 года, среди его посетителей была проведена анкета, выяснившая

  1. обычные будничные занятия детей;
  2. их семейное положение;
  3. отношение к своему клубу (после года пребывания в нем);
  4. требования посетителей к клубу.

        Главное - анкета позволила выяснить отношение к клубу родителей клубистов и педагогов. В результате с 1908 года в клубах Шацкого начался новый этап. Структура клубов не изменилась - те же занятия, те же общие собрания, сходки, развлечения. Содержание же работы значительно углубилось:

        а) ребята приходили заниматься интересующим их делом;

        б) составной частью клуба стал кружок;

        в) работа детей строилась по интересам и основывалась на самодеятельности, активности ребят, на их широком общении друг с другом;

        г) записываться разрешалось в любой кружок клуба и оставаться каждый мог столько, сколько ему хотелось.

        При такой форме записи в клуб попадали наиболее энергичные элементы детворы и молодежи.

        С годами С.Т.Шацкий все большее значение стал придавать трудовому воспитанию. Поэтому в клубе появились мастерские:

  • столярная;
  • слесарная;
  • переплетная;
  • сапожная;
  • швейная.

        В них ребята привыкают к организованности, приобщаются к жизни. Кроме того, были отведены комнаты:

  • для занятий рисованием;
  • для библиотеки-читальни;
  • для оборудования обсерватории.

        С.Т. Шацкий определил основные значения детских клубов:

1. Основной принцип воспитания в клубе: индивидуальный подход к участникам клуба с целью развития интересов и способностей детей.

        2. Процесс воспитания должен быть длительным, но интенсивным и педагогически результативным;

        3. Расставание детей с дурными уличными привычками;

        4. Деятельность детских клубов имела ярко выраженный социальный характер, так как была связана с изучением среды, в которой росли дети.

        Под влиянием развития клубной работы в 1907 году на педагогических курсах в Петербурге было создано общество «Фребеличек», члены которого по воскресеньям стали проводить «детские утра» (современные утренники) для детей 5-9 лет.

        Позднее в память о педагогических идеях и делах Л.Н.Толстого в 1910 году было принято решение создать новое воспитательное и образовательное учреждение для беднейших слоев населения - Народный детский дом Л.Н.Толстого. В этом доме в отличие от клубов С.Т.Шацкого, с его стремлением проводить работу интенсивно, работа была организована экстенсивно, обращалось внимание на количество детей, которые могут посещать клуб. Поэтому были тщательно изучены и постоянно разрабатывались вопросы организации и проведения больших массовых праздников, «детских игр», самых разнообразных кружков.

        Особенно сильный размах клубная деятельность, проводимая педагогическими обществами, получила в 1910 году, который характеризовался новым революционным подъемом в стране. В Казани были созданы «детские собрания», стоявшие по структуре своей близко к клубам Шацкого. В Симбирске на площадке для игр уже существовали постоянно действующие кружки для детей: столярный и лепки. В большинстве провинциальных городов педагогические общества организовывали площадки для игр (Томск, Челябинск, Самара и др.), проводили праздники, елки, детские утренники, игры, беседы, лекции с волшебным фонарем, экскурсии, спектакли.

        Популярность детских клубов привела к тому, что наряду с деятельностью клубов для бедных детей стали создаваться клубы и для детей из состоятельных семей. Эти дети посещали школу, воспитывались в семье, следовательно, клубы для них носили спортивный характер (клуб скаутов) и были развлечением. Такие клубы открыто выражали классовый характер, поддерживались официальными властями (общество «Сокол», «Русский скаут»).

        Из-за своих целей, организации, высокого членского взноса, обязательной формы и пр. клубы для обеспеченных детей не получили широкого распространения. В 1915 году клубы «скаутов» были в Петрограде, Царском Селе, Москве, Киеве и ряде других городов.

        Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (декабрь 1913 - январь 1914), где клубы были признаны «необходимой общественно-педагогической организацией».

Опыт лучших дореволюционных детских клубов, созданных прогрессивной педагогической интеллигенцией показал, что именно в клубах возможна широкая агитационная и просветительская работа, развитие самодеятельности, активности интересов ребят, их трудовое воспитание, организация разнообразного досуга. Этот опыт работы был использован при создании советских детских клубов.

        После победы Великой Октябрьской революции в молодой республике был создан Народный комиссариат просвещения. Тем самым Советское правительство положило начало государственной деятельности в области народного воспитания и образования.

        Для руководства социальным воспитанием при Наркомпросе был создан центральный орган - Главное управление социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвос), ведавшее:

  • дошкольным воспитанием и школьным образованием детей;
  • охраной детства;
  • внешкольной работой среди детей и подростков;
  • повышением квалификации педперсонала.

        Таким образом, впервые в истории страны в государственном масштабе было организовано внешкольное воспитание детей. Советское правительство предполагало осуществить полное социальное обслуживание детей в возрасте от 3 до 17 лет, но оно было введено только для беспризорных, ввиду тяжелого экономического положения в годы гражданской войны. Идеи социального воспитания в области внешкольной работы наиболее полно воплотились в создании клубов для детей.

        Так, в 1918 году в Москве насчитывалось 10 клубов для подростков, в Петрограде - более 20. В Томске были открыты Дом юношества и детский клуб «свободных детей». В г. Звенигороде под Москвой - детский клуб для детей от 9 до 14 лет.

        По свидетельству А.В.Луначарского, в 1919 году в г. Кострома на 70000 жителей было создано 12 детских клубов, в каждом из которых занималось по 150-400 детей.

        В 1919 году на одной из станций Виндавской железной дороги создается детский железнодорожный клуб с различными кружками и библиотекой. В Ясной Поляне под Тулой в память о педагогической деятельности Л.Н.Толстого появился первый детский коммунистический Город имени III Интернационала. В Волоколамском уезде Московской области работал детский городок, в котором с ребятами проводилась клубная художественная, экскурсионная, опытническая и другая работа.

        Клуб становился массовым детским учреждением. Особое внимание уделялось ребятам, не посещавшим школу. Детские клубы этого времени можно разделить на несколько видов в зависимости от их организационной структуры и характера деятельности.

        В то время клуб обычно располагался в помещении с несколькими комнатами, особое внимание обращалось на создание уюта в клубе. Было введено «членство», у всех детей были членские билеты (но взносов они не платили). Членство существовало для учета детей, так как клубников обеспечивали питанием. В клуб дети вступали только тогда, когда освобождалось место, педагог или староста вели строгую регистрацию.

        Во главе клуба был педагог-инструктор. Все дети делились на возрастные группы, в каждой из них был руководитель, воспитатель, принимавший участие во всех делах ребят. Выбирался в группе староста.

        В клубе создавались кружки по интересам, где могли заниматься дети любого возраста.

        Особенно важно то, что большое внимание уделялось привлечению к работе клуба родителей. Часы работы клуба были постоянны, с 16 до 20 часов. В каждом из них была столовая и кабинет врача, а в штате - врач и повар.

        Содержание клубной работы еще нередко носило просветительский характер. Первостепенное внимание педагоги уделяли развитию трудовых навыков. В клубах, как и до революции, создавались мастерские: столярные, швейные, ткацкие, переплетные. Но возможности клубов были ограничены, часто все сводилось лишь к простейшему ручному труду - картонажу, переплетному делу, вязанию.

        Стремясь к окончательному упорядочению деятельности учреждений социального воспитания и изыскивая наиболее эффективные средства воздействия на детей, отделы народного образования предложили в 1920-1921 учебном году организовать школы продленного дня. В них объединились школьные занятия с клубными. Характер занятий в школах продленного дня был:

  • репетиционный (для отстающих);
  • познавательный (литературно-драматический, исторический и пр. кружки);
  • развлекательный (физическое, эстетическое развитие - ритмика, гимнастика, танцы).

        Клубные занятия в школах продленного дня предопределили развитие школьных ученических клубов.

        Поддерживая клуб и клубное воспитание, в 1925 году коллегия Наркомпроса ввела в школах I (школьное обучение) и II (среднее) ступеней так называемый «Клубный день» - день, свободный от занятий обычного типа и целиком посвященный внеклассной кружковой работе.

        В первой половине дня работали общественно-политические кружки: ленинский, стенной газеты, кооперативный, антирелигиозный, «Друг детей» и др. Во второй половине организовывались кружки по интересам. Занятия в них были необязательными.

        Параллельно клубным дням в отдельных школах создавались ученические пионерские клубы.

        YI съезд ВЛКСМ поставил вопрос о государственном строительстве единых районных и подрайонных детских клубов с площадками, которые должны были стать главными пунктами внешкольной работы с детьми. Функции клуба расширялись. Пройдя в первые советские годы этапы:

- «клуба домашнего очага»;

- «клуба-школы»;

- «клуба-части пионерской организации»

детский клуб превращался в воспитательное учреждение с широким диапазоном. Детские клубы, их опыт стали фундаментом Домов Пионеров, которые успешно развивались с 1930 года.

        В эти годы завершается становление детского клуба, определяется его место в общей системе коммунистического воспитания подрастающего поколения. Детский клуб стал одним из звеньев культурно-просветительской работы, он превратился в комплексное учреждение, способное реализовать различные направления воспитания.

        В период Великой Отечественной войны клубные учреждения вовлекали детей в работу для фронта и тыла. Вся деятельность клуба была направлена на развитие у детей гражданских и патриотических чувств.

        В послевоенные годы в структуре клубов обозначилось разделение на кружковую работу и массовую. Это оказало отрицательное воздействие на процесс дифференциации клубных учреждений в общей системе воспитания, так как разрушало органическое единство массового, группового, коллективного и индивидуального воздействия.

        В пятидесятые годы клуб стал учреждением с постоянно меняющимся составом детей и подростков, что повлияло на уменьшение воспитательного воздействия.

         Клуб из учреждения детей, где главным принципом была самодеятельность, превращался в учреждение, обслуживающее детей. Активные формы заменялись мероприятиями с детьми. Парадность и громкие цифры положительных результатов мешали педагогической деятельности.

        В начале 60-х годов ЦК ВЛКСМ направил усилия на активизацию клубной работы:

  • утверждено положение о юношеских клубах:
  • поддержана инициатива ленинградцев по распространению коммунарского движения (методики КГД);
  • особое внимание уделялось клубной работе по месту жительства.(55).

        В 60-70 г.г. продолжалось упрочение педагогической направленности клубной деятельности. В разных концах страны начали возникать необычные, не имевшие ранее аналогов сообщества детей и взрослых - разновозрастные, разрабатывавшие различные программы совместной «межсемейной» деятельности в области туризма и спорта, труда и живописи, научных изысканий и музицирования.

В 70-80-х гг. в разных регионах начали организовываться спортивно-оздоровительные клубы, главной целью которых было формирование определенных качеств, черты характера,  привычки заниматься физическими упражнениями и спортом.    

Сегодня такие клубы не только работают по определенным оздоравливающим  программам,  но своей деятельностью подчеркивают  духовные, общечеловеческие ценности.

  1. Роль воспитателя в организации спортивно-оздоровительного клуба «Непоседы»

        Клубная деятельность предполагает взаимодействие как взрослых и детей, так и самих сверстников. Именно в клубе, где ребенок сотрудничает со сверстниками, с воспитателями, происходит общение ребенка со многими людьми.         Многие педагоги старались найти пути разрешения идеи сотрудничества. Среди них С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Каждый решал ее по-своему, исходя из своих возможностей и убеждений. Идея эта живет и развивается в творчестве, сегодня она выходит на первый план.

В дошкольном учреждении две главные фигуры – педагог и ребенок. Их общение на занятии, вне занятий, на досуге становится важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. Современные изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в нашей стране предъявляют все более высокие требования к педагогу, его интеллектуальному, нравственному, профессиональному совершенствованию, уровню его общей культуры, раскрытию его способностей и дарований.

Педагог, журналист В. Е. Храпов считает, что в сотрудничестве глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание, а чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена соответствующей методикой.

Общение в трактовке А.В. Мудрик - это обмен духовными и эмоциональными ценностями, который происходит в форме диалога человека как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

        Педагогическое общение – это такое общение в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации воспитанников и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности дошкольника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности воспитателя.

        Особое внимание «умению воспитателя влиять на ребят» уделял А.С.Макаренко. Он говорил, что нужно уметь читать на человеческом лице ребенка его «душевные движения». Научиться такому чтению можно только в процессе общения, которое должно быть добросердечным, основанным на взаимном доверии. Умение воспитателя строить свое поведение с воспитанниками - залог, ключ успешного воспитания.

        Ян Амос Коменский сравнивал воспитателя с мастером, а школу - с мастерской, в которой из ребенка делают человека.

