Отчёт по самообразованию на тему:"Наше здоровье в наших руках" средней группы.
проект (средняя группа) на тему

Райкова Наталья Александровна

Введение

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_samoobrazovaniyu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию « Наше здоровье в наших руках». Воспитателя средней группы «Колокольчик» Райковой Натальи Александровны.

Введение

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… ".

 "Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

  На основании вышеизложенного я и выбрала тему самообразования « Наше здоровье  - в наших руках» возраст детей: 4-5 лет (средняя группа) .

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Задачи:

• сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела) ;

• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

• научить " слушать" и "слышать" свой организм;

• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

• формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

• привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

Работа проводилась в течение года по следующим направлениям:

1. Работа с детьми

2. Взаимодействие со специалистами

3. Работа с родителями

4. Взаимодействие с руководством МДОУ

Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:

• Музыкальный, физкультурный залы

• Физкультурный уголок в группе

• Медицинский кабинет

• Спортивная площадка

• Наличие плакатов, моделей, игрового материала для освоения темы

Использованы методические приемы:

• рассказы и беседы воспитателя;

• заучивание стихотворений;

• моделирование различных ситуаций;

• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

• сюжетно-ролевые игры;

• дидактические игры;

• игры-тренинги;

• игры-забавы;

• подвижные игры;

• психогимнастика;

• пальчиковая и дыхательная гимнастика;

• самомассаж;

• физкультминутки.

Формы работы:

• утренняя гимнастика (ежедневно) ;

• физкультурные занятия;

• музыкально – ритмические занятия;

• прогулки с включением подвижных игр;

• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях

• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;

• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;

• эмоциональные разрядки, релаксация;

• ходьба по массажным коврикам

• спортивные досуги, развлечения, праздники

• беседы

• консультации

• родительские собрания

1. Работа с детьми

Проводилась по следующим направлениям:

• Развивающие занятия на темы:

- Полезная и вредная пища

- Дорожка здоровья

- Рациональная пища

- Строение тела, органов

- Какими бывают люди?

- Почему ты растешь?

- Зачем нужна еда?

- Кто охраняет наш глаз?

- Зачем нам нужен нос?

- С утра до вечера

- Мои верные помощники и др. (см. Приложение 1)

• Дидактические игры:

- Что такое дружба?

- Услышь меня

- Покажи части тела

- Разложи по порядку

- Витаминные домики

- Вода - наша помощница

- Вода это хорошо или плохо

- Как надо заботиться о своем младшем друге?

- От грядки до обеденного стола

- Помоги зеленым друзьям и др.

• Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.

• Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, полоскание рта после каждого приема пищи) ежедневно.

2. Взаимодействие со специалистами

На протяжении всего года мед.работник совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья.

Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.

3. Работа с родителями осуществлялась с помощью

• Проведения родительских собраний на заданную тему, приглашение специалистов

• Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи).

• Вывешивание информации в родительском уголке

4. Взаимодействие с руководством МДОУ осуществлялось с помощью консультаций воспитателя и старшего воспитателя, проведения в начале года анкеты - опросника по данной теме.

В целом, по моим наблюдениям и наблюдениям специалистов дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях.

Несомненно, только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни. Развивающие занятия с детьми, социальному миру расширили представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.

Заключение

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наше здоровье в наших руках" - проект в средней группе

Задачи:Оздоровительная1. Охрана и укрепление физического здоровья детей; 2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;3. Формирование представ...

Конспект проведения Дня здоровья в старших и средних группах по теме - Наше здоровье – в наших руках

Конспект проведения Дня здоровья в старших и средних группах по теме - Наше здоровье – в наших руках...

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений» группа №3 «Радуга»

Отчёт по самообразованию во 2 младшей группе с использованием пальчиковых игр и упрвжнений...

Проект "Наше здоровье в наших руках" 1 Б младшей группы

Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач детского сада...

Памятка для родителей. "Забота о своем здоровье или наше здоровье в наших руках."

Материал в помощь родителям по оздоровлению своего организма приемами самомассажа по методу ДУ-ИН, приемам ортопедической гимнастики....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Наше здоровье в наших руках"

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Наше здоровье в наших руках"...