Проект на тему "Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшей группы"
проект (младшая группа) на тему

Проект предназначен для детей младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx55.58 КБ

Предварительный просмотр:


БОУ ДПО (ПК) С

«Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного образования

Курсовой проект

на тему:Формирование культурно-гигиенических навыков  детей младшей группы

Выполнила:

Долгова Наталия Пантелеймоновна

слушатель курсов повышения

квалификации воспитателей

по программе:

«ФГОС ДО: содержание и технологии его реализации»

(1.12.2014 по 12.12.2014)

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры дошкольного образования

Махалова Ирина Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

I.ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

II. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.......................................................................................5

2.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ..................................................................6

2.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ............................................................7

2.3. ПРОБЛЕМА………………………..……………………………………..8

2.4. ГИПОТЕЗА……………………………………………..………………..9

III.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ........................................................................................10

3.1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА…………...................................................................10

3.2. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА............................................................................10

3.3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ………………………..…….………….11

IV. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.............................................................................12

       4.1. ЭТАПЫ ПРОЕКТА…………………………………………………….13

       4.2. МЕТОДЫ, СПОСОБЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ………17

4.3. МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА……………………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................22

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.

Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.

  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.  При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

  1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в младшем дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию культурно-гигиенических навыков, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением младших дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем,  что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, развитию культурно-гигиенических навыков принадлежит едва ли не основная роль. Поэтому очень важно развивать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста: закреплять представления о правилах личной гигиены; уточнять и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур

Результаты мониторинга уровня развития культурно-гигиенических навыков детей детского сада № 1 «Колосок», показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья. Ежегодно в детский сад поступает лишь 8-10 % детей с первой группой здоровья,  со второй группой здоровья – 68 - 72 %,  а с третьей группой –    18 - 24 %.

На все это огромное влияние имеют внешние факторы окружающей среды, как положительные, так и отрицательные.

Отрицательные факторы:

  • Отсутствие примера родителей в ведении здорового образа жизни
  • Высокая загазованность запыленность воздуха

Положительные факторы:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
  • Проведение мероприятий по оздоровлению детей в районе и в республике

2.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Также на улучшение здоровья подрастающего поколения влияют и внутренние факторы окружающей среды, которые являются как положительными, так и отрицательными.

Наше дошкольное образовательное учреждение на протяжении многих лет занимается оздоровлением и эмоциональным благополучием детей дошкольного возраста. Развитие и оздоровление младших дошкольников реализуется через использование комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой.

Отрицательные факторы:

  • Пассивное  отношение родителей к проблеме оздоровления детей
  • Высокая заболеваемость младших дошкольников

Положительные факторы:

  • Условия, способствующие формированию у детей представлений о культурно-гигиенических навыках
  • Четкая организация режимных моментов

2.3. ПРОБЛЕМА

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня. Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне показатели работоспособности и развития детей высоки.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваиватьне только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой работы стала сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

2.4. ГИПОТЕЗА

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания культурно – гигиенических навыков у детей младшего  возраста, которую можно эффективно решить через игровую деятельность, т.к. в этом возрасте игра является ведущим видом деятельности, посредством игры малыш лучше запоминает, устанавливает причинно–следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным –именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и т.д. Формирование культурно- гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков - процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

Гипотеза проекта: формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, возможно, будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать начальный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

- использовать игры, стихи, малые фольклорные формы.

  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей– одна из главных проблем семьи и детского сада.

Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь  любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей культурно-гигиенические навыки, мы учим их, беречь и укреплять своё здоровье.

3.1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Данный проект направлен на сохранение и укрепление детского организма, и формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников.

Цель проекта:  формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей младшего  дошкольного возраста.

  1. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения мероприятий по развитию культурно-гигиенических навыков, являются:

  1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Охарактеризовать методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Разработать проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Оценить уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

  1. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ожидаемый  результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми  младшей группы:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  •  Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
  • пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой) .
  • Правильно пользуются столовыми приборами.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют  руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Ожидаемый  результат проекта для родителей:

  •  Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  •  Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  •  Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

IV.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Паспорт проекта: долгосрочный,  игровой.

Сроки реализации проекта:  сентябрь 2014- август 2015года

В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы  следующих образовательных технологий:  

1. здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);

2. личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)

3. социоигровая (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)

4. информационно-коммуникативная(презентации, интернет ресурсы)

Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:

Кадровые ресурсы:  воспитатели, помощники воспитателя, медсестра.

Материальные условия: помещения группы, раздевальные комнаты, умывальные комнаты.

Учебно- методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

Технические условия: магнитофон, мультимедийный проектор.

Информационные ресурсы: компьютер, выход в интернет.

  1. ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап. Организационный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

2 этап. Основной:  Выполнение  плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1 этап – организационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Наблюдает за детьми.
Проводит диагностику.
Организует предметно-развивающую среду.
Подбирает литературу, игры, иллюстрации.

Рассматривают иллюстрации.
Выполняют поручения.
Играют.

2 этап – основной

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводит в  игровую ситуацию,  формулирует проблему:
Организует занятия, беседы.
Организует игры.
Читает художественную литературу.
Оказывает помощь детям при реализации замыслов.
Привлекает родителей.
Описывает и анализирует работу над проектом.

Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы.
С помощью воспитателя выбирают предметы – заместители, материалы для игры, экспериментирования, книги для рассматривания.
Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.

Формы  работы:

Виды

деятельности

содержание

Дата прове-дения

Ответ-ствен-ный

Познавательная деятельность

«Водичка, водичка...»

«Учим куклу мыть руки»

 «Научим Машу – растеряшу        

   убирать вещи».

«Кукла в ванночке не плачет»

"Рассматривание одежды куклы Кати.»

 Одевание куклы на прогулку.

«Мои здоровые зубки»

«Доброе утро расческа»

«Помоги зайке сберечь здоровье»

«Доктор Айболит»

«Чтобы быть здоровым»

«Сохраним свое здоровье»

 «Как нужно ухаживать за собой»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Воспи-татель,

Речевое развитие . Чтение

ГИГИЕНА

Потешка «Теплою водою»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши»

Г. Лагздынь «Солнце рано утречком»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Г Зайцев «Дружи с водой».

К. Чуковский «Мойдодыр»,

Л. Барто «Девочка чумазая»,

С, Бялковская «Юля-чистюля»,

Александрова «Купание»,

ПРИЕМ ПИЩИ

Г. Лагздынь «Куклу кормили?»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали»

A. Прокофьев «Вечером»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмакова «Ай да суп!»

ОПРЯТНОСТЬ

Потешка «Уж я косу заплету»

Потешка «Где мой пальчик?»

«Мне уже четыре года» (фольклор)

Потешка «Завяжу потуже шарф»

B . Бардадым «Вот как Г а л ю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

 Е. Благинина «Как у нашей Ирки» Э. Мошковская «Митя и рубашка»

БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ И ИГРУШКАМ

К. Жанэ «Братишки»

А. Шибаев «Подружки»

И. Муравейка «Я сама!»

М. Александрова «Что взяла — клади на место!»

А. Барто «Лошадка»

Е. Благинина «Приходите, поглядите»

Н. Глазкова «Танечка-хозяйка»

Н. Глазова «Мальчик Петя»

В течение года

Воспи-татель

Беседа

«Чистота и здоровье»

«Когда надо мыть руки? »,

 «От чего болят зубы? »,

«Что значит быть здоровым? »,

 «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»,

 «Друзья Мойдодыра».

В течение года

Воспи-татель

Дидактические  игры и упражнения

«Таня простудилась»,

 «Сделаем куклам разные прически»,

«Вымоем куклу»,

«Правила  гигиены».

«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться) »,

«Расскажем Катюше, как надо правильно кушать»,

«Покажем, как складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик».

В течение года

Воспи-татель

Экскурсия

В прачечную детского сада

В медицинский кабинет

октябрь

апрель

Воспи-татель, мед-сестра

рассматривание и обсуждениекартин

«Дети обедают»,

 «Мама купает ребенка»,

 «Игра с куклой».

сентябрь

декабрь

в течение года

Воспи-татель

игровыеситуации

«Кукла Катя не хочет мыть руки»,

«Как мы помогали кукле собраться в гости», «Поможем куклам накрыть на стол»,

 «Мы в гостях»,

«Готовимся к приходу гостей».

