«Роль физкультурно-оздоровительной работы в деле формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»
методическая разработка на тему

Репухова Татьяна Сергеевна

Здоровье ребёнка - важнейшая составляющая всестороннего воспитания ребёнка. Цели, задачи, методы и приёмы в физкультурно-оздоровительной работе, направленные на формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolfizk.ozdor_._raboty_v_dou.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль физкультурно-оздоровительной работы  в деле формирования у дошкольников основ здорового образа жизни»

                 «Забота о здоровье ребёнка - это важнейший труд воспитателя»

В.А. Сухомлинский

Актуальность проблемы.

        В связи с урбанизацией современного общества остро встал вопрос о сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей. Плохая экология, наследственность, повседневные стрессы, изменение климата, гиподинамия, вредные привычки привели к тому, что большой процент детей рождается с физическими и психическими отклонениями в здоровье. По данным  обследования только 5-7% детей рождаются абсолютно здоровыми.

        На первый взгляд, наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но что

 такое здоровье? Всемирная организация здравоохранения даёт такое определение: ЗДОРОВЬЕ - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезеней и физических дефектов.

Портрет ребёнка в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного учреждения (далее ФГОС ДО):

  • здоровый,
  • активный,
  • самостоятельный,
  • любознательный.

Факторы, влияющие на состояние здоровья:

20% - наследственность,

20% - экология,

10% -  развитие здравоохранения,

50% - образ жизни.

Поэтому очень важно бороться за эти 50%, чтоб это были проценты здорового образа жизни. Исходя из вышеизложенного следует:

ЦЕЛЬ:

охрана жизни и укрепление здоровья детей.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  2. Создание развивающей среды, способствующей реализации потребности детей в двигательной активности.
  3. Обеспечение физического и психологического благополучия детей.
  4. Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни.

 5. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессе воспитания здорового ребёнка.

        В своей работе по теме, где я раскрываю роль физкультурно-оздоровительной работы в формировании у детей основ здорового образа жизни, идёт опора на законодательно-нормативное обеспечение:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
  3. Устав образовательного учреждения.

Объектами деятельности являются:

  • дети младшего и старшего дошкольного возраста,
  • семьи детей, посещающих дошкольное учреждение,
  • педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Ожидаемыми результатами работы предполагаются:

  1. Укрепление здоровья детей средствами физкультурно-оздоровительной работы.
  2. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
  3. Формирование у детей основ здорового образа жизни: осознанное отношение к своему здоровью, понимание значения и преимущество хорошего самочувствия, развитие культурно-гигиенических навыков.
  4. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности, позитивные сдвиги в эмоциональной сфере.

Приобщение к физической культуре - одна из важнейших программных задач воспитания. Успешному разрешению её в работе с детьми способствует организация здорового  образа жизни.

Под  здоровым  образом жизни подразумевается:

  • рациональное питание,
  • соблюдение режима,
  • оптимальный двигательный режим,
  • полноценный сон,
  • здоровая гигиеническая среда,
  • благоприятная психологическая атмосфера,
  • закаливание.

Основные направления воспитания у детей потребностей   здорового  образа жизни:

  • привитие стойких культурно-гигиенических навыков,
  • обучение уходу за своим телом, навыков оказания элементарной помощи,
  • развитие представлений о строении собственного тела, назначения органов,
  • формирование  представлений о том, что полезно и что вредно для организации,
  • формирование потребности в регулярных физических упражнениях.

В физкультурно-оздоровительной работе руководствуюсь принципами в соответствие с ФГОС ДО:

  1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми культурой и окружающим миром.
  3. Формирование познавательных интересов и действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

        Также в своей физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми мною используются принципы, которые имеют большое значение именно для работы с детьми дошкольного возраста.

        1.Принцип фасцинации - ребёнка нужно очаровать движением, предметом, развить интерес к двигательным действиям. Например, называя упражнение «Петушок» или показывая соответствующую картинку с изображением, у детей уже возникает желание подражать этим движениям. А словесная установка «держать спину прямо» при выполнении этого движения, полезна для коррекции опорно-двигательного аппарата, то есть в процессе физкультурно-оздоровительной работы идёт закладывание основ  здорового  образа жизни. Следующим этапом может быть показ рисунков людей с разной осанкой, и дети заитересовываются именно человеком с красивой осанкой. Действуя по этому же принципу можно очаровать детей предметом (мячом, скакалкой и так далее), игрой или любым другим видом физкультурно-оздоровительной деятельности. А при возникновении интереса возникает желание, и ребёнок с удовольствием включается в процесс.

        2. Принцип комплексности и интегративности - когда решаются оздоровительные и прфилактические задачи в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Например, дети очень чутко и положительно реагируют, когда в физкультурно-оздоровительную деятельность включаются музыкальные этюды (дыхательно-восстановительные упражнения хорошо выполняются под шум прибоя), физкультурные упражнения бодрее выполняются под художественное слово, а творческая направленность может быть внесена в любую игру и так далее.

        3. Принцип личночтной ориентации и преемственности — организация и поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья, индивидуальных особенностей и физических возможностей детей.

        4. Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке, его физиологических и психологических особенностей. Например, гиперактивным детям предлагаются игры с меньшей двигательной активностью, где нужно сосредоточиться на правилах и активировать внимание, а детям малоподвижным поучаствовать в соревнованиях, заинтересовав в результате и так далее. Сюда же входит и щадящий режим двигательных нагрузок на начальном этапе работы с детьми (адаптационный период, дети с ослабленным здоровьем и так далее.).

        5. Принцип гарантированной результативности — реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития. Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок поверил в свои силы, в себя. Это достигается положительной оценкой действий ребёнка, похвалой, поддержкой... Пусть даже это даётся «авансом». Ребёнок всегда будет стремиться расти, если видит заинтересованность и понимание к себе со стороны взрослого.

        Огромное значение для  физкультурно-оздоровительной работы, для воспитания у детей дошкольного возраста основ здорового образа имеет среда, которая их окружает. Среда в ДОУ должна быть насыщенной, безопасной, трансформируемой, доступной, полифункциональной, учитывающей национальные особенности. Среда направлена на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Такая предметно-развивающая среда должна подтверждать следующие принципы:

1. целесообразность;

2. соответствие возрасту;

3. принцип адресованности;

4. принцип доступности;

5. принцип динамичности.

     Только в такой среде у детей развивается огромный потенциал для самоусовершенствования, роста и развития, где есть место к открытиям и творчеству. Да и сам ребёнок остаётся «открытым». Как сказал Ш.А. Амоношвили «Ребёнок рождается открытым - не нужно закрывать его».

Особое значение в реализации принципов моей работы принадлежит методикам, используемым в прцессе физического воспитания, в которых заложены определённые технологии.

       Технология оздоровления сводится к решению задач, гарантирующих здоровье ребёнка на основе воспитания физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных возможностей организма. Так, например, упражняя детей в ежедневном дозированном беге, ходьбе со сменой темпа и направления, мы повышаем работоспособность сердечно-сосудистой, бронхо-лёгочной систем, максимально используем различные группы мышц и улучшаем кровоснабжение внутренних органов и так далее.

          Инновационная составляющая технологии:

- совмещение традиционных видов физических упражнений с упражнениями, применяемыми на занятиях лечебной физкультуры;

-  широкое использование ориентиров и метода подводящих упражнений при разучивании движений;

-  преобладание задач по сохранению и укреплению здоровья, развитию физических качеств над задачами по формированию двигательных умений;

-  преобладание игрового и соревновательного методов.

    Например, дети с удовольствием занимаются разными видами гимнастик (утренней, гимнастикой пробуждения, зрительной, дыхательной и так далее.), когда эти упражнения сопровождают весёлые стихи или образы. Так для детей с нарушениями зрения хорошо использовать комплексы: «Дождик», Зарядка», «Жук» из «Острова здоровья», автор - составитель Е.Ю.  Александрова. Детям нравится игровой массаж (интерпретация и адаптированный вариант методик А. Уманской и К. Динейки) - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный аппарат. А для детей он легко доступен и интересен тем, что выполняется в виде комплекса игровых упражнений. Рекомендован для младшего возраста, может использоваться и со старшими детьми. Игровые упражнения из «Гимнастики маленьких волшебников» могут  проводиться во всех группах в разное время.

           Цель этих упражнений не только в том, чтобы дети почувствовали своё тело, получили удовольствие от несложных упражнений с ним, поиграли во время занятий в «волшебников», а основная цель - оздоровительный эффект, который только усиливается от положительных эмоций. И всё это в совокупности формирует у детей основы здорового образа жизни.

          Используя в своей работе технолгию эмоционального благополучия

ребёнка, придерживаюсь комплекса психогигиенических мероприятий:

  • психогимнастика;
  • элементы аутотренинга и релаксации;
  • элементы музыкотерапии;
  • элементы цветотерапии;
  • коррекции психолого-эмоциональной сферы.

        Так как  технолгия эмоционального благополучия направлена на укрепление эмоционального и психического здоровья детей, поэтому здесь широко распространена психогимнастика:  упражнения «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки» по методике М.И. Чистяковой. Коммуникативные игры, которые раскрывают в детях ласку, нежность, доброту,; игры, снижающие эмоциональное напряжение и другие.

            Хорошо проходят  у детей аутотренинг и релаксация (Ф. Ауглин — детский психолог). Они вызывают нужный настрой, выравнивают психически-эмоциональную сферу ребёнка. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка - один из главных показателей профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода на ФГОС ДО и тут важно всё: и создание комфортной среды, и уважительное отношение к ребёнку, когда всё превращается в форму доброжелательного взаимодействия с детьми и использование разных видов деятельности, способствующих развитию психических процессов, и методико-педагогический мониторинг, и индивидуальные программы развития, и поддержка инициативы ребёнка, и многое другое.

           Применение гуманно-личночтных технологий в физкультурно-оздоровительной работе - это оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем или в период адаптации. Индивидуальный подход и коррекционная работа вовремя оказанные, помогут ребёнку легко влиться в детский коллектив и принимать участие во всех видах деятельности. Ребёнок - Личность, и как личность он должен почувствовать свою значимость, уникальность, неповторимость и самоценность. И как всякая личность, личночть ребёнка достойна уважения как со стороны детей, так и со стороны взрослых.

              Физкультурно-оздоровительная  работа  не даст полноцегнных  результатов, если она не решается совместно с семьёй. Только у родителей преимущественное право на воспитание своих детей. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Воспитатель оказывает помощь родителям (ст. 44 «Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи»). Поэтому в своей работе я придерживаюсь формулы «Дети-родители-педагоги». А для повышения психолого-педагогической компетентности родителей использую седующие формы работы:

1. Традиционные:

  • информация в СМИ;
  • консультации (общие и индивидуальные);
  • усные журналы и дискуссии;
  • ознакомление с опытом;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры и тренинги;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • дни открытых дверей;
  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • анкетирование.

2. Инновационные:

  • информационно-аналитические (сайт и другое);
  • досуговые («Клуб туристов»);
  • познавательные («КВН»);
  • наглядно-информационные (фотосессии, мини-музей и другое).

Единство в воспитании детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка понятны родителям.

Систематичность и последолвательность достигается в результате реализации конкретных планов работы в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском учреждении.

                Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье, учёт способностей ребёнка и интересов семьи - всё это складывается с начала поступления ребёнка в ДОУ и во всё время пребывания в дошкольном учреждении: посещение семьи, составление «портрета семьи», использование опыта этой семьи. Только используя  эти три вышеизложенных положения можно эффективно строить работу с семьёй и осуществлять полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому  развитию ребёнка через взаимодействие родителей, знающих своего ребёнка. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.

         В результате проделанной работы была определена главенствующая роль физкультурно-оздоровительной работы в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни. Оценка эффективности комплексных воздействий осуществлялась на основе общепринятых критериев, главные из которых:

- значительно снизилась заболеваемость детей;

- улучшилось физическое развитие;

- идёт позитивная динамика в устранении отставания в развитии движений отдельных детей;

- повысилась устойчивость к утомлению;

- сформировались основы здорового образа жизни;

- значительно повысился интерес к физической культуре;

- замечены положительные результаты в эмоциональной сфере.

В перспективе хотелось бы и дальше работать в данном направлении. Создать:

  1. Модель целостного здоровьесбережения.
  2. Взаимодействие — преемственность со школой.
  3. Связь с социумом.

        Хотелось бы перефразировать известное изречение «Все дороги ведут в Рим» на «Все формы, методы и технологии физкультурно-оздоровительной работы ведут к здоровому образу жизни.»

Список литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М.А. Васильева
  2. Программа «Детство»
  3. Физическая культура дошкольника. - Л.Д.Глазырина
  4. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - Е.Н. Вареник
  5. Оздоровительные досуги. - М.Ю. Картушина
  6. Программа здоровья детей в ДОУ. - Л.П. Банникова
  7. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в д/с и дома. - Е.Ю. Аронова
  8. Развивающая педагогика оздоровления. - В.Т. Кондратьева
  9. Остров здоровья. - Е.Ю. Александрова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни

Здоровье – фундамент жизни человека, самая большая ценность. Здоровье надо беречь, потому что здоровый человек красив, всегда в хорошем настроении, может делать интересные дела. Надо радоваться здоров...

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни

С данным материалом выступила на педсовете из опыта работы по вопросам здоровьесбережения....

Инновационный проект по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух!»

                 «В здоровом теле здоровый дух!» Актуальность.   В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоро...

Родительское собрание «Роль семьи и ДОУ в формировании у детей основ здорового образа жизни»

Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

Опыт работы по формированию у дошкольников основ здорового образа жизни

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В наше время здоровье детей ослаблено и при современном течении жизни, получается так, что дошколята большую часть времени п...