        Н.Ф.Маслова выделяет два основных стиля руководства воспитателя - демократический и авторитарный. Для первого характерно:

  1. Педагог работает с группой в целом.
  2. Стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт дошкольника, его активность и потребности.
  3. Характерен личностный подход.
  4. Не имеет или не проявляет негативных установок.
  5. Не стереотипен в оценке и поведении.
  6. Не избирателен в контактах и не субъективен в оценках.

        Авторитарный стиль руководства имеет признаки:

  1. Работает «один на один» с воспитанником.
  2. Исходит из «усредненного» представления о ребенке, из абстрактных требований, не учитывает его индивидуальные особенности.
  3. Характерен функционально-деловой и ситуативный подход.
  4. Резко выраженные установки.
  5. Стереотипен в оценке и поведении.
  6. Избирателен и субъективен.

        Н.А.Березовин и Я.Л.Коломинский выделяют пять стилей отношения воспитателя к воспитанникам:

  • активно-положительный;
  • ситуативный;
  • пассивно-положительный;
  • пассивно-отрицательный;
  • активно-отрицательный.

Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога - способствовать осознанию школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

        Сопереживание обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе.

Соответствие воспитателя времени и новым ценностям образования, коллективу единомышленников, коллегам, самому себе и собственному сознанию в новых педагогических условиях говорит о его мобильности. Соответствовать времени сложно, поскольку это время гипертрофированного внимания к формированию личности в субъекте и в той же степени время заниженного внимания к человеку и индивиду как к субъекту образования.

Современная педагогика строится на принципе совместной деятельности, совместного бытия, создающего модели, позволяющие освоить культуру гуманистического общения. Это время замены позиции “Следуй за мной” на позицию “Посмотри вокруг: выбирай, думай, решай сам, стремись с моей помощью к гармонии во внутреннем и внешнем мире”.

Действительно, вопросы взаимоотношений “Человек - Человек” в системе образования были и остаются самыми актуальными. Современная педагогика служит как транслятор, носитель и распространитель идей основ этнопедагогики, но не развивает их в той степени, в какой нуждается сегодня школа. На сегодня имеются 3 признанные модели взаимоотношений воспитателей в школах:

1. Педагогические взаимоотношения, основанные на ключевом слове ”должен”, на психологии давления, на методологии “не-свободы”, “нелюбви”, отодвигают человека на задний план и не упускают случая неосознанного давления на другого.

2. Педагогические взаимоотношения, основанные на ключевом слове “хочу”, увлекают человека за пределы профессионализма, патриотизма, гражданственности.

3. Педагогические взаимоотношения, основанные на ключевом слове “могу”, приводят человека к преувеличиванию индивида, его исключительности.

Педагог, тренер должен повышать постоянно свою педагогическую квалификацию. Непрерывное образование за последние два десятилетия стало одной из центральных педагогических проблем современности. По различным проблемам непрерывного образования в стране издано около ста книг и брошюр, монографий, опубликовано свыше двухсот статей известных авторов, как И.В. Бестужев-Лада, Л.П.Буев, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, О.В. Купцов, С.Г. Вершловский, Ф.И. Перегудов, В.Н. Турченко, Ф.Г. Филиппов, А.В. Дарвинский, А.П. Владиславлев, В.Г. Онушкин и др. Идея непрерывного образования и самообразования для современного воспитателя является наиболее актуальной.

Поэтому современный педагог рассматривается не только как взрослый человек, имеющий диплом о педагогическом образовании, жизненный опыт и стаж педагогической деятельности, а как личность, которая сочетает в себе “человека профессионального” и “человека культурного”, понимающего и принимающего “золотое правило” этнопедагогики (Г.Н. Волков), в котором заложен особый символический смысл именно в критические, кризисные моменты человеческой истории. Это правило формулируется следующим образом: без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, а без личности – нет народа как исторической личности. Это должно отразиться на содержании и формах организации повышения квалификации педагогов.

Содержание и формы обучения должны отвечать профессиональным и общекультурным потребностям, соответствующим традиционной культуре воспитания, народной педагогике, народной педагогической культуре, включающих в себя бессмертные фольклорные, бытовые, религиозные и другие духовно-этические традиции, определяющие в конечном счете судьбу каждого педагога, через него и всего народа.

Профессинальный этикет воспитателя состоит из следующих блоков:

- Этический интеллект

  • Любовь к делу
  • Отношение к работе
  • Самоуважение и самообладание
  • Творчество
  • Доверие к людям
  • Педагогический такт
  • Стремление к бесконфликтности
  • Культура общения
  • Сознание
  • Самосознание

Возрождая идею самоценности каждого педагога, объявив его целью, а не средством экономической, политической, культурной жизни республики, страны, дать ему возможность свободного развития, свободного выбора, покончив с программами-шаблонами, со слепым повиновением административным, политическим суждениям.

Спортивная работа, тем более оздоравливающая, несет социализирующую функцию. Именно ценностный потенциал спорта позволяет решить проблемы социализации. Для каждого ребенка особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные морально-нравственные качества ребенка. Одну из ведущзих ролей здесь играет именно инструктор. Инструктор по физической культуре, как считает Л.И. Лубышева, помогает формировать базисные ценности, регулировать сиюминутное поведение, ориентирует на воспитание воли, характера, мужества.

Успешное решение многих проблем в области занятий своими оздоровлением, отношением к своему телу, душе имеет вторичная социализация, которая касается сферы межличностных отношений.

Из чего складывается педагогическое мастерство воспитателя физической культуры, спортсмена-тренера?

- Педагогическая технология

- Техника и экспрессия речи

- Педагогическое творчество

- Знание предмета

- Умение продуктивно сочетать формы, средства и методы

- Научная квалификация

- Педагогический  стиль

- Повседневный  интерес к внутреннему миру воспитываемых (эмпатия)

Выше перечисленные свойства наделяют педагога, обладающего ими, качественной определенностью. Его педагогический стиль отличается тактом, он умеет слушать и слышать в повседневной жизни, он в состоянии адекватно оценивать свою и чужую деятельность. Все это и многое другое позволяет педагогу успешно решать учебно – воспитательные задачи на основе сотрудничество.

