Учебная программа с элементами лечебной физической культуры
рабочая программа на тему
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей. Проблему коррекции и устранения нарушений опорно-двигательного аппарата необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обучения правильно организованным занятиям по лечебной физкультуре. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ситуация осложняется сокращением двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий, и как следствие, гиподинамия мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
В настоящее время отсутствует программа для работы с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.
Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача ортопеда Дубровского Юрия Викторовича, в нашем детском саду создана учебная программа «Лечебная физическая культура».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебная программа с элементаи ЛФК | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1015 ДО № 2
Учебная программа
с элементами лечебной физической культуры
Разработчики:
Дубровский Ю.В. – врач ортопед
Юрова Ю.А. –
инструктор по физической культуре
Пояснительная записка
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей. Проблему коррекции и устранения нарушений опорно-двигательного аппарата необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обучения правильно организованным занятиям по лечебной физкультуре. Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ситуация осложняется сокращением двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий, и как следствие, гиподинамия мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
В настоящее время отсутствует программа для работы с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации для занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, не имеют специальной направленности на коррекцию и укрепление определенных мышечных групп.
Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врача ортопеда Дубровского Юрия Викторовича, в нашем детском саду создана учебная программа «Лечебная физическая культура».
Цель программы:
овладение воспитанниками основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формировать у воспитанников устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление;
- дать дошкольникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья;
- формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития;
- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата осуществляется в процессе режимных моментов, занятий по ЛФК и индивидуальной работы.
В дошкольном образовательном учреждении пребывают дети с диагнозами: нарушение осанки – 29, плоскостопие – 35, Х-образная деформация голени – 23,
О – образная деформация голени – 2, врожденный вывих бедра – 13, врожденная косолапость – 4, воронкообразная грудная клетка – 6, ДЦП - 7. В соответствии с диагнозами, по рекомендациям врача – ортопеда Дубровского Юрия Викторовича, дети разделены на подгруппы в каждой возрастной группе: первая подгруппа – нарушение осанки, плоскостопие; вторая подгруппа врожденная косолапость; третья подгруппа – ДЦП; четвертая подгруппа – подвывих, «вывих бедра».
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Лечебная физкультура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата.
Организационно – методические рекомендации.
Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
ЛФК, проводимая в специально оборудованном зале, тренажерном зале при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством повышения эффективности оздоровления.
Занятия ЛФК должны проводиться 3 раза в неделю с постепенным увеличением нагрузки и использованием различного оборудования для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя.
Программа по лечебной физкультуре представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года, направленных на коррекцию и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей от 2 до 7 лет. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический контроль.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.
Общее количество учебных часов – 132 часа
Цель учебного курса: Обучение и закрепление навыков правильного двигательного режима у детей с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата; предупреждение дальнейшей деформации позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей.
Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
1 – период (вводный) для детей младшего дошкольного возраста
Задачи: обследовать функциональное состояние позвоночника у детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
2 – период (основной) для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Задачи: содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
3 – период (заключительный) для детей подготовительных групп
Задачи: закреплять достигнутые результаты. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений. Обучить воспитанников самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений). Проследить динамику эффективности оздоровления детей.
Формы контроля.
Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития воспитанников необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.
При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки, приобретенные воспитанниками в период обучения. При повторении и закреплении воспитанниками материала используются формы контроля: показ упражнений, беседы с родителями, осуществление контроля и взаимного контроля.
Динамику развития физических качеств воспитанников позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 2 раза в год:
Тест на выносливость мышц спины – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины;
Тест на выносливость мышц брюшного пресса – для определения силы мышечных групп живота, так как эти мышцы являются основой мышечного корсета, а она в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья воспитанников помогает определить медицинский контроль. Его проводят: врач-ортопед (коррекция осанки, плантография, динамометрия, назначение физиотерапевтических процедур, массажа), дает рекомендации инструктору ЛФК, медицинским сестрам, участвует в работе медико-психолого-педагогического консилиума; врач-невролог (консультирование медицинского и педагогического составов по вопросам нейропсихического развития); врач-педиатр (организация и контроль медицинской диагностики – антропометрия, спирометрия, закаливание, медицинские рекомендации после болезни детей). Данные осмотра заносятся в медицинскую карту.
