ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ЛФК С ЭЛЕМЕНТАМИ МАССАЖА
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Щелкалина Наталья Владимировна

Программа проведения занятий ЛФК с элементами оздоровительного массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnaya2_1.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

                                                                                                       «Утверждаю»

   ____________

Директор Л.А. Наумов

«___» __________ 2015 г.

                                                                                                           ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ»

Составил: Щелкалина Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования

Возраст обучающихся: 3-6 лет.

Срок реализации программы: 2015/16 уч.г.

Принята

педагогическим советом

«___» __________ 2015 г.

Протокол № ___

                                                        Москва, 2015 год

Пояснительная записка

              Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка. В результате систематической тренировки ни одна из систем не останется без изменений. Эти изменения касаются в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования.       Физическая активность - одно из необходимых условий жизни человека, имеющих не только биологическое, но и социальное значение. Физическая активность является естественной биологической потребностью, основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма, стимулирует активную деятельность всех его систем, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.
            Лечебная физкультура (ЛФК) - метод неспецифической тренирующей терапии и реабилитации средствами физической культуры и спорта (физические упражнения, массаж, естественные факторы природы). Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3, а кислорода в 5 раз больше, чем бездействующая. Поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. Занятия ЛФК с детьми и массаж необходимы для нормального физического развития как полностью здоровых, так и детей, имеющих физические отклонения. Многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребенка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.

             Гимнастика в сочетании с массажем прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Гимнастика и массаж являются не только замечательным средством профилактики многих заболеваний опорно-двигательного аппарата, но также способствуют укреплению здоровья ребенка, развивают сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную и иммунную системы организма.

Обо мне

Я имею высшее физкультурное (Российский Государственный Университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма г. Москвы, специализация: плавание, профиль: ЛФК и массаж), а также средне-специальное медицинское образование. Кроме того, мне был присвоен статус Массажист международной категории. Есть действующий медицинский сертификат по данной специальности, а также остальные необходимые документы для проведения сеансов детского массажа.

Описание программы

Данная программа «Путь к здоровье» - это комплексная система оздоровительных процедур, включающая в себя ЛФК и сеансы массажа различных видов. Программа предназначена как для детей с нарушениями работы различных систем организма и определенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и для здоровых детей для укрепления организма, гармоничного развития и предупреждения проблем со здоровьем.

Направления программы:

  1. ЛФК

Занятия ЛФК будут проводиться с детьми как индивидуально, так и группами. Группы будут формироваться в соответствии с показателями здоровья детей.

Цели и задачи: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.

Оздоровительные задачи:

  • Повышение функционального уровня органов и систем организма дошкольников.
  • Повышение умственной и физической работоспособности.
  • Повышение иммунологической реактивности, сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции.

Образовательные:

  • Обучение правилам ортопедического режима, формирование правильной осанки, ее коррекции.
  • Обучение рациональному дыханию.
  • Освоение основных двигательных навыков и умений.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей ответственности за результаты совместной деятельности;
  • Воспитание у детей потребности регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе.

Занятия ЛФК оказывают эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.                                          

Программа рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся под руководством инструктора ЛФК 2 раза в неделю с использованием рекомендаций врача ортопеда. Дети разделены по подгруппам. Применяется индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от поставленных задач. Основным способом проведения занятий с детьми является: индивидуальный, мало-групповой и групповой метод.

Средства ЛФК, используемые в детском возрасте.

  • Физические упражнения;
  • Естественные оздоровительные средства природы – закаливание, массаж.
  • Воздушные и водные процедуры.

   Методы проведения процедур ЛФК

  • индивидуальный
  • мало-групповой (3-5 человек)
  • групповой (8-15 человек)
  • консультативный.

   Периоды применения ЛФК:

  • Вводный (щадящий);
  • Основной (функциональный);
  • Заключительный (тренировочный).

   Общие принципы:

  1. Подбор физических упражнений в зависимости от общего состояния организма;
  2. Принцип сознательности и активности плюс мотивация;
  3. Принцип наглядности;
  4. Принцип доступности;
  5. Принцип систематичности, система строится с учетом тренированности и длится месяцами;
  6. Принцип регулярности;
  7. Принцип цикличности;
  8. Принцип новизны и разнообразия: 10-15 % упражнений обновляются;
  9. Принцип постепенности увеличения нагрузки по мере тренированности;
  10. Всестороннее развитие.

Ведущим является принцип систематичности, т. е. непрерывное, планомерное, регулярное использование любых средств лечебной физкультуры в различных формах в течение года. Благодаря этому происходит закрепление физиологических сдвигов, происходящих в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а также закрепление компенсаторно-приспособительных реакций.