Таким образом, из выше сказанного формируются основные принципы управления руководителя родительского клуба:

  • Принцип ответственности: «делай сам свое дело и не делай ничего за подчиненного»;
  • Принцип солидарности: «делаем вместе то, что нам положено»;
  • Принцип состязательности: «делай лучше, чем он»;
  • Принцип отдачи: «умеешь сам, научи другого»;
  • Принцип коллективизма: «коллектив - сила»;
  • Принцип скромности: «не гордись победой, пускай другие гордятся твоей победой»;
  • Принцип преодоления: «не унывай при поражении»;
  • Принцип самооценки: «изучай самого себя, знай свои сильные и слабые стороны»;
  • Принцип достоинства: «никогда не унижайся для достижения цели»;
  • Принцип велокодушия: «не будь жлобом»;
  • Принцип универсальности: «стремись быть универсалом в своей области»;
  • Принцип человеколюбия: «помогай нуждающимся»;
  • Принцип преемственности: «почитай взрослых»;
  • Принцип гармонии: «в здоровом теле – здоровый дух»;
  • Принцип самостоятельности: «учись делать все сам»;
  • Принцип красоты: «делай все красиво»;
  • Принцип познания: «век живи – век учись»;
  • Принцип природолюбия: «уважай братьев меньших».

Таким образом, педагогическое мастерство инструктора по физической культуре представляется в следующей модели:

                                                                                                                           

                                                                                                                               

                                                                                                                                                            

                                                                                                                         

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                             

Глава II.  Спортивно-оздоровительная программа клуба «Непоседы»

2.1. Нормативная база спортивно-оздоровительной программы

В современных реальных условиях в дошкольном учреждении наиболее целесообразным представляется перенесение акцента на физкультурно-оздоровительную и спортивную работу. Если относительно взрослых людей можно говорить о формировании потребности в физическом самосовершенствовании, то в дошкольном возрасте на первый план выходят мотивация и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом. При этом игровая и соревновательная деятельность выступают эффективным средством привлечения воспитанников к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В процессе физического воспитания воспитанников дошкольных учреждений на основе массовой физической культуры и спорта решаются задачи укрепления здоровья дошкольников, развития их физических способностей, формирования умений поддерживать свой организм в порядке на основе гигиенических знаний и знаний его функциональных возможностей, приобретения двигательных навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, приучать самостоятельно использовать все виды спортивных упражнений. Поддерживать интерес к событиям физкультурной и спортивной жизни страны.

Физическое развитие является одним из наиболее объективных показателей состояния здоровья населения. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, развиваются и совершенствуются двигательные качества и навыки. Здоровье является важным условием гармоничного физического развития и высокой работоспособности.

В данное время одним из стратегических направлений образования в нашей республике является сохранение и укрепление здоровья детей.

 

На протяжении последних десятилетий в нашем городе, как и по всей республике, наблюдается тенденция снижения  заболевания детей дошкольного возраста имеющих нарушение в состоянии  здоровья,  увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих  таких отклонений, уменьшилось в три раза.  И мы  д/с «Василек» не исключение. Статистика показывает, что из вновь прибывших детей 5 % поступают с теми или иными отклонениями в здоровье.  Наличие таких детей осложняет процесс обучения, ухудшает их способность к усвоению знаний из – за пропусков занятий по болезни   (Диаграмма № 1).  Сегодня весьма нелегко привлечь воспитанников к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Старые подходы к решению данной проблемы, основанные на принуждении, безвозвратно ушли в прошлое. В современных реальных условиях в дошкольном учреждении наиболее целесообразным представляется перенесение акцента в физкультурно-оздоровительной и спортивной работе на внеучебную работу. При этом игровая и соревновательная деятельность выступают эффективным средством привлечения воспитанников к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В некоторых городах и странах (Москва, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Мельбурн, США и Австрия) существуют и успешно развиваются различные системы тестирования уровня физического развития и физической подготовленности детей и подростков. Опыт показывает, что функционирование таких систем в значительной мере стимулирует воспитанников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Работая в детском саду, мы не раз обращали внимание, что дети на многих  занятиях  находятся в состоянии  пониженной двигательной активности, и задумались,  как исправить это положение. По результатам анкет мы увидели, что многие родители мало уделяют внимание подвижным играм (диаграмма №1).

С целью привлечения к регулярной двигательной активности большинства детей и приобщения их к физкультуре как составному элементу общенациональной культуры была разработана спортивно-оздоровительная программа «Здоровые дети – здоровая нация».

Разработка спортивно-оздоровительной программы «Здоровые дети – здоровая нация» как составной части Президентской программы «Дети России» обусловлена необходимостью проведения целенаправленной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди воспитанников детского сада, воспитания нравственных и морально-волевых качеств, формирования активного досуга  воспитанников, снижения курения, употребления  спиртных напитков и преступности.

Программа направлена на реализацию конституционных прав граждан на занятия физической культурой и спортом, повышение квалификации воспитателей и тренеров, удовлетворение интересов и потребностей детей в физкультурно-оздоровительной деятельности, воплощение в жизнь нормативно-правовых положений «Основ законодательства Российской Федерациии о физической культуре и спорте».

Программой предусматривается разработка такой системы физического воспитания, которая базировалась бы, прежде всего, на самосовершенствовании, стимулировала бы самого человека к занятиям физическими упражнениями и самоконтролю своего состояния. Программа должна носить выраженную оздоровительную направленность, стимулировать высокий уровень мотивации физической активности воспитанников, привлечь в дальнейшем в качестве участников их родителей. Программа отвечает этим требованиям и рассчитана на всех воспитанников.

Основные принципы программы «Здоровые дети – здоровая нация» отвечают принципам педагогики сотрудничества:

  •  Приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья, свободного развития ученика в соответствии с его этнокультурными и социально-экономическими запросами.
  •  Общедоступность и вариативность обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
  •  Управление детским садом на научной и демократической основе.

Программу предполагалось реализовать в два этапа:

Первый этап (2008 гг.)

Разработка положения и создание на базе детского сада родительского клуба «Непоседы».

Второй этап (2008-2012 гг.)

Организация и работа клуба «Непоседы» с привлечением родителей.

Создание механизма пропаганды физической культуры и внедрение новых форм физкультурно-оздоровительной работы среди воспитанников и родителей.

Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы родительского клуба «Непоседы»

  • Создание клуба «Непоседы» под девизом «Здоровые дети –

здоровая нация».

  •  Ознакомить родителей с организацией оздоровительного процесса в ДОУ.
  • Создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе клуба с семьями.
  • Активизация двигательной деятельности вне занятий.
  • Создание пропаганды физической культуры и физкультурно-спортивных мероприятий среди воспитанников детского сада на базе Программы.
  • Развитие республиканских, международных культурно-спортивных связей.

Исходя из целей, задач и этапов программы, разработанная система мероприятий по ее реализации.