Учебно – тематический план НООД с элементами ЛФК на четыре года обучения (2 раза в неделю)
№ п/п | Раздел учебной программы | 1 год (3-4 года) | 2 год (4-5) | 3 год (5-6) | 4 год (6-7) | Всего часов |
1. | Основы знаний и умений | В процессе занятий | ||||
2. | Комплекс лечебной гимнастики №1-5 для формирования и закрепления навыков правильной осанки | 3,5 | 4 | 4 | 5 | 16,5 |
3. | Комплекс лечебной гимнастики №1-5 для профилактики плоскостопия | 6 | 6 | 6 | 6 | 24 |
4. | Дыхательные упражнения: - обучение правильному дыханию -упражнения для укрепления мышц диафрагмы - упражнения для укрепления мышц грудной клетки -упражнения для восстановления дыхания при физических нагрузках | В 7,5 В процессе | процессе В занятий | процессе | Занятий занятий | |
5. | Развитие выносливости: -мышц спины -брюшного пресса | 4,5 | 5,5 | 12 | 9 | 31 |
6. | Развитие силы: -динамическая сила -статическая сила -упражнения в парах, оказывая помощь и сопротивление друг другу | В | процессе | занятий | ||
7. | Развитие координации движений: -упражнения с предметами и без них | 7 | 7 | На 4 | каждом занятии | 18 |
8. | Игры: - оздоровительно-развивающие -целенаправленного характера -тренирующего характера -с использованием мягкого оборудования | 4,5 | На каждом | занятии | 3 5 | 17 |
9. | Релаксация: -упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы | 8 | 7 | 1,5 | 1,5 | 18 |
10. | Элементы самомассажа | 3,5 | 3,5 | 7 | ||
11. | Проведение контрольных мероприятий: -тесты - медицинский контроль -педагогический контроль -самоконтроль | В В | течение процессе | всего каждого | курса занятия | |
12. | Взаимодействие с родителями | По | выбору | инструктора | ЛФК | |
13. | Итого: | 38 | 29,5 | 31 | 33 | 131,5 |
Содержание курса «Лечебная физкультура»
Первый год обучения (младший дошкольный возраст)
Основы знаний.
Сведения: как устроен человек, что отличает человека от животного, зачем человеку нос – упражнения на дыхание, «ручки-хватучки» – пальчиковая гимнастика; что я могу делать руками и ногами.
Упражнения на укрепление ослабленных мышц туловища, коррекция имеющего дефекта осанки. Выполняются в и.п. стоя и сидя, лежа на спине, животе; ходьба с предметом на голове; с использованием мяча палки, мешочка и мягкого игрового оборудования.
Профилактика плоскостопия: ходьба на носках, пятках, по ребристой доске, захват мелких предметов (платочки, носочки, мелкие игрушки), подниматься и опускаться на носках, разведение стоп, упражнения с вытягиванием носков.
Обучение правильному дыханию.
Развитие координации движения: бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, подвижные игры.
Проведение контрольных мероприятий: медицинский контроль по плану, антропометрия, динамометрия, выносливость мышц спины и брюшного пресса.
Второй год обучения (средний дошкольный возраст)
Основы знаний.
Сведения: основные части тела человека - голова, туловище, руки, ноги; что может человек делать руками и ногами; почему мы двигаемся и ходим прямо, что держит мое тело; наш вездесущий нос – дыхательная гимнастика для носа.
Упражнения на формирование и закрепление навыков правильной осанки; упражнения для сохранения правильной осанки около стены, у зеркала. Выполняются в и.п. стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на боку, спине, животе; с использованием предметов и без них, мягкого модульного оборудования, тренажеров – велосипед, степпер.
Профилактика и коррекция плоскостопия: разные виды ходьбы, упражнения на уменьшенной площади опоры, в виде ходьбы по гимнастической палке, канату – положенному на пол. Закреплять упражнения первого года обучения.
Упражнения на дыхание: глубоко и медленно дышать, тренировка дыхательных мышц.
Развитие выносливости: бег с чередованием с ходьбой, медленный бег от 1,5 до 2 мин.
Развитие координации движений.
Проведение контрольных мероприятий: медицинский контроль по плану; педагогический контроль – наблюдение за воспитанниками, беседы с родителями; тесты – начало и конец учебного года: динамометрия, выносливость мышц спины и брюшного пресса.
