Учебная программа с элементами лечебной физической культуры
рабочая программа на тему

Юрова Юлия Андреевна

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей. Проблему коррекции и устранения нарушений опорно-двигательного аппарата необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обучения  правильно организованным занятиям по лечебной физкультуре. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата. Ситуация осложняется сокращением двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий, и как следствие, гиподинамия  мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

В настоящее время отсутствует программа для работы с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.

Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача ортопеда Дубровского Юрия Викторовича, в нашем детском саду создана  учебная программа «Лечебная физическая культура».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1015 ДО № 2

Учебная программа

с элементами лечебной физической культуры

Разработчики:

Дубровский Ю.В. – врач ортопед

Юрова Ю.А. –

инструктор по физической культуре

Пояснительная записка

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей. Проблему коррекции и устранения нарушений опорно-двигательного аппарата необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обучения  правильно организованным занятиям по лечебной физкультуре. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата. Ситуация осложняется сокращением двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий, и как следствие, гиподинамия  мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.

В настоящее время отсутствует программа для работы с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.

Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача ортопеда Дубровского Юрия Викторовича, в нашем детском саду создана  учебная программа «Лечебная физическая культура».

Цель программы:

овладение воспитанниками основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

                   Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать у воспитанников устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление;
  • дать дошкольникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья;
  • формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития;
  • содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата осуществляется в процессе режимных моментов, занятий по ЛФК и индивидуальной работы.

В дошкольном образовательном учреждении пребывают дети с диагнозами: нарушение осанки – 29, плоскостопие – 35, Х-образная деформация голени – 23,

О – образная деформация голени – 2, врожденный вывих бедра – 13, врожденная косолапость – 4, воронкообразная грудная клетка – 6, ДЦП  - 7.  В соответствии с диагнозами, по рекомендациям врача – ортопеда Дубровского Юрия Викторовича, дети разделены на подгруппы в каждой возрастной группе: первая подгруппа – нарушение осанки, плоскостопие; вторая подгруппа  врожденная косолапость; третья подгруппа – ДЦП; четвертая подгруппа – подвывих, «вывих бедра».

Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Лечебная физкультура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата.

Организационно – методические рекомендации.

Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

ЛФК, проводимая в специально оборудованном зале, тренажерном зале при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.

Занятия ЛФК должны проводиться 3 раза в  неделю с постепенным увеличением нагрузки и использованием различного оборудования для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя.

Программа по лечебной физкультуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года, направленных на коррекцию и  профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей от 2 до 7 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль.

В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.

Общее количество учебных часов – 132 часа

Цель учебного курса:  Обучение и закрепление навыков правильного двигательного режима у детей с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата; предупреждение дальнейшей деформации позвоночника, грудной клетки  и нижних конечностей.

Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.

1 – период (вводный) для детей младшего дошкольного возраста

Задачи: обследовать функциональное состояние позвоночника у детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.

Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.

2 – период (основной) для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Задачи: содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.

3 – период (заключительный) для детей подготовительных групп

Задачи: закреплять достигнутые результаты. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.  Обучить воспитанников самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений). Проследить динамику эффективности оздоровления детей.

Формы контроля.

Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.

При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки, приобретенные воспитанниками в период обучения. При  повторении  и закреплении воспитанниками материала используются формы контроля:  показ упражнений, беседы с родителями, осуществление контроля и взаимного контроля.

Динамику развития физических качеств воспитанников позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 2 раза в год:

Тест на выносливость мышц спины – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины;

Тест на выносливость мышц брюшного пресса – для определения силы мышечных групп живота, так как эти мышцы являются основой мышечного корсета, а она в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.

Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья воспитанников помогает определить медицинский контроль. Его проводят: врач-ортопед (коррекция осанки, плантография, динамометрия, назначение физиотерапевтических процедур, массажа), дает рекомендации инструктору ЛФК, медицинским сестрам, участвует в работе медико-психолого-педагогического консилиума; врач-невролог (консультирование медицинского и педагогического составов по вопросам нейропсихического развития); врач-педиатр (организация и контроль медицинской диагностики – антропометрия, спирометрия, закаливание, медицинские рекомендации после болезни детей). Данные осмотра заносятся в медицинскую карту.