Программу предполагается реализовать в два этапа:

Первый этап (2008-2009 гг.)

Разработка положения и создание на базе детского сада Детского спортивного клуба (со своим названием, символикой, и гимном).

Второй этап (2009-2012 гг.)

Организация и работа детского оздоровительного клуба с привлечением родителей.

Организация системы тестирования, уровня физического развития и физической подготовленности воспитанников. Организация мониторинга уровня физической подготовленности детей и воспитанников. Создание Банка информации и системы компьютерной обработки данных.

4. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.

     

С целью организации контроля за исполнением Программы создается Организационный комитет (медработники и методист), который осуществляет управление, координацию и контроль хода выполнения работ.

Администрация детского сада ежегодно заслушивает в установленном порядке информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования.

5. Оценка эффективности реализации Программы

В ходе реализации Программы в системе воспитания физической культуры населения республики будет создана новая организационно-управленческая, социально-психологическая и нравственно-этническая ситуация, которая будет способствовать формированию нового поколения якутян – приверженцев здорового образа жизни.

Число детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, ориентировочно возрастет от 15 до 40 процентов.

Совокупность программных мероприятий при их полной реализации позволит существенным образом обновить содержание физкультурно-оздоровительной работы, решить многие наболевшие проблемы низкой эффективности работы с воспитанниками.

Cистема программных мероприятий

п/п

Наименование мероприятий

Исполнители

Срок исполнения

Источники  финансирования

начало

оконча-

ние

1

2

3

4

5

6

1. Организационные мероприятия

1

Разработка положения и создание

Родительского клуба «Непоседы»

ДОУ

Апрель-май

2008г.

Декабрь

2008г.

Из средств учредителей клуба

2

Составление годового календаря спортивно-оздоровительных мероприятий

ДОУ

Сентябрь

Ежегодно

Июнь

Ежегодно

Попечительского совета, родительского

комитета детского сада.

3

4

5

Разработка и внедрение семейных

форм физической культуры и спорта

по программе «Я и мои родители»

Клуб «Непоседы»

Из средств, утвержденных годовым

спортивно-оздоровительным календарем.

6

1

2

3

4

5

6

2. Научное и научно-методическое обеспечение

1

Разработка комплексной оценки здо-

ровья детей и воспитанников и методологии социально-гигиенического и социаль-

но-педагогического мониторинга сос-

тояния здоровья  воспитанников.

Медработники

2008 г..

2012г.

2

Разработка персональной карты и

паспорта здоровья с учетом возраст-

ного развития с унифицированной

методикой оценки физической подго-

товленности воспитанников

Воспитатели, инструктор по  физкультуре

2008г.

2012г.

3

Участие в семинарах, выступление

с докладами на городских и

республиканских мероприятиях

Воспитатели

2008г.

2012г.

3. Информационная и образовательно-просветительская и рекламная деятельность

 

1

Создание Банка информации и системы компьютерной обработки

данных  воспитанников

2008г.

2012г.

2

Ежегодное издание итоговых инфор-

мационных материалов по программе

2009г.

2012г.

1

2

3

4

5

6

3

Участие в  радио- и телевизионных

передачах, публикация статей в

республиканских, городских газетах

по основам здорового образа жизни, реклама Детского спортивного клуба.

2009г.

2012г.

4

Разработка и изготовление наградной

атрибутики для проведения Программы и дипломов для награжде-

ния  лучших  спортсменов  клуба

детского сада по итогам года.

МДОУ «Василек»

2009г.

2012г.

Из средств детского сада, попечительского

совета, родительского комитета и

средств привлеченных спонсоров.


2.2. Реализация спортивно-оздоровительной программы клуба «Непсоеды»

Реализация основных направлений программы физического воспитания характеризуется наличием нестандартных методик, выражающих идею гармоничного развития детей гуманистическим путем через блоки взаимодействия. Работа по формированию у дошкольников культурного отношения к здоровью ведется через  центр родительский клуб «Непоседы», целью которого является формирование физически и нравственно здоровой, творческой личности, способной саморазвиваться  в соответствии с индивидуальными     физическими психологическими способностями и уровнем интеллекта. Как считает Т.П.Васильева, здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20 % - от природного окружения, на 7-10 % от уровня здравоохранения и на 50 % от образа жизни самого человека. В связи с чем проводится работа по формированию у дошкольников культурного отношения к здоровью.

Таким образом, мы разработали блоки взаимодействия клуба с педагогами и родителями,  которые предопределяют всю профилактическую и коррекционную работу.

Блоки взаимодействия

 

 

Взаимодействие возможно при предупреждении и своевременном выявлении отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников. При наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса, научно-методическая и опытно-экспериментальная работа.

На первом этапе работы программы в 2008 г. на базе был создан родительский клуб «Непоседы», имеющий свою  символику, гимн, девиз. Учредителями клуба являются родители, воспитатели ДОУ. Занятия в клубе проводятся по спортивным интересам: народные игры, туризм, точечный массаж, физкультминутки, школа шашек, тематические вечера «Играем вместе», спортивные праздники и т.д.

Модель клуба «Непоседы»

Год создания: декабрь 2008 год.

Учредители клуба: Васильева А.А.  Шпиронок Л.А. Псарева В.В.

Инициативная группа: 

Быченкова Е. В. – фоторепортёр, цветовод.

Псарева В. В. – спецкор, организатор.

Большанина А. В. и Баранников Н. Н. – спортивные организаторы.

Волобуева Ю. В. – художник.

Елистратова Ю. В. – повар – кондитер.

Хабытин М. М. и Низвецкая О. В. – водители.

Балаева Т. А., Плачинта Т. М., Белокопытова О. А. – костюмеры – швеи.

Хабытина А. М. и Шамайда А. В. – книголюбы.

Шпиронок Л. А. – хореограф.

Адрес: г. Алдан, ул. Комсомольская, д.11       телефон: 35 – 9 – 86

  1. Предмет и задачи деятельности

клуба «Непоседы».

1) спортивные игры: городки, элементы баскетбола,элементы футбола, элементы хоккея, бадминтон, элементы настольного тенниса.

3) национальные народные игры: (Перетягивание  на палках, Соколиный бой, Ястреб и утка, Игра в мяч).

4) Подвижные игры: с бегом, с прыжками, с метанием и ловлей, с ползанием и лазанием, игры-эстафеты.

5) интеллектуальные игры: шашки, шахматы,  и т.д.

  1. Основными задачами родительского клуба «Непоседы» являются:
  • воспитание у детей потребности к повседневным занятиям физкультурой, пропаганда и активное внедрение физической культуры, здорового образа жизни в повседневный быт детей, воспитанников, членов их семей;

       - сохранением и укрепление здоровья детей, воспитанников и     работников, оказанием им практической помощи в занятиях физической культурой;

  • удовлетворение интересов и потребностей воспитанников в занятиях физической культурой, спортом, обогащение их валеологическими занятиями, создание для этого необходимых условий;
  • организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
  1. Направление работы родительского клуба «Непоседы»
  1. Создает и организует работу спортивных секций, групп физкультурно-оздоровительной направленности, общей физической подготовки детей, воспитанников и их семей, работников.
  2. Создает и организует деятельность валеологической службы в базовом образовательном учреждении, привлекая для этих целей специалистов, медицинских работников и психологов.
  3. Оказывает практическую помощь образовательным учреждениям в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.
  4. Участвует в организации физкультурного зала с тренажерами,  кабинета лечебной физкультуры, прием кислородного коктейля, фито чай,  массажа, , используя собственную физкультурно-спортивную базу.

III. Деятельность клуба

  1. В своей деятельности родительский  клуб «Непоседы» руководствуется планом работы, календарным планом физкультурно-оздоровительных, массовых спортивных мероприятий.
  2. В перечень необходимой документации клуба «Непоседы» входят:
  • протоколы родительских собраний;
  • сценарии спортивных праздников и др. мероприятий.
  • расписание физкультурно-спортивных занятий;
  • журналы учета работы спортивных секций и оздоровительных групп;
  1. Член клуба «Непоседы» обязан:
  • заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья путем физического и духовного совершенствования;
  • показывать личный пример здорового образа жизни;
  • соблюдать Положение о семейном клубе «Непоседы».

IV. Занятия в секциях.

  1. Баскетбол (элементы)– тренер: Быченков Р.И.
  2. Волейбол (элементы)– тренер: Степанов Николай Тарасович.
  3. Национальные  народные игры – тренер: Большанина А.В.
  4. Футбол (элементы)– тренер: Кузьмин Евгений Петрович.
  5. Хоккей (элементы)– тренеры: Эпштейн П.В.
  6. Шашки, – тренер: Шкарубо И.Н.

        Членами клуба «Непоседы» являются воспитанники детского сада «Василек» в количестве 150 воспитанников, 30 работников и родителей ….

За два года работы клуба «Непоседы» добились немалых достижений. Воспитанники клуба неоднократно участвовали и становились  призерами игр «Веселые старты», «Лыжные гонки», «День Всемирного бега» иреспублики по шашкам, шахматам, баскетболу, волейболу, футболу, вольной борьбе, национальным видам спорта (национальные прыжки, перетягивание палки, хапсагай), лыжным гонкам, в традиционных весенних легкоатлетических эстафетах.

 Модель взаимодействия ДОУ и родителей

        

Блок 1.  Организационный

 Задача:  Предложить родителям  организовать работу клуба «Непоседы»

РЕКЛАМНЫЙ БУКЛЕТ

Знакомьтесь: Клуб «Непоседы». (Наш девиз, задачи, гимн, фото-проспект).

СОЗДАНИЕ САЙТА В ИНТЕРНЕТЕ

Создание сайта клуба с полным описанием деятельности (положение)

РЕКЛАМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Размещение рекламных объявлений в печати, на районном кабельном телевидении

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Просмотр  работы кружка, проведение досугов.

БЛОК 2  

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

 Задачи:-  выявление  воспитательно – образовательных потребностей  населения, уровня осведомленности  в области  воспитания и обучения дошкольника.                

АНКЕТИРОВАНИЕ

-Выявление интереса  родителей  по использованию досуговой деятельности

-Изучение результатов опроса родителей на дополнительные услуги

- Удовлетворенность родителей работой группы

- Привлечение родителей к участию в образовательном процессе.

Ст. вос – ль,

Вос – ли,

Др. специалисты

ОПРОСЫ

Социологическое исследование  состава семьи  воспитанников.

Опросник «Социальный портрет  родителей»

Сочинение  «Мой ребенок» и т. п.

ИНТЕРВЬЮ

«Что такое счастье?»,  «Взрослые – какие они?»

БЕСЕДЫ

«Роль дошкольного  учреждения  в развитии  ребенка».

«Выявление  уровня  вовлеченности  членов семьи  в образовательный процесс.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Адекватность оценки  родителями  способностей  ребенка («Какой Вы родитель?, «Знаете ли Вы свою родословную?и др.)

 

 БЛОК 3 .  Педагогическое просвещение родителей

           Задачи:   повышение психолого – педагогической компетентности  родителей в области здоровья и физической кульуры, привлечение  их к активному  участию в воспитательно – образовательном  процессе.

НАГЛЯДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Выставки для детей и родителей.

Галерея детского творчества (тематические выставки).

Стенд «Это актуально» (защита прав ребенка).

Тематические  художественные выставки.

Выставки, посвященные  праздникам  (День знаний, День дошкольного работника, День Матери, Новый Год, Рождество, День Защитника Отечества, 8 Марта, День Смеха, День космонавтики, День Победы и др.)

Групповые стенды.

  1. Обязательные:

«Наш режим дня,  «Наши занятия и двигательный режим».

Содержание  педагогического процесса  (текущая информация).

  1. По запросам родителей:

«День рождения  ребенка в семье», «Художественно – эстетическое воспитание», «Защита  прав ребенка в РФ», «Социализация дошкольника», « Что мы  узнаем  в этом году» и др.

Групповые выставки.

«Уголок детского творчества» (рисунки, лепка, аппликации, конструирование. Ручной труд),  «Развивающие игры», «Пособия для подготовки детей к школе», «Семейное чтение», (книги для детей и родителей), «Своими руками – к празднику» ( поделки, изготовленные детьми и их родителями).

Ст. вос – ль

Вос - ли

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Групповые (4 раза в год – установочное, текущие и итоговое).

Вос –ли

БЛОК 4.  Совместная деятельность педагогов и родителей  клуба «Непоседы»

Задачи:  привлечение родителей к активному  участию в воспитательно – образовательном процессе,  повышение авторитета  родителей  в глазах  детей,  авторитета педагога – в глазах родителей.

ПЛАНИРОВАНИЕ

- Создание инициативной группы  для образования семейного клуба «Непоседы»

- Участие родительского комитета в составлении  плана работы клуба «Непоседы»

- Разработка положения « О создании семейного клуба»

ПРОВЕДЕНИЕ ДОСУГА

(С ПОКАЗОМ СЛАЙДОВ)

- Работа в малых группах по интересам(Соленое тесто, Плетение из бисера, Оригами, Мы веселые ребята, Школа шашек).

- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;

- Творческая мастерская «Мастера на все руки»;

- Пикники и другие мероприятия (по запросам родителей)

- «Взрослые – детям» (показ театральных  представлений  и кукольных  спектаклей  силами  сотрудников и родителей);

-  Тематические вечера «Играем вместе»,  «Мастер класс» , «Математические приключения»

БЛОК   5. КОНТРОЛЬНЫЙ.

  Задача:  Анализ  результативности  взаимодействия  педагогов  дошкольного  учреждения  с  семьей.

СБОР АНАЛИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Тесты, опросы, анкетирование родителей.

ОБМЕН ОПЫТОМ

-  Дискуссии  и другие  формы  работы  педагогов  других групп по обмену опытом  взаимодействия  с родителями;

-  Организация  совместного досуга  как  средство налаживания  неформальных отношений  в семье.

   Методические мероприятия  по  проблеме  взаимодействия  детского  сада  и семьи  ( на городском уровне)

ПЛАНИРОВАНИЕ

Итоговое  планирование  работы с родителями с учетом аналитических . эмпирических  и  методических  материалов),  диаграммы,  графики, циклограммы.

 

           

АНКЕТА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»

Цель: выявить отношение дошкольников к своему здоровью, понимание ими важности физического совершенствования.

Поставь соответствующий балл рядом с позицией, с которой ты согласен: 3- да, 2 – частично, 1- нет.

  1. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни, и по каким причинам?

А) из – за простудных заболеваний

Б) из –за отсутствия закалки

В) по другим причинам

  1. Делаешь ли ты утром физическую зарядку?
  2. Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры?
  3. Занимаешься на уроке физкультуры

А) с полной отдачей

Б) без желания

В) лишь бы не ругали

  1. Каким видом спорта ты занимаешься? (написать вид спорта) –
  2. Занимаешься ли ты спортом длительно?

А) в дошкольной секции

Б) в спортивной дошкольном учреждении

  1. Были ли физические паузы на иных уроках?
  2. Занимаются ли твои родители физкультурой и спортом?

А) мама

Б) папа

  1. Твой спортивный кумир (имя кумира и вид спорта).

В планы работы клуба входит мониторинг состояния здоровья воспитанников и их физической подготовленности с учетом возрастного развития.

В настоящее время в основной группе физкультурой занимается 88% воспитанников детского сада, регулярно посещают спортивные секции 42% детей.

Как показало исследования уровня здоровья, у членов клуба наблюдался определенное позитивное изменение физического здоровья.

Таким образом, если в 2007 году посещало  д /с  39 % детей, то в 2008 году – 45 %. Уровень здоровья детей, посещающих занятия физической культуры, улучшился на 4 % по таким показателям как ОРЗ, сердечно-сосудистые заболевания. Замечается улучшение осанки детей.  

По плану организационных мероприятий разработали тематический план по работе секций. Простого знания технических приемов еще недостаточно. Дети должны выполнять их правильно. Но даже и этого недостаточно. Они должны эти приемы делать быстро. Лучшими педагогами и физ. инструктором являются те, которые умеют доводить свои идеи до подопечных,  сознающих, что простые вещи легче понять.

Огромно влияние педагогов , которые работают под девизом «Постоянно искать, чтобы быть в состоянии учить и воспитывать других». Педагог должен иметь терпение, должен заставить своих детей осознать, что они делают верно, а что неверно.

Реализация программы «Здоровые дети–здоровая нация» в рамках клубной деятельности будет осуществляться педагогами с высоким культурным, профессиональным уровнем развития.

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой. Научными исследованиями последних лет установлено, что выраженность негативных тенденций в состоянии здоровья во многом зависит от образовательного учреждения. Практический опыт воспитателя физической культуры  детского сада показал, что совместная деятельность родителей, воспитателей и самих детей в неформальном взаимодействии, а именно в деятельности клуба может привести к сознательному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих. Создание сотворческой деятельности в решении физического и нравственного совершенствования во вне занятий  время с учетом анатомо-физиологических, возрастных, психологических  особенностей детей  периода определяют формирование здорового образа жизни.

В деятельности  детского сада информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультация по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная особенно важны как средства выработки правильного отношения к собственному здоровью. Значительное место в общении с педагогами и родителями  при решении вопроса здоровья детей занимает эффективное взаимодействие воспитателя и  инструктора по физической культуры.

Наиболее благоприятными условиями здорового образа жизни является двигательная активность, рациональное питание, умение управлять собой. Это постулаты, которых придерживаются в  клубе «Непоседы».

При оценке состояния здоровья детей в клубе использовались показатели заболеваемости и параметры физического развития, которые явились объективным критерием негативного влияния условий среды, нарушений санитарно-гигиенических нормативов и регламентов.

Следовательно, в спортивно-оздоровительной  работе детского сада основой профилактики заболеваний является спортивно-оздоровительная Программа «Здоровые дети – здоровая нация».

Проведенные теоретические исследования и результаты опытно-экспериментальной работы полностью подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, позволив сформулировать ряд  выводов:

  1. Рассматривая различные подходы к характеристике стилей педагогического общения, особенно среди членов детского спортивно-оздоровительного клуба можно сделать вывод, что педагогическое общение должно быть только демократическим и гуманным, предусматривающим создание условий для воспитания гражданина, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих людей и собственную судьбу;
  2. Анализ спортивно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении  показывает, что формы и методы организационной работы  эффективны при новых подходах к формированию сознательного отношения к занятиям физкультурой и своему здоровью как к ценности;
  3. Сотрудничество педагогов-тренеров и воспитанников  становится основой при организации спортивно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении, когда учитываются возрастные, индивидуальные особенности учеников и их родителей, социальный статус семей;
  1. Клубная деятельность является наиболее приемлемой формой проведения досуговых мероприятий, в процессе которых идет неформальное общение, свободный выбор видов деятельности, реализация творческого потенциала, как детей, так и их родителей, повышается общепедагогическая культура пап и мам, во многом улучшаются отношения в детской группе и внутри семьи.

В целом, можно сказать, что работа спортивно-оздоровительного клуба на базе  детского сада не только возможна, но и необходима, однако строиться она должна не только на энтузиазме. Обязательна преемственность в работе классных наставников, поддержка всего педагогического коллектива и администрации детского сада, в первую очередь.

Таким образом, воспитание физической культуры воспитанников осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива при активной поддержке родителей.

Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций для  и организаторов досуговой деятельности, составлении авторской программы курсов повышения квалификации для преподавателей физической культуры по проблеме «Спортивно-оздоровительная работа в  дошкольном учреждении: поиски, проблемы, находки».

                                       Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1993. - С.200-222.
  2. Алексин А.Г. Глядя в глаза. - М., 1990.
  3. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества - момент истины // Семья и школа. - 1988. - №9. - С.1-2.
  4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983. - С.94.
  5. Арутюнян М. Легко ли быть родителями. - М., 1991.
  6. Афанасьева Т.М. Семья сегодня // Педагогический факультет. - 1985. - №11.
  7. Беленькая А.С. Слагаемые авторитета. - М., 1983.
  8. Березин Н.А., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. - Минск, 1975.
  9. Березина А.С. Только вместе // Педагогический факультет. - 1978. - №11.
  10.  Бескина Р.М. Идеи А.С.Макаренко сегодня. - М., 1988.
  11.  Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1996.
  12.  Болдарев Н.И. Классный руководитель. - М., 1978.
  13.  Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М., 1981.
  14.  В часы досуга. / Под ред. Гончарова Е.Д. - М., 1982.
  15.  Варга Д. Радости родительских забот. - М., 1983.
  16.  Волина Т.В. Учитель и семья. - М., 1980.
  17. Воскресенская М.А. Терпеливая любовь. - СПб., 1990.
  18. Воспитательная работа с воспитанниками в микрорайоне детского сада / Под ред. Николаевой Л.М. - М., 1976.
  19. Вульфов Б.З., Поташик А.М. Организатор внеклассной и внедошкольной воспитательной работы. - М., 1978. - С.38-133.
  20. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М., 1988.
  21. Гергишадов Т. Семейные будни или Нежность на каждый день. - М., 1992.
  22. Гребенников И.В. Школа и семья. - М., 1985.
  23. Извекова Н.А. Праздники в семье. - М., 1986.
  24. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. - Грозный, 1987.
  25. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.
  26. Корчак Я. Как любить детей. - Минск, 1980.
  27. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. - М., 1987.
  28. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995.
  29. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
  30. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1993.
  31. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М., 1987.
  32. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Педагогические сочинения в 8 т. Т.4. - М., 1984.
  33. Михайлова. Как я провожу родительские собрания// Начальная школа. - 1993. - № 10.
  34. Мир детства / Под ред. Хрипковой А.Г. - М., 1988.
  35. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
  36. Мудрость воспитания. Книга для родителей / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1989. - 304 с.
  37. Никитины Б. И Л. Мы, наши дети и внуки. - М., 1989.
  38. Олещук Ю.Ф. Технология общения // Педагогический факультет. - 1996. - № 3.
  39. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.А. - М., 1989.
  40. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
  41. Поляков С.Д. О новом воспитании. - М., 1990.
  42. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., 1976.
  43. Разумный В.А. Клуб и эстетическое воспитание в семье. - М., 1988.
  44. Розанов В.В. Сочинения в 2 т. - М., 1990.
  45. Спицин Н.М. Учитель - родители: правила общения // Начальная школа. - 1993. - № 10.
  46. Спицин Н.М. Что даешь детям? // Начальная школа. - 1993. - № 1.
  47. Социальная психология / Под ред. Петровского А.В. - М., 1987.
  48. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции // Педагогический факультет. - 1979. - № 5.
  49. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. - М., 1988. - С.53-54.
  50. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М., 1981.
  51. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., 1988.
  52. Турбовской Я.С. Парадоксы воспитания // Педагогический факультет. - 1981. - № 12.
  53. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших дошкольников. - М., 1986.
  54. Уроки педагогического мастерства для родителей / Сост. Курин О.С. - Киев, 1976.
  55. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. - М., 1989.
  56. Хилтунен В.Р. Семейные клубы // Педагогический факультет. - 1987. - №9.
  57. Храпов В.Е. Кто воспитывает воспитателя. - М., 1988.
  58. Чаплыгина Н.С. Мама, папа и все, все, все... - СПб., 1984.
  59. Шан Э.Ле. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.

                                                                         Приложение

Диаграмма №1.

Родители любят играть со своими детьми в интеллектуальные игры 50 %

Настольные игры  22 %

Ролевые и сюжетные игры 17 %

Подвижные игры 11 %

Показатель заболеваемости детей старшей группы 2008 – 2008 г.

(число пропусков по болезни)

Показатель заболеваемости детей подготовительной группы 2008 – 2009 г.

(число пропусков по болезни)

                              План работы семейного клуба «Непоседы».

                №

Мероприятия.

Дата.

Ответственные.

1.1.

Родительские собрания:

  • Создание инициативной группы для образования семейного клуба.
  • Создание кружков по интересам детей ( элементы - баскетбола, волейбла, хоккея, шашки)

Сентябрь

Октябрь.

Март.

Родители, воспитатели.

Родители, воспитатели.

2.2.

Анкетирование родителей.

  • Давайте познакомимся.
  • Изучение спроса родителей на дополнительные услуги детей своей группы.
  • Выявление интересов родителей для досуговой деятельности.
  • Анализ анкет.

Сентябрь

Май.

Воспитатели.

3.3.

Выставка советов «Умной совы»

Заседание кружков.

  • Мы весёлые ребята (народные игры)
  • Волейбол
  • Баскетбол
  • Хоккей
  • Шашки

Сентябрь

Май

Родители, воспитатели

4.4.

Совместное проведение праздников.

В течении года

Воспитатели, родители

5.5.

Дни открытых дверей для родителей других групп.

В течении года

Воспитатели

6 6.

Организация походов и спортивных мероприятий.

Апрель, май.

Воспитатели, родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности...

Современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности....

Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Организованнная образовательная деятельность по физической культуре с детьми подготовительной к школе группы в спортивном и тренажерном зале для участников круглого стола...

Организация физкультурно – оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТРЕНАЖЁРАХ

В данной статье вы можете познакомиться с системой физкультурно – оздоровительной работы на тренажёрах с детьми старшего дошкольного возраста в нашем учреждении....

Консультация для педагогов. Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Здоровье детей в Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления и...