«Оптимизация здоровье сбережения воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал по теме

Войнова Елена Ивановна

«Здоровье сберегающие технологии в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_zdorovesberezheniya_dc149.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет на тему: «Оптимизация здоровье сбережения воспитанников в рамках реализации ФГОС ДО».

«Здоровье сберегающие технологии в детском саду»

Подготовил: инструктор по физической культуре Войнова Е. И.

Г. Тольятти, д/с № 149 «Ёлочка»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.  Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровье сберегающих технологий. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.

Так что же такое здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровье сберегающих технологий я считаю обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание

валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, формирование  знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, воспитание валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, формирование умений и навыков, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Работа по внедрению здоровье сберегающих технологий в нашем детском саду осуществляется в несколько этапов:

  • анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков;
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства;
  • освоение педагогами методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых;
  • внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых;
  • работа валеологической направленности с родителями.

Среди здоровьесберегающих технологий хочу выделить технологии непосредственно используемые мною в своей практике:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: НОД, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж.

3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Остановимся на здоровье сберегающих технологиях, используемых в практике нашего детского сада:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

  1. Динамические паузы (физкультминутки) во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  2. Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
  3. Стретчинг - комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
  4. Ритмопластика – является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребенка внимание, волю, память, подвижность и гибкость

мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы

  1. Релаксация в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  2. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  3. Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  4. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  5. Динамическая гимнастика (гимнастика-побудка) ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
  6. Гимнастика корригирующая – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья, используется  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
  7. Гимнастика ортопедическая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
  8. Оздоровительный бег - в утренний прием на улице или на прогулке.
  9. Закаливающие процедуры (босоножие, контрастные ванны, омывание прохладной водой, растