Использование нестандартных средств и форм на логопедических занятиях.
статья на тему

Ежова Татьяна Геннадьевна

Применение нестандартных средств и методов  в сочетании с логопедическими задачами -  оказалось действенным и полезным в обучении.    Техника использования Шаров здоровья, Су-джок терапии, аромотерапии. Нестандартеые формы проведения логопедических занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нестандартных средств и форм на логопедических занятиях.

Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь (восточная мудрость).

Для интеграции в общество ребёнку с ограниченными возможностями развития, нужна специальная коррекционная, медико-педагогическая помощь. В детском возрасте все психологические  процессы пластичны, и важно, чтобы окружающие ребенка люди: педагоги, врачи и родители создали  благоприятные условия для гармоничного развития, тогда результат превзойдет ожидания. Для достижения положительных результатов, в своей логопедической работе, стараюсь построить занятие так, чтобы ребенку  было интересно, чтобы он  - не чувствовал утомления, видел в занятии - игру и с удовольствием «играл».  Применение нестандартных средств и методов  в сочетании с логопедическими задачами -  оказалось действенным и полезным в обучении.         

1.Шарики здоровья. В своей работе я успешно апробировала шарики здоровья.   Вращая в ладони китайские шарики, стимулируются многие акупунктурные точки. Медициной доказано, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует  подготовке кисти руки к письму и является мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга.  Звук, производимый шариками во время занятий, оказывает успокаивающее и в то же время стимулирующее воздействие.

       

Шарики можно использовать:

 -  в играх на развитие слухоречевой памяти и слухового внимания: «Где позвонили?», «Тихо - громко», «Повтори заданную мелодию».                                - вращение шариков между ладонями по часовой стрелке и против часовой стрелки. Например, обыгрываем шар здоровья, как яйцо птички по стихотворению О.И.Крупенчук -  «Мне дала синичка хрупкое яичко»:
Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила, —   (ребёнок сводит ладони в форме гнезда )
И снесла яичко Умница-синичка, —
взрослый кладёт шар здоровья («яйцо») в
Ты яичко покатай, Но из рук не выпускай:
«гнездо».
Очень хрупкое оно —  Так у птиц заведено.
(С этими словами ребёнок катает шар здоровья между ладоней — одна сверху, другая снизу).                                2.Су-Джок терапия.  Су –Джок терапия, также успешно дополняет мои логопедические занятия. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.  Пальчиковая гимнастика с использованием  шариков су-джок проводится следующим образом: шарики катают между ладонями, затем раскрывают шарики и достают кольца. Кольцо надевают по очереди на каждый палец. Действия сопровождаются речью. Для автоматизации звуков в речи с использованием колечек су-джок  использую считалки Т.А.Куликовской. На основе ее книги «Логопедические скороговорки и считалки» - у меня создана                 картотека   для су -джок.                                                                                                                       Например:                                                                                                                         Раз — шуршит в шкафу мышонок (надеваем кольцо на мизинец правой руки). Два — в кадушке лягушонок (надеваем на безымянный палец правой руки).
Три —
шакал пошел в камыш (надеваем кольцо на средний палец правой руки).
А
четыре — в шляпе мышь (надеваем  на указательный палец правой руки).
Пять — напи
шем в школе «шишка» (надеваем  на большой палец правой руки). Шесть — шалит, шумит мартышка (надеваем кольцо на мизинец левой руки). Семь — на крыше наша кошка (надеваем  на безымянный палец левой руки). Восемь — шмель влетел в окошко(надеваем кольцо на средний  палец левой руки). Девять — шапку шьёт швея (надеваем на средний  палец левой руки). Десять — шёл по шпалам я (надеваем кольцо на большой  палец левой руки).                3. Ароматерапия. Ароматерапия  тоже присутствует  на моих занятиях.  Предполагается, что ароматерапия помогает людям бороться с плохим настроением, стрессами, активизирует мыслительные процессы, повышает работоспособность.  Пламя огня будто завораживает детей, создается ситуация таинственности, сказочности. Дети затихают, слушают с интересом каждое слово. Лучше справляются со сложными заданиями. Масло азалии  оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Масло гвоздики - способствует восстановлению сил после нервного и физического переутомления, увеличивает объем и активность памяти. Масло розы - вызывает чувство бодрости, выравнивает поведенческие реакции, устраняет неврозы, повышает работоспособность.C:\Users\Таня\Desktop\Новая папка\1ad69363714dt.jpg

        Для повышения активности детей, я иногда провожу занятия в нестандартных условиях, например в спортивном зале. Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, проведенного вместе с физкультурным инструктором.