Третий год обучения (старший дошкольный возраст)
Основы знаний.
Соблюдение режима дня и ортопедических правил; строение тела человека; упражнения на формирование правильной осанки; как путешествует воздух; польза закаливания; значение дыхательных упражнений, самомассажа, физкультминуток в детском саду и дома.
Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки с предметами; ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревку, кубики, мячи, скамейки; ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы; выполнение различных заданий с мешочком на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом).
Упражнения на развитие гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника. Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой; оздоровительное плавание; элементы гимнастики. Повторение ранее изученных упражнений: ползание, перекаты туловища в группировке; различные наклоны.
Самоконтроль.
Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.
Развитие выносливости.
Подвижные игры, бег средней интенсивности до 2 мин. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за занятие. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.
Развитие силы.
Длительная статическая задержка поз: «мост», «березка», «натянутый лук», «поза лодки»; имитация езды на велосипеде; отжимания от пола; упражнения сесть-лечь, руки за головой.
Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и расслабление мышц позвоночника. Упражнения в положении лежа на полу: «вытяжение», «березка», «мост», «качалочка».
Элементы самомассажа.
Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, поглаживания живота, шеи, постукивание кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.
Профилактика плоскостопия.
Совершенствование ранее изученных упражнений.
Развитие координации движений.
Комплексы с гимнастической палкой, около гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера.
Дыхательные упражнения.
Диафрагмальное дыхание, грудное, верхнее грудное, ключичное дыхание.
Проведение контрольных мероприятий.
Тесты: динамометрия, выносливость мышц спины, брюшного пресса. Медицинский контроль по плану. Педагогический контроль в течение всего учебного года.
Задания на дом.
Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под контролем взрослого.
Четвертый год обучения (подготовительная к школе группа).
Основы знаний.
Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни, механизм лечебного действия ЛФК; как правильно сидеть, ходить, лежать; дыхательная гимнастика и ее значение; роль носового дыхания в осенне – зимний период.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на высоких четвереньках, передвижение по скамейке, ползание по скамейке на коленях; элементы гимнастики.
Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.
Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами. Закрепление и совершенствование изученных поз.
Развитие выносливости.
Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания статических поз. Бег средней интенсивности до 2,5 мин.; увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.
Развитие силы.
Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.
Упражнения на расслабление мышц и укрепления нервной системы.
Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с одновременным поворотом тела вокруг своей оси. Совершенствование ранее изученных упражнений.
Подвижные и спортивные игры.
Элементы волейбола, пионербол, футбол и другие игры в разных и.п. (сидя, лежа, сидя на коленях), используя мячи разного размера и веса. Совершенствование ранее изученных подвижных игр.
Проведение контрольных мероприятий.
Тесты: динамометрия, выносливость мышц спины, брюшного пресса. Медицинский контроль по плану. Педагогический контроль: знания, умения, навыки.
Задания на дом.
Ежедневное, самостоятельное выполнение изученных упражнений.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
К концу первого года обучения:
Знания: параметры правильной осанки «выпрямись!»; упражнения правильного дыхания; правила техники безопасности; правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.
Умения: ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; выполнять упражнения для развития гибкости: перекаты вперед – назад в группировке; наклоны вперед – назад; дышать носом; ходьба на носках, пятках, по ребристой доске; медленно бегать; расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения; выполнять упражнения с предметами, без предметов; играть в игры целенаправленного и общего характера.
Навыки: соблюдать дисциплину.
К концу второго года обучения:
Знания: правила ортопедического режима – ношение ортопедической обуви; в течение дня избегать статических нагрузок, не прыгать с высоты, правильно сидеть, чаще менять позы в процессе режимных моментов.
Умения: сохранять положения правильной осанки на занятиях; умение выполнять упражнения на растяжение мышц и связок позвоночника; упражнения на развитие координации движений (комплекс с гимнастической палкой, подвижные игры). Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных и.п. по канату, палке, вытяжение носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев и захват ногами разных предметов); уметь правильно дышать; играть в подвижные игры целенаправленного и общего характера; произвольное расслабление мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения.
Навыки: соблюдение техники безопасности на занятии, контроль осанки во время выполнения упражнения, подготовка пособий к занятию.
К концу третьего года обучения:
Знания: самоконтроль за положением правильной осанки; правила ортопедического режима; упражнения на развитие координации движений; знания о физкультминутках.
Умения: контролировать правильную осанку у зеркала и у стены, сидя на скамейке с закрытыми глазами – самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; удерживать статические позы; осуществлять правильное дыхание и элементы самомассажа; играть в подвижные игры.
Навыки: соблюдать правила ортопедического режима в саду и дома, выполнять лечебную гимнастику дома под контролем взрослого.
К концу четвертого года обучения:
Знания: значение и строение позвоночника, представление о механизме лечебного действия упражнений; знать простейшие правила подвижных игр.
Умения: корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами; упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, передвигаться лежа на животе по скамейке, подтягивая себя руками. Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, удерживать статические позы, выполнять упражнения на расслабление мышц и укрепления нервной системы; играть в подвижные игры и любые другие игры тренирующего и направленного характера.
Навыки: самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения по выбору детей.
Учебно – методическое обеспечение.
Первый год обучения
1.Материально техническое обеспечение
- гимнастические палки на всех детей
- массажные мячи на всех детей
- скамейки
- мячи среднего размера на всех детей
- мешочки с песком
- платочки
- ребристая доска
- коврики
- мелкие игрушки
- дорожка со следочками
- канат
2. Учебно – методическое обеспечение
- комплексы упражнений
- специальная литература
Второй год обучения
- Материально техническое обеспечение
- коврики на всех детей
- резиновые кольца
- балансировочная дорожка
- гимнастические палки
- обручи
- мячи
- модульное оборудование
2. Учебно – методическое обеспечение
- комплексы упражнений
- специальная литература
Третий год обучения
- Материально техническое обеспечение
- коврики
- музыкальное сопровождение
- тренажеры
2. Учебно – методическое обеспечение
- комплексы упражнений
- специальная литература
Четвертый год обучения
- Материально техническое обеспечение
- коврики на всех
- гимнастические маты
- скамейки
- волейбольная сетка
- волейбольный мяч
- мячи для дыхания
2. Учебно – методическое обеспечение
- комплексы упражнений
- специальная литература
Список литературы:
- Козырева О.В. Лечебна физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2003
- Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников.М., Просвещение 2007
- Красикова И.С. Плоскостопие (профилактика и лечение). – Спб. Корона принт, 2002
- Красикова И.С.Осанка (воспитание правильной осанки и лечение нарушений осанки). – Спб. Корона принт, 2003
- Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет Волгоград: изд. Учитель, 2008
- Коротков И.М. Подвижные игры для детей. – М. 1987
- Старковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1года до14 лет. М.,1994
- Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре. – Л., 1983
- Черная Н.Л Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей (диагностика, профилактика и коррекция). Ростов/н Дону: Феникс, 2007
- Галанов А.С. Игры, которые лечат для детей от года до 3.М:, Творческий центр 2001
- Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Спб. : Детство-Пресс, 2007
- Научно-практический журнал № 1(2), №2 (3), №3(4)Лечебная физкультура для дошкольников и младших школьников. М., 2005
Рецензия
на учебную программу с элементами лечебной физической культуры»
Данная учебная программа с элементами лечебной физической культуры» является актуальной, учитывает возрастные особенности и возможности детей с нарушением
опорно – двигательного аппарата. Рекомендована к практическому применению.
Главный детский травматолог – ортопед
ЗАО г. Москвы Ю.В. Дубровский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы лечебной физической культуры игрового характера
В сборнике представлены комплексылечебной физической культуры игрового характера. Отсутствие программ и технологий педагогических и психологических средств коррекции, недостаточность научно – ме...
Лечебная физическая культура
Презентация по корригирующей гимнастики с элементами фитбола...
занятие по лечебной физической культуре
Комплекс по лечебной физической культуре для выработки правильной осанки и профилактики плоскостопия на мячах - фитболах...
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ЛФК)
Лечебная физкультура – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой способствуют укреплению и повышению сопротивляемос...
Лечебная физическая культура
Тренажеры тиса в ДОУ...
Лечебная физическая культура
Тренажеры Тиса в ДОУ...
Лечебная физическая культура как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей
Лечебная физкультура – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний. Занятия лечебной физкультурой содействуют укреплению и повышению сопротивл...