Физкультурно- оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно - двигательного аппарата.
учебно-методический материал на тему

Петина Елена Геннадьевна

Одним из основных факторов  оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность. Двигательная активность  - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей дошкольников, особенно детей с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno_-_ozdorovitelnaya_rabota.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная работа

с детьми дошкольного возраста, имеющими

 нарушения опорно-двигательного аппарата

Как помочь детям с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидам скорректировать их проблемы? Эти тревожные вопросы звучат сегодня неслучайно. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, число детей нуждающихся в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте, составляет 25-40%. 85% детей  рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья; из них 20% являются инвалидами с рождения – с нарушением слуха, зрения, с поражением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, отсутствие конечностей или их недоразвитие), с пороками сердца, родовыми травмами и многими другими ограничениями в состоянии здоровья (4).         Физическое воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с нарушением опорно-двигательного аппарата требует разработки особых методов и приёмов  физического воспитания, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая специфику заболевания  (2, 28).

         Наш детский  сад компенсирующего вида  «Орлёнок» посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Из них 80% дошкольников с детским церебральным параличом и 20% с другими нарушениями двигательной функции.

Одним из основных факторов оздоровления  детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность.  Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей дошкольников, особенно детей с ДЦП.  Важное значение для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата является посильная физическая нагрузка, которая способствует укреплению здоровья детей, профилактике респираторных, простудных заболеваний. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет  центральную задачу физического воспитания. Систематические физкультурные  занятия, подвижные игры и упражнения, спортивные праздники и развлечения особенно на свежем воздухе  повышают функциональные возможности его ведущих  систем, что способствует их совершенствованию.   Неоценимая роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи и с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для оздоровления детей максимально использую различные общеразвивающие упражнения, активизирующие различные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми использую дыхательную гимнастику, направленную  на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение вентиляционной способности легких, улучшает нервно-психическое состояние.  Например: звуковая дыхательная гимнастика «Паровозик», где дети идут по комнате и приговаривают «чух-чух-чух» при выдохе, «Гуси» «гу-у-у». «Лопнул шарик» - «ш-ш-ш»; «Насос», «Часики», «Комарики».

На физкультурных занятиях использую психогимнастику, которая состоит из этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика   помогает создавать положительный  эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С ее помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений.

Большое значение для оздоровления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет корригирующая гимнастика. При подборе упражнений для комплексов корригирующей  гимнастики педагог ориентируется в основном на то, чтобы выбранные упражнения были не противопоказаны детям группы, учитывая их индивидуальные особенности, вызванные заболеваниями опорно-двигательного аппарата (1).

В детском саду созданы оздоровительно-развивающие условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В физкультурном зале имеется физкультурное оборудование, тренажеры, лечебно-оздоровительный комплекс, сухой бассейн. Сухой бассейн помогает удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулирует его поисковую и творческую активность, позволяет ему самостоятельно изменять направление движения, позы, чередовать упражнения с отдыхом. В сухом бассейне идет тренировка различных мышечных групп, в том числе и формирующих осанку.  Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние, способствуют снижению патологического тонуса.

В процессе непосредственно образовательной и совместной деятельности формирую у детей осознанное отношение к своему здоровью, учу их понимать значение физических упражнений, а также постоянно стимулирую развитие у детей навыков личной гигиены.

Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы - систематическое контрастное, воздушное и водное закаливание, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости растущего организма к ослабляющим здоровье факторам.

При такой организации физического воспитания в  нашем детском саду   прослеживается динамика в развитии моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, при реализации комплексной системы оздоровления у детей формируется здоровый образ жизни, повышается устойчивость организма к острым респираторным инфекциям.

Все воспитательно-оздоровительные мероприятия вырабатывают разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, наилучшим образом  адаптируют ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

Литература

  1. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата/ автор составитель М.Н. Клюева.- Санкт-Петербург,  2007.
  2. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.
  3. Пасечник Л. Коррекция физического развития детей с ДЦП.//Л.Пасечник// Здоровье дошкольника, 2008 № 2.
  4. Пасечник Л. Адаптивная физическая культура в ДОУ. //Л. Пасечник// Здоровье дошкольника, 2008 № 1.
  5. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» /автор-составитель Е.Ю. Александрова. – Волгоград, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

Методическая разработка « Морское путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Методическая разработка игрового тренинга адресована педагогам для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного  аппарата и ДЦП  старшего дошкольного возраста. Для его поведения рекоме...

Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Об...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата "Космонавты на луне"

Конспект занятия по аппликации  для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста,  с учетом интеграции образовательных областей, может быть использован при ...

Занятие с элементами театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата «Мишкина каша»

Занятие с элементами театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата «Мишкина каша»...

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"

Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...