Технология развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
методическая разработка на тему

Петина Елена Геннадьевна

Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод.  Он даёт возможность в полной мере воздействовать на ребёнка, раскрывать  компенсаторные возможности и способности при его непосредственной активной помощи. Большое значение в сюжетно - игровых упражнениях имеет нестандартное оборудование. Для  развития двигательных функций у детей с нарушениями опорно - дигательного аппарата полезно использовать красочные модули, подвесные бабочки, массажные дорожки из бросового материала и т.. д. Игровая форма создаёт условия и имеет все возможности для решения всех поставленных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_razvitiya.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologii_razvitiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петина Е.Г.

воспитатель  МБДОУ «Детский сад

               компенсирующего    вида «Орлёнок»,  г. Абакан.

Технологии развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает его досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических способностей.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод. Он дает возможность в полной мере воздействовать на ребенка, раскрывать компенсаторные возможности и способности при его непосредственной активной помощи.

Игровая деятельность восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели, дети стараются быть внимательными, проявлять смекалку, инициативу и волю.

Чем же игра привлекает детей? Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение.

Поэтому в практике работы дошкольных учреждений возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и подбора движений.

Нетрадиционность, в отличие от классической структуры занятия, строится за счет использования новых способов организации, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, при этом остается неизменным главное:

- на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

- содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной сложности и развитию физических качеств.

Сюжетно-игровые занятия и упражнения строятся на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений,  имитационного характера («путешествие», «цирк», «спортсмены», «зоопарк», «рыбаки» и т.д.). В занятия и упражнения по единому сюжету можно включать разные задачи по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений, и они должны соответствовать возрастным возможностям детей.

Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. Например: «Мишка, ты быстрей беги и мне мячик принеси» или «Я ладонью тебя хлопал, ты все прыгал, но не топал». В физическом воспитании можно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности и сюжетности заданий.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т.е в них вносится элемент игры: «По тропинке в лес пойдем и товарищей спасем» или «По болоту босиком кулик ходит с посохом», «Перепрыгни ручей, побежали все быстрей». Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Во время таких упражнений у педагога есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить ему выполнить повторно. Следовательно, в игровых упражнениях, в отличие от подвижных игр, более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии двигательных функции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Музыкальное оформление физкультурного занятия и игровых упражнений имеет свою специфику:

а) характер и темп музыкального сопровождения соответствует характеру и образу движений детей;

б) для каждой части занятия звучит своя мелодия, свое оформление в соответствии с двигательным игровым образом;

в) использование магнитофонных записей для ритмичной гимнастики, для слухового восприятия (шум деревьев, шум улетающей ракеты, щебет птиц, бубен, металлофон и ложки – все это тоже способствует развитию эстетических вкусов, развитию чувства ритма у детей).

Следует обратить внимание на особенности осуществления контроля красоты и культуры движений детей. При обучении можно привлекать внимание к детям, движения которых наиболее выразительны, поощрять удачные попытки передать образ. Чаще использовать не команды, а сравнение и указания. Эти методические приемы более эффективны в обучении. Проводимые в игровой форме занятия имеют высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается не только объем двигательных умений и навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и знаний, так как текст и двигательные действия помогают узнать многое:

  1. О явлениях природы, повадках животного, видах транспорта и т.д.
  2. Название спортивного оборудования и инвентаря, спортивных терминов, строевых приемов, название видов спорта.
  3. О свойствах предметов: мяча, скакалок, кубов, каната, колец, обручей и других.

Большое значение в сюжетно-игровых упражнениях имеет нестандартное оборудование. Для  развития двигательных функций у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата полезно использовать набор красочных модулей: квадратные,  прямоугольные кирпичики, кубы разной высоты, разноцветные крупные и малые конусы, валики плоские и округлой формы. Такие модули можно использовать для построения разных вариантов полос препятствий, где дети смогут выполнять задания, направленные на развитие определенных физических качеств и двигательных способностей. Например: ходьба по кирпичикам с перешагиванием и перепрыгиванием; пробежка со средней скоростью вокруг разноцветных конусов (больших размеров) и перепрыгивание (через малые конусы), лежа животом на валике округлой формы (подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами) и т.д.

При обучении движениям с использованием сюжетно-игровых упражнений, кроме стандартного, можно использовать нестандартное оборудование: различные коробки из-под конфет, пластиковые бутылки красочного оформления, заполненные водой для прыжков и бега между предметами; подвесные бабочки, массажные дорожки из бросового материала. Также в сюжетно-игровые упражнения можно включать игры с элементами  хоккея, тенниса. Прокатывая клюшкой шайбу или мяч в воротце из брусков, попасть клюшкой по мячу, подвешенному на веревке и касающемуся пола.

Элементы тенниса: отбивание ракеткой снизу и сбоку мячики, прикрепленные на веревке к стойке на некотором расстоянии друг от друга. Мячи должны висеть на высоте, удобной для ребенка. Это упражнение выполняется по одному и в парах.

Стойка в сюжетно-игровых упражнениях может превратиться в дерево: в технике макраме сплести полочки, прикрепить к алюминиевой проволоке, слегка изогнуть и закрепить на вершине и в середине стойки. По четыре полочки на каждую стойку и готов лес. Если листья сделаны из мешковины – лес заколдован злым волшебником. А если цвета яркие, веселые – это сказочный лес. Косточки из абрикос – это «орешки для белочки» (дети собирают их пальцами ног), «полянка в лесу из цветов», сделанных из пластмассовых бутылок.

Можно сделать из стоек пальмы: вырезать листья из зеленой бумаги (или использовать обои), прикрепить проволоку и закрепить на вершине. А из бумаги большого формата сделать конусы – елки и пихты. На деревьях липучкой прикрепить «плоды» - дети с радостью будут снимать их во время эстафет.

Каждое сюжетно-игровое упражнение, проводимое с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, подбирается индивидуально, с учетом возрастных особенностей, структурой дефекта и рекомендацией врачей.

Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения поставленных задач. На таких занятиях дети свободнее и быстрее приобретают умения, закрепляют навыки, а это способствует быстрому становлению еще более сложного движения у ребенка. Выполнение упражнения связано с сосредоточением памяти, внимания, мышления, воображения и расширяет возможности для развития умственных способностей у детей.

Таким образом, сюжетно-игровые упражнения с использованием нестандартного оборудования способствую всестороннему гармоничному, физическому и умственному развитию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В игре у них воспитываются волевые качества, координация движений, ловкость, меткость и другие важные умения. Формируются такие черты личности, как уверенность в себе, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, упорство и целенаправленность, которые составляют важную задачу физического воспитания.

Литература

  1. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий 2003, 2005.- 71 с.
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 255 с.
  3. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2002. – 47 с.
  4. Воронцова О. Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании. // О. Воронцова// Здоровье дошкольника, 2010 № 7
  5. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий 2003, 2005.- 71 с.
  6. Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских  дошкольных учреждениях. – Ростов-на Дону: Феникс, 2005.- 253 с.
  7. Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. – 109 с.
  8. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 109 с.
  9. Мулаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2006. – 148 с.
  10. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2005. – 122 с.
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 255 с.
  12. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2002. – 47 с.
  13. Сундукова А.Х. Волщебный мир здровья. – М.: Дрофа, 2010. – 73 с.



Предварительный просмотр:

Петина Е.Г.

воспитатель  МБДОУ «Детский сад

               компенсирующего    вида «Орлёнок»,  г. Абакан.

Технологии развития двигательных функций с применением нестандартного оборудования у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает его досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических способностей.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата наиболее доступный и эффективный - игровой метод. Он дает возможность в полной мере воздействовать на ребенка, раскрывать компенсаторные возможности и способности при его непосредственной активной помощи.

Игровая деятельность восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребенка от «ухода в болезнь», ставит перед ним новые цели, дети стараются быть внимательными, проявлять смекалку, инициативу и волю.

Чем же игра привлекает детей? Прежде всего, интересен сам процесс действий, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. Уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение.

Поэтому в практике работы дошкольных учреждений возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и подбора движений.

Нетрадиционность, в отличие от классической структуры занятия, строится за счет использования новых способов организации, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, при этом остается неизменным главное:

- на каждом занятии физкультурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

- содержание и методика проведения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной сложности и развитию физических качеств.

Сюжетно-игровые занятия и упражнения строятся на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений,  имитационного характера («путешествие», «цирк», «спортсмены», «зоопарк», «рыбаки» и т.д.). В занятия и упражнения по единому сюжету можно включать разные задачи по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений, и они должны соответствовать возрастным возможностям детей.

Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. Например: «Мишка, ты быстрей беги и мне мячик принеси» или «Я ладонью тебя хлопал, ты все прыгал, но не топал». В физическом воспитании можно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение движений. Особенности физического и психического развития дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности и сюжетности заданий.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т.е в них вносится элемент игры: «По тропинке в лес пойдем и товарищей спасем» или «По болоту босиком кулик ходит с посохом», «Перепрыгни ручей, побежали все быстрей». Это делает их более интересными для детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному и точному их выполнению.

Во время таких упражнений у педагога есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить ему выполнить повторно. Следовательно, в игровых упражнениях, в отличие от подвижных игр, более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии двигательных функции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Музыкальное оформление физкультурного занятия и игровых упражнений имеет свою специфику:

а) характер и темп музыкального сопровождения соответствует характеру и образу движений детей;

б) для каждой части занятия звучит своя мелодия, свое оформление в соответствии с двигательным игровым образом;

в) использование магнитофонных записей для ритмичной гимнастики, для слухового восприятия (шум деревьев, шум улетающей ракеты, щебет птиц, бубен, металлофон и ложки – все это тоже способствует развитию эстетических вкусов, развитию чувства ритма у детей).

Следует обратить внимание на особенности осуществления контроля красоты и культуры движений детей. При обучении можно привлекать внимание к детям, движения которых наиболее выразительны, поощрять удачные попытки передать образ. Чаще использовать не команды, а сравнение и указания. Эти методические приемы более эффективны в обучении. Проводимые в игровой форме занятия имеют высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается не только объем двигательных умений и навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и знаний, так как текст и двигательные действия помогают узнать многое:

  1. О явлениях природы, повадках животного, видах транспорта и т.д.
  2. Название спортивного оборудования и инвентаря, спортивных терминов, строевых приемов, название видов спорта.
  3. О свойствах предметов: мяча, скакалок, кубов, каната, колец, обручей и других.

Большое значение в сюжетно-игровых упражнениях имеет нестандартное оборудование. Для  развития двигательных функций у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата полезно использовать набор красочных модулей: квадратные,  прямоугольные кирпичики, кубы разной высоты, разноцветные крупные и малые конусы, валики плоские и округлой формы. Такие модули можно использовать для построения разных вариантов полос препятствий, где дети смогут выполнять задания, направленные на развитие определенных физических качеств и двигательных способностей. Например: ходьба по кирпичикам с перешагиванием и перепрыгиванием; пробежка со средней скоростью вокруг разноцветных конусов (больших размеров) и перепрыгивание (через малые конусы), лежа животом на валике округлой формы (подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами) и т.д.

При обучении движениям с использованием сюжетно-игровых упражнений, кроме стандартного, можно использовать нестандартное оборудование: различные коробки из-под конфет, пластиковые бутылки красочного оформления, заполненные водой для прыжков и бега между предметами; подвесные бабочки, массажные дорожки из бросового материала. Также в сюжетно-игровые упражнения можно включать игры с элементами  хоккея, тенниса. Прокатывая клюшкой шайбу или мяч в воротце из брусков, попасть клюшкой по мячу, подвешенному на веревке и касающемуся пола.

Элементы тенниса: отбивание ракеткой снизу и сбоку мячики, прикрепленные на веревке к стойке на некотором расстоянии друг от друга. Мячи должны висеть на высоте, удобной для ребенка. Это упражнение выполняется по одному и в парах.

Стойка в сюжетно-игровых упражнениях может превратиться в дерево: в технике макраме сплести полочки, прикрепить к алюминиевой проволоке, слегка изогнуть и закрепить на вершине и в середине стойки. По четыре полочки на каждую стойку и готов лес. Если листья сделаны из мешковины – лес заколдован злым волшебником. А если цвета яркие, веселые – это сказочный лес. Косточки из абрикос – это «орешки для белочки» (дети собирают их пальцами ног), «полянка в лесу из цветов», сделанных из пластмассовых бутылок.

Можно сделать из стоек пальмы: вырезать листья из зеленой бумаги (или использовать обои), прикрепить проволоку и закрепить на вершине. А из бумаги большого формата сделать конусы – елки и пихты. На деревьях липучкой прикрепить «плоды» - дети с радостью будут снимать их во время эстафет.

Каждое сюжетно-игровое упражнение, проводимое с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, подбирается индивидуально, с учетом возрастных особенностей, структурой дефекта и рекомендацией врачей.

Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения поставленных задач. На таких занятиях дети свободнее и быстрее приобретают умения, закрепляют навыки, а это способствует быстрому становлению еще более сложного движения у ребенка. Выполнение упражнения связано с сосредоточением памяти, внимания, мышления, воображения и расширяет возможности для развития умственных способностей у детей.

Таким образом, сюжетно-игровые упражнения с использованием нестандартного оборудования способствую всестороннему гармоничному, физическому и умственному развитию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В игре у них воспитываются волевые качества, координация движений, ловкость, меткость и другие важные умения. Формируются такие черты личности, как уверенность в себе, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, упорство и целенаправленность, которые составляют важную задачу физического воспитания.

Литература

  1. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий 2003, 2005.- 71 с.
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 255 с.
  3. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2002. – 47 с.
  4. Воронцова О. Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании. // О. Воронцова// Здоровье дошкольника, 2010 № 7
  5. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий 2003, 2005.- 71 с.
  6. Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских  дошкольных учреждениях. – Ростов-на Дону: Феникс, 2005.- 253 с.
  7. Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. – 109 с.
  8. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 109 с.
  9. Мулаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2006. – 148 с.
  10. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2005. – 122 с.
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 255 с.
  12. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2002. – 47 с.
  13. Сундукова А.Х. Волщебный мир здровья. – М.: Дрофа, 2010. – 73 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

СодержаниеВведение1. Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата2. Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений пр...

«Использование нестандартного оборудования на занятиях по обучению плаванию для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Конспект предназначен для использования в своей работе инструкторам по физкультуре. Задачи занятия: закреплять ранее изученные упражнения. Продолжать учить скользить на груди, выполняя вдох-выдох...

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий через проведение физминуток в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Материалы, содержащиеся в пособии, будут также полезны широкому кругу практических работников, осуществляющих педагогическую деятельность, направленную на математическое развитие детей дошкольного и м...

Методы, приемы, технологии речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Статья затрагивает вопрос выбора наиболее эффективных методов и приемов  речевого развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....

Оборудование для детей с нарушением опорно двигательного аппарата.

В данной презентации рассматривается основное оборужование, в том числе и игровое, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....

статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук в раннем возрасте у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции голо...