Конспект занятия                                                                                       Программное содержание:  Закреплять правильное произношение звука «Р» в словах, в предложениях, в стихах;  Развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, подвижность артикуляционного аппарата, мимику, дыхание; Развивать ориентировку в пространстве, координацию движений, ловкость, быстроту реакции, зрительное восприятие; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,  умение выполнять упражнения коллективно;  Содействовать возникновению у детей чувства радости, удовольствия от выполнения упражнений, игр.                                                               I часть.  Организационный момент:                                                                  Логопед: Ребята, отгадайте загадку:                                                           Сам металлический,  Мозг электрический. (Робот)                                 Логопед: Правильно, робот. К нам  на занятие пришел робот. Он просит нас о помощи. Его заколдовала злая колдунья и сейчас он не может двигаться. Чтобы восстановить его движения, необходимо разыскать пульт управления.               Пульт управления, спрятан в стране роботов, которая называется  Роботстрой. Поможем роботу?  Дорога нам предстоит не легкая.  Как вы думайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все препятствия?        Дети: Силой, выносливостью, умом…                                          Логопед: Вы все обладаете этими качествами, но что бы попасть в Роботсрой, нужно еще уметь правильно произносить это слово. Кто попробует? А какой первый звук в  этом слове?  Давайте все вместе порычим: Р-Р-Р-Р. (Дать характеристику звуку Р.)Чтобы, злая колдунья нас не узнала, давайте наведем боевой раскрас как у индейцев.

II часть.  Самомассаж:                                                                            

 Как индейцы краснокожие,                                                                       Яркой краской красим кожу мы. (разглаживание мышц лица).                          Лоб украсят два кружка, (указательными, средними и безымянными пальцами                   рук рисовать круги на лбу)                                                                                  Три полоски на щеках, (теми же пальцами рисовать полоски на щеках)               Много точек вокруг рта - вот какая красота! (указательными пальцами обеих рук выполнять точечный массаж вокруг рта)                                                     

 Видим впереди мы лес непроходимый. (круговыми движениями «наводим»    резкость бинокля»)                                                                                   Всё равно пойдём вперёд - пусть листва нам лица бьёт, (похлопывание    подушечками пальцев)                                                                               Ветки хлещут по щекам, (похлопывание ладонями)                                      Жалят пчёлы лица нам, (надавливание ноготками)                                  Паутинки прилипают (продольные и поперечные растирания пальцев)                      И пиявки нас кусают, (пощипывание)                                                            Не беда, что мы устали. Джунгли к нам добрее стали.                                        Листья гладят наши лица, (разглаживание мышц лица)                                             По щекам роса струится, (волнообразные движения вниз по щекам)                  Лепесток прильнул к губам, (лёгкие круговые движения возле губ)                              И не страшно в джунглях нам.                                                          Логопед: Сейчас нам действительно, ничего не страшно. Давайте построимся и отправимся в путь.

2. Шеренга: «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо!»                                                 3. Ходьба: - «Мы роботы»: Ходьба на прямых ногах, руки вниз - в стороны, пальцы сжаты «скобкой».                                                                                              - Ходьба на пятках, руки вниз – в стороны, пальцы сжаты «скобкой».                    4. Бег:   - Обычный, на носках, руки согнуты                                                                           - Обычный, на носках, с остановкой и поворотом на 180 градусов.                 Услышав слово со звуком «Р» - остановка, повернуться на 180 градусов, продолжить бег.                                                                                          5.Перестроение: Лицом к зеркалу, на любой цветной указатель (ориентир) на ковре.                                                                                                       III часть:

 1.  Чтобы отыскать пульт, нам нужно привести все мышцы в порядок, разминку проведем.  Артикуляционная гимнастика + общеразвивающие движения (под музыку «Русский сарафан»):                                                              1.«Удивление - улыбка» +  «руки в стороны - вверх»                                             2. «Трубочка-улыбка» + «руки вперед - вверх»                                               3.«Качели» - «руки вверх - вниз»                                                                4.«Кусаем кончик языка» - «Руки вытянуты вперед,  быстрые движения пальцами»                                                                                       5.«Грибок» - «Присесть, руки в стороны»                                      6.«Лошадка» - «пружинистые приседания»

  1. Физкультурный инструктор: Садимся в самолеты, вы пилоты, летим в город Роботстрой. Подвижная игра: «Самолеты»

«Заведи мотор» - Круговые движения руками, произносить звук «Р», «Полетели» - бег врассыпную, руки в стороны, произносить звук «Ж», «Посадка на аэродром» Встать на одно колено, сесть по-турецки.                        Нас встречает робот  Рой, он обещает нам помочь, если мы ему поможем собрать конструкцию из болтов.                                                                 3.Эстафета "Придумай слово". Две команды. На полу картинки и сзображением болтиков. Дети прыгают на одной ноге, наступив на болт, нужно придумать слово со звуком «Р».                                                                                4. Гимнастика для глаз   Следить глазами за направлением лазера (схема на стене). Выполнять 18-20 сек., темп медленный. Быстро поморгать глазками.           5. Эстафета «Где живет звук «Р» ?» : Определение позиции звука в слове. (На стене прикреплены три картинки с роботами, внизу схемы: у первого звук Р – вначале, у второго звук Р – в середине, у третьего звук Р – в конце.)      6.Летим на другую планету. Подвижная игра «Космонавты».                       «Ждут нас быстрые ракеты,  для прогулок на планеты, но в игре один секрет,  опоздавшим места нет».                                                                                                                    7. Логопед: Необходимо отдохнуть, восстановить силы.                           Релаксация: дети лежат на полу, музыка Бетховен «Лунная соната». “Закроем дети глазки. Представим, что мы в сказке. Мы, словно цветы, на поляне лесной, Согретые солнцем, умыты весной. Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая, И ласковый ветер нас тихо качает, И нежные песни нам птицы поют, И соки земные нам силы дают”.    - Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, медленно садимся и аккуратно встаем.                                                                                     8.Физкультурный инструктор: Ищем пульт по схеме действий                             9. Речь с движением.  Произнесем волшебное заклинание – «Этот робот не простой, Этот робот заводной,  Робот крутит головой,                                             Робот двигает рукой,  Робот топает ногой –  Он тогда такой смешной!»             IV.  Итог занятия:  Пультом управления приводим робота в движение.                                  Логопед: Ребята, мы сделали доброе дело. Помогли роботу. Какое задание вам показалось наиболее сложным? Наиболее интересным? Вы были сегодня, особенно ловкие, быстрые, умненькие и очень организованными. Молодцы!  (Робот провожает детей до выхода из зала.)      

Использование нестандартных средств и форм,  при проведении коррекционно-логопедической работы способствует решению задач гармоничного развития детей с ограниченными возможностями развития и помогает более результативно и в короткие сроки  активизировать развитие  психических процессов  и формировать  личность ребёнка в целом.  

Список использованной и рекомендуемой литературы:                                                      О. И. Крупенчук, Стихи для развития речи, Литера, С-Пб,2003                        Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки»  / Речевой материал для автоматизации звуков/ М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...

Использование малых фольклорных форм на логопедических занятиях.

Оптимальной линией развития образования сегодня должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. В связи с этим приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего ГБ...

Консультация для родителей «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста (палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша)

Из консультации родители узнают, как интересно, в игровой форме можно развивать математические способности у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...

Обобщение опыта работы"Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"

Обобщение опыта работы "Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"...

Консультация для педагогов «Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Использование нестандартных средствматематического развитиядетей дошкольного возраста»...