Учебно – тематический план НООД с элементами ЛФК на четыре года обучения (2 раза в неделю)

п/п

Раздел учебной программы

1 год

(3-4 года)

2 год

(4-5)

3 год

(5-6)

4 год

(6-7)

Всего часов

1.

Основы знаний и умений

                            В процессе занятий

2.

Комплекс лечебной

гимнастики №1-5 для формирования и закрепления навыков правильной осанки

3,5

4

4

5

16,5

3.

Комплекс лечебной гимнастики №1-5 для профилактики плоскостопия

6

6

6

6

24

4.

Дыхательные упражнения:

- обучение правильному дыханию

-упражнения для укрепления мышц диафрагмы

- упражнения для укрепления мышц грудной клетки

-упражнения для восстановления дыхания при физических нагрузках

В

7,5

В процессе

процессе

В

занятий

процессе

Занятий

занятий

5.

Развитие выносливости:

-мышц спины

-брюшного пресса

4,5

5,5

12

9

31

6.

Развитие силы:

-динамическая сила

-статическая сила

-упражнения в парах, оказывая помощь и сопротивление друг другу

В

процессе

занятий

7.

Развитие координации движений:

-упражнения с предметами и без них

7

7

На

4

каждом

занятии

18

8.

Игры:

- оздоровительно-развивающие

-целенаправленного характера

-тренирующего характера

-с использованием мягкого оборудования

4,5

На

каждом

занятии

3

5

17

9.

Релаксация:

-упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

8

7

1,5

1,5

18

10.

Элементы самомассажа

3,5

3,5

7

11.

Проведение контрольных мероприятий:

-тесты

- медицинский контроль

-педагогический контроль

-самоконтроль

В

В

течение

процессе

всего

каждого

курса

занятия

12.

Взаимодействие с родителями

По

выбору

инструктора

ЛФК

13.

Итого:

38

29,5

31

33

131,5

Содержание курса «Лечебная физкультура»

Первый год обучения (младший дошкольный возраст)

Основы знаний.

Сведения: как устроен человек, что отличает человека от животного, зачем человеку нос – упражнения на дыхание, «ручки-хватучки» – пальчиковая гимнастика; что я могу делать руками и ногами.

Упражнения на укрепление ослабленных мышц туловища, коррекция имеющего дефекта осанки. Выполняются в и.п. стоя и сидя, лежа на спине, животе; ходьба с предметом на голове; с использованием мяча палки, мешочка и мягкого игрового оборудования.

Профилактика плоскостопия: ходьба на носках, пятках, по ребристой доске, захват мелких предметов (платочки, носочки, мелкие игрушки), подниматься и опускаться на носках, разведение стоп, упражнения с вытягиванием носков.

Обучение правильному дыханию.

Развитие координации движения: бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, подвижные игры.

Проведение контрольных мероприятий: медицинский контроль по плану, антропометрия, динамометрия, выносливость мышц спины и брюшного пресса.

Второй год обучения (средний дошкольный возраст)

Основы знаний.

Сведения:   основные части тела человека - голова, туловище, руки, ноги; что может человек делать руками и ногами; почему мы двигаемся и ходим прямо, что держит мое тело; наш вездесущий нос – дыхательная гимнастика для носа.

Упражнения на формирование и закрепление навыков правильной осанки; упражнения для сохранения правильной осанки около стены, у зеркала. Выполняются в и.п. стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на боку, спине, животе; с использованием предметов и без них, мягкого модульного оборудования, тренажеров – велосипед, степпер.

Профилактика и коррекция плоскостопия: разные виды ходьбы, упражнения на уменьшенной площади опоры, в виде ходьбы по гимнастической палке,  канату – положенному на пол. Закреплять упражнения первого года обучения.

Упражнения на дыхание: глубоко и медленно дышать, тренировка дыхательных мышц.

Развитие выносливости: бег с чередованием с ходьбой, медленный бег от 1,5 до 2 мин.

Развитие координации движений.

Проведение контрольных мероприятий: медицинский контроль по плану; педагогический контроль – наблюдение за воспитанниками, беседы с родителями; тесты – начало и конец учебного года: динамометрия, выносливость мышц спины и брюшного пресса.

Третий год обучения (старший дошкольный возраст)

Основы знаний.

Соблюдение режима дня и ортопедических правил; строение тела человека; упражнения на формирование правильной осанки; как путешествует воздух; польза закаливания; значение дыхательных упражнений, самомассажа, физкультминуток в детском саду и дома.

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки с предметами; ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревку, кубики, мячи, скамейки; ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы; выполнение различных заданий с мешочком на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом).

Упражнения на развитие гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника. Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой; оздоровительное плавание; элементы  гимнастики. Повторение ранее изученных упражнений: ползание, перекаты туловища в группировке; различные наклоны.

Самоконтроль.

Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.

Развитие выносливости.

Подвижные игры, бег средней интенсивности до 2 мин. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за занятие. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.

Развитие силы.

Длительная статическая задержка поз: «мост», «березка», «натянутый лук», «поза лодки»; имитация езды на велосипеде; отжимания от пола; упражнения сесть-лечь, руки за головой.

Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и расслабление мышц позвоночника. Упражнения в положении лежа на полу: «вытяжение», «березка», «мост», «качалочка».

Элементы самомассажа.

Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, поглаживания живота, шеи, постукивание кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.

Профилактика плоскостопия.

Совершенствование ранее изученных упражнений.

Развитие координации движений.

Комплексы с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера.

Дыхательные упражнения.

Диафрагмальное дыхание, грудное, верхнее грудное, ключичное дыхание.

Проведение контрольных мероприятий.

Тесты: динамометрия, выносливость мышц спины, брюшного пресса. Медицинский контроль по плану. Педагогический контроль в течение всего учебного года.

Задания на дом.

Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под контролем взрослого.

Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа).

Основы знаний.

Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни, механизм лечебного действия ЛФК; как правильно сидеть, ходить, лежать; дыхательная гимнастика и ее значение; роль носового дыхания в осенне – зимний период.

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на высоких четвереньках, передвижение по скамейке, ползание по скамейке на коленях; элементы  гимнастики.

Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.

Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами. Закрепление и совершенствование изученных поз.

Развитие выносливости.

Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания статических поз. Бег средней интенсивности до 2,5 мин.; увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.

Развитие силы.

Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.

Упражнения на расслабление мышц и укрепления нервной системы.

Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси. Совершенствование ранее изученных упражнений.

Подвижные и спортивные игры.

Элементы волейбола, пионербол, футбол и другие игры в разных и.п. (сидя, лежа, сидя на коленях), используя мячи разного размера и веса. Совершенствование ранее изученных подвижных игр.

Проведение контрольных мероприятий.

Тесты: динамометрия, выносливость мышц спины, брюшного пресса. Медицинский контроль по плану. Педагогический контроль: знания, умения, навыки.

Задания на дом.

Ежедневное, самостоятельное выполнение изученных упражнений.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

К концу первого года обучения:

Знания: параметры правильной осанки «выпрямись!»; упражнения правильного дыхания; правила техники безопасности; правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.

Умения: ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; выполнять упражнения для развития гибкости: перекаты вперед – назад в группировке; наклоны вперед – назад; дышать носом; ходьба на носках, пятках, по ребристой доске; медленно бегать; расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения; выполнять упражнения с предметами, без предметов; играть в игры целенаправленного и общего характера.

Навыки: соблюдать дисциплину.

К концу второго года обучения:

Знания: правила ортопедического режима – ношение ортопедической обуви; в течение дня избегать статических нагрузок, не прыгать с высоты, правильно сидеть, чаще менять позы в процессе режимных моментов.

Умения: сохранять положения правильной осанки на занятиях; умение выполнять упражнения на растяжение мышц и связок позвоночника; упражнения на развитие координации движений (комплекс с гимнастической палкой, подвижные игры). Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных и.п. по канату, палке, вытяжение носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев и захват ногами разных предметов); уметь правильно дышать; играть в подвижные игры целенаправленного и общего характера;  произвольное расслабление мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения.

Навыки: соблюдение техники безопасности на занятии, контроль осанки во время выполнения упражнения, подготовка пособий к занятию.

К концу третьего года обучения:

Знания: самоконтроль за положением правильной осанки; правила ортопедического режима; упражнения на развитие координации движений; знания о физкультминутках.