В течение года

воспитатель

проблемныеситуации

«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой? »,

«Почему у кукол грязное полотенце? »,

«Почему Хрюшу не приглашают в гости? »

В течение года

Воспи-татель

алгоритмы

«Мытье рук»,

 «Последовательность одевания на улицу»,

 «Как чистить зубы».

В течение года

Воспи-татель, родите-ли

работа с родителями

Консультации:

  « Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

«Здоровые зубы!!!»

«Учимся правильно ухаживать за зубами»

«Личная гигиена»

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

 «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

«Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

Родительское собрание  в  форме мастер-класса во 2 младшей  группе

« Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Воспи-татель, мето-дист

Продуктивнаядеятельность

Творческое участие в оформлении стенда «Детский сад день за днем»

Итоговое мероприятие « Колобок идет в гости»

август

Воспи-татель,

Дети, роди-тели

3этап  Заключительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Описывает и анализирует работу над проектом.
Представляет конспекты, планы и другие материалы.
Проводит диагностику.

Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении.  Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно – отобразительные игры.

4.2. МЕТОДЫ, СПОСОБЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ

           В центре воспитательного процесса находится ребёнок. По отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов воспитания.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания(Болотина Л.Р., Комарова Т.С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. 

     При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.

Прием - это частное проявление того или другого метода воспитанияМожно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести: 

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение, упражнение;
  • Создание воспитывающих ситуаций;
  • Поощрение помогает ребенку утвердится, поверить в свои силы(особенно в освоение новых навыков).

        Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
          Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций.

           Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. 
           Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: 

1.Показ и объяснение

            В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное. Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

2. Упражнение и контроль

            Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

            Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

 3. Пример взрослого.

          Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание).

            Обучение ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально-механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.

4. Игровые приемы 

                Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки". 

5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок. 

           Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

            Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Для этого воспитатель помогает родителям  рекомендациями для воспитания культурно-гигиенических навыков малыша дома.

           Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

4.3. МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА

Определить уровень  знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста можно  через наблюдения, беседы.

Таблица 1.   Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

Имя, фамилия ребенка

Сформирован-ность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформирован-ность навыка опрятной еды

Сформирован-ность навыка самообслужива-

ния при одевании и раздевании

Уровень сформированности

1

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

- Мыть лицо, руки;
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно вещать полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.

  1. Навыки опрятной еды включают умение :

-Правильное пользование столовыми приборами и салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.

 3. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

-Расстегивать  пуговицы, застежки на липучках;
-Снимать одежду при небольшой помощи взрослого;
-Аккуратно складывать снятую одежду ;
-Снимать обувь;
-Одеваться в определенном порядке.

Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за: 

  • правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;
  • действие выполненное с небольшими неточностями - «2»;
  • неумение выполнять действие - «1».

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

уровень

низкий

средний

высокий

баллы

0 – 27   баллов

28 – 40   баллов

41 – 51   баллов

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000.
  2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание, №11. – 1987.
  3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Первая младшая группа. – Скрипторий,  2010.
  6. Дошкольная педагогика. / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре. // Дошкольное образование, 2004.
  8. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007.
  9. Крылова, Н. И. Здоровье-сберегающее  пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009.
  10. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
  11. Программа «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  12. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008.
  13. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности. // Дошкольное воспитание, №9. – 1988.
  14.  Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание, №8. – 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Культурно-гигиенические навыки" в младших группах

В данной папке находится:проект "Мойдодыр" по формированию культурно-гигиенических навыков в 1-х и 2-х младших группахзанятия "Вымой руки", "Мыльные перчатки", "Умыв...

Долгосрочный проект: по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр»

Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....

Долгосрочный проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста "Чистюлька"

Долгосрочный проект по привитию культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста "Чистюлька"....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Маленькие чистюли».

Актуальность проектаКультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, об...

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков в младшей группе «Я сам умею»

Развивитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Учить детей следить за своим внешним видом, быть опрятным. Обучать навыку пользования носовым платком, приучать при чи...

Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Цель проекта:Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье....

Долгосрочный проект: по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе «Мойдодыр»

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в семье....