Формирование этнокультуры дошкольников средствами подвижных игр
консультация (старшая группа) на тему

Карасёва Надежда Ивановна

Подвижная игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ni.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  этнокультуры дошкольников средствами подвижных игр

В России проживает множество народов, каждый из которых невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни этого народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Актуальность работы заключается в том, что подвижная  игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития ребенка. И именно средствами подвижной  игры можно привить ребенку этнокультурные ценности.

Подвижная  игра как социокультурный  феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Подвижные игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.

Ключевым моментом оценки успешности развития дошкольника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения.

В процессе изучения проблемы интеллектуального развития младших школьников и его диагностики логично отметить, что поведение и мотивация

деятельности обследуемых детей имеет свою специфику, обусловленную этнокультурными особенностями.

Цель: определить особенности этнокультурного развития дошкольников средствами  подвижной  игры.

Объектом исследования является процесс этнокультурного развития ребенка в ДОУ.

Предмет исследования –  подвижная  игра как средство этнокультурного развития дошкольников.

Гипотеза работы: Подвижная  игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников.

Задачи :

  1. Охарактеризовать мордовские традиции;
  2. Показать важность национального воспитания;
  3. Провести опытно-экспериментальное исследование по формированию этнокультуры дошкольников средствами подвижной игры;

               Игра – одно из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями,   связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами, с народной педагогикой и эстетическими взглядами, игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства. С искусством роднит игру принцип ее творения. Устроители игрового действа  - а   ими являются прежде всего сами участники игры, - как правило, обладают образным ведением, способностью наглядно представить тот или иной  разыгрываемый сюжет. Как не может быть произведения без творческой индивидуальности его, автора, так нет игры без  самовыражения каждого из  ее участников.  Подобно зрелищному произведению, в игре всегда есть конфликтная ситуация, которая в большинстве своем,  подчиняясь  законам народной эстетике, разрешается в  пользу добропорядочных сил.

Большое влияние на игры, в частности, на их хороводные формы, оказала народная мифология, способствующая обогащению их соответствующими выразительными средствами: драматизированным действием, пантомимой, танцами, словесным диалогом, песней, звукоподражанием. Подобные средства театрализации свойственны всем категориям играющих – детям, подросткам, молодежи, взрослым. Однако в структуре и целевой направленности игр  разных возрастных категорий имеются существенные различия. Так,  детские игры отличаются непосредственностью, бескорыстием и простотой. Вместе с тем в простых по форме и на первый взгляд наивных по содержанию играх дети постоянно изображают труд взрослых, их взаимоотношения в  процессе труда.

По содержанию и времени бытования  народные игры мордвы делятся на несколько групп:

  1. Игры весенние и летние, проводимые на улице. В них, опираясь на свои наблюдения, дети выражают  собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами  ( «В белочку»,  «В ворону», «В коршуна и  цыпляток»).
  2. Зимние и весеннее - летние подвижные  и спортивные игры. В количественном отношении они наиболее  многочисленны и направлены на воспитание в детях и подростках  силы,  смелости, ловкости, сметливости, гибкости и точного глазомера  например  такие как: ( «Бабушкин  клубок»;  «В пету - лату»;  «В коку»;  «В колесики»; «В беговой мяч»;

       В МДОУ «Детский сад № 103»   часто проводятся  спортивные праздники, различные развлечения,  где мы предусматриваем и включаем в образовательный процесс мордовские  народные  подвижные игры  с целью развития двигательной активности, физических качеств.

       В  ноябре  у нас в детском саду  прошла  спортивная Спартакиада  «Мама, папа, я – вместе дружная семья»  где  мы также включили  элементы национальных игр.

             Благодаря использованию подвижных  игр у детей значительно возрастает интерес к культуре народов Мордовии.

           Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра.

          Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

 В заключение хотелось бы сделать  несколько рекомендаций:

- При подготовке к проведению игр или постановке хороводов руководителю необходимо самому «войти»  в игру, определив и возрастную группу участников, и  воспитательную функцию игры на сегодняшний день. Не лишне будет  изучить соответствующую этнографическую и фольклорную литературу.

- В подвижных  и  спортивных играх  необходимо  добиваться  здоровой  товарищеской  состязательности.

- В ролевых играх стремиться развивать в детях умение фантазировать, мыслить образно, уметь передавать характер разыгрываемого персонажа.

- При организации театрализованных игр учитывать предложения самих детей. Распределение ролей, подбор предметного оформления, шумового музыкального сопровождения должны проходить при их активном участии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков прыжков младших дошкольников средствами подвижных игр

В статье раскрыты возможности подвижных игр в контексте формирования навыка прыжка дошкольников средствами подвижных игр....

Формирование двигательной активности дошкольников средствами подвижных игр народов мира

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. Актуальность опыта заключается в решении задач, определенных ФГОС Д...

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

Совершенствовать физические качества дошкольников в процессе организации подвижных игр....

«Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр»

Физическое развитие дошкольников  средствами подвижных игр в ДОУ...