Перерывы в занятиях лечебной физкультурой приводят к утрате, ослаблению условно-рефлекторных связей, изменяют течение приспособительных реакций. Систематическое, ежедневное проведение утренней гимнастики, специальных занятий, выполнение движений и других элементов лечебной физкультуры, в том числе и самостоятельных индивидуальных назначений, способствуют успешному решению задач, а также играют большую воспитательную роль.

Формы проведения ЛФК: лечебная гимнастика.

Занятие по лечебной гимнастике имеет обычную структуру и продолжительность:

  • для детей 3-4 лет –10-15 минут;
  • для детей 4-5 лет –15-20 минут;
  • для детей 5-6 лет –20-25 минут.

Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из трех частей. В вводную часть включена разминка для стопы, общеразвивающие и корректирующие упражнения. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний в зависимости от стадии изучения упражнения.

В основную часть в зависимости от задачи комплекса входят упражнения из положения сидя (для связок и мышц стопы), лежа на спине, на боку и на животе – для исключения статической нагрузки на стопы и усиления концентрации внимания на нужных группах мышц, облегчения расслабления мышц. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Дозировка повторений зависит от возрастной группы детей.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.

Занятия проходят в сказочной, образно-ролевой форме, используется частая смена движений с различной физической нагрузкой, темпом, что позволяет детям сохранять интерес к занятию на всем его протяжении.

Физические упражнения являются основным средством ЛФ.

Физические упражнения:

  • общеразвивающие;
  • специальные.

 К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т.д.

Периодизация занятий лечебной физкультурой.

Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса). Соответственно для каждого периода составлены комплексы упражнений

Вводный период - это период ознакомления с детьми в процессе выполнения ими элементарных физических упражнений. Позволяет выявить индивидуальную реакцию детей на различные упражнения. В этот период инструктор подробно объясняет, показывает, как следует правильно выполнять специальные упражнения, уделяя особое внимание начальной постановке дыхания.

Основной период - начинается с момента отработки методики занятий. В этот период особое внимание следует обращать на систематичность занятий. Даются упражнения средней тяжести и сложности. Широко используются дыхательные упражнения

Заключительный (тренировочный) - в этот период завершается курс, подводятся итоги. Проводится диагностика. Даются рекомендации для родителей.

К концу года дети должны:

  • иметь представление о правильном дыхании и уметь правильно дышать;
  • уметь правильно ставить ногу во время ходьбы;
  • укрепить на возрастном уровне мышцы, формирующие свод стопы;
  • получить общее укрепление организма;
  • повысить уровень физической работоспособности;
  • уметь владеть техникой выполнения основных корригирующих упражнений;

Все занятия ЛФК проводятся согласно перспективному плану, описывающему упражнения, которые выполняются детьми, а также знания и умения, приобретаемые ими.

  1. Массаж

  • Оздоровительный

Показания: ослабленная иммунная система, нарушения обмена веществ и проч.

Результаты: повышение иммунитета ребенка, устойчивости к респираторным заболеваниям, улучшение общего состояния здоровья.

  • Профилактический

Для общего развития физической формы ребенка.

  • Бронхолегочный

Для детей в период реабилитации после болезней дыхательных путей.

  • Расслабляющий массаж

Показан детям с подвижной нервной системой, сниженным вниманием, повышенной возбудимостью и проч.

  • Аппаратный массаж

Используется во всех видах массажа.

Результаты процедур массажа: повышение тонуса мышечной системы ребенка, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение подвижности и эластичности связочного аппарата, сократительной способности и пластичности мышц, вследствие чего улучшается состояние опорно-двигательного аппарата. Для достижения наилучшего результата к массажу будут рекомендованы дополнительные занятия плаванием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ладушки-ладошки» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа) в рамках «Дня здоровья»

«Ладушки-ладошки» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа)       в рамках           «Дня здоровья»     ...

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе

Программное содержание: Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Учить выделять признаки здорового человека.      2. Р...

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе «Волшебная страна - Здоровье»

Дать детям общее представление о здоровье как ценности,которой необходимо постоянно заботится. Учить  выделять признаки здорового человека....

Игры с элементами массажа на музыкальных занятиях

Игры с элементами массажа на музыкальных занятиях. Очень интересны детям. Данные игры можно сопровождать соответствующей музыкой...

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе «Волшебная страна - Здоровье».

Дать детям общее представление о здоровье как ценности, которой необходимо постоянно заботится. Развивать желание беречь своё здоровье. Получить положительные эмоции от деятельности, понимание важност...

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе «Волшебная страна - Здоровье»

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии с элементами массажа и дыхательной гимнастикой в старшей группе   «Волшебная страна - Здоровье»Программное содержание:1. Дать детям ...