Умения: контролировать правильную осанку у зеркала и у стены, сидя на скамейке с закрытыми глазами – самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; удерживать статические позы; осуществлять правильное дыхание и элементы самомассажа; играть в подвижные игры.

Навыки: соблюдать правила ортопедического режима в саду и дома, выполнять лечебную гимнастику дома под контролем взрослого.

К концу четвертого года обучения:

Знания: значение и строение позвоночника, представление о механизме лечебного действия упражнений; знать простейшие правила подвижных игр.

Умения: корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, передвигаться лежа на животе по скамейке, подтягивая себя руками. Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, удерживать статические позы, выполнять упражнения на расслабление мышц и укрепления нервной системы; играть в подвижные игры и любые другие игры тренирующего и направленного характера.

Навыки: самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по выбору детей.

Учебно – методическое обеспечение.

Первый год обучения

1.Материально техническое обеспечение

  • гимнастические палки на всех детей
  • массажные мячи на всех детей
  • скамейки
  • мячи среднего размера на всех детей
  • мешочки с песком
  • платочки
  • ребристая доска
  • коврики
  • мелкие игрушки
  • дорожка со следочками
  • канат

              2. Учебно – методическое обеспечение

  • комплексы упражнений
  • специальная литература

   Второй год обучения

  1. Материально техническое обеспечение
  • коврики на всех детей
  • резиновые кольца
  • балансировочная дорожка
  • гимнастические палки
  • обручи
  • мячи
  • модульное оборудование

   

              2. Учебно – методическое обеспечение

  • комплексы упражнений
  • специальная литература

  Третий год обучения

  1. Материально техническое обеспечение
  • коврики
  • музыкальное сопровождение
  • тренажеры

           2. Учебно – методическое обеспечение

  • комплексы упражнений
  • специальная литература

  Четвертый год обучения

  1. Материально техническое обеспечение
  • коврики на всех
  • гимнастические маты
  • скамейки
  • волейбольная сетка
  • волейбольный мяч
  • мячи для дыхания

           2. Учебно – методическое обеспечение

  • комплексы упражнений
  • специальная литература

Список литературы:

  • Козырева О.В. Лечебна физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2003
  • Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников.М., Просвещение 2007
  • Красикова И.С. Плоскостопие (профилактика и лечение). – Спб. Корона принт, 2002
  • Красикова И.С.Осанка (воспитание правильной осанки и лечение нарушений осанки). –    Спб. Корона принт, 2003
  • Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет Волгоград: изд. Учитель, 2008
  • Коротков И.М. Подвижные игры для детей. – М. 1987
  • Старковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1года до14 лет. М.,1994
  • Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре. – Л., 1983
  • Черная Н.Л Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей (диагностика, профилактика и коррекция). Ростов/н Дону: Феникс, 2007
  • Галанов А.С. Игры, которые лечат для детей от года до 3.М:, Творческий центр 2001
  • Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Спб. : Детство-Пресс, 2007
  • Научно-практический журнал № 1(2), №2 (3), №3(4)Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. М., 2005

Рецензия

на учебную программу с элементами лечебной физической культуры»

Данная учебная программа  с  элементами лечебной физической культуры» является актуальной, учитывает  возрастные особенности и возможности детей с нарушением

опорно – двигательного аппарата. Рекомендована  к практическому применению.

Главный детский травматолог – ортопед

ЗАО г. Москвы                                                                           Ю.В. Дубровский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы лечебной физической культуры игрового характера

В сборнике представлены комплексылечебной физической культуры игрового характера. Отсутствие программ и технологий  педагогических и психологических средств коррекции, недостаточность научно – ме...

Лечебная физическая культура

Презентация по корригирующей  гимнастики с элементами фитбола...

занятие по лечебной физической культуре

Комплекс по лечебной физической культуре  для выработки правильной осанки и  профилактики плоскостопия на мячах - фитболах...

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК)

Лечебная физкультура – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой способствуют укреплению и повышению сопротивляемос...

Лечебная физическая культура

Тренажеры тиса в ДОУ...

Лечебная физическая культура

Тренажеры Тиса в ДОУ...

Лечебная физическая культура как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей

Лечебная физкультура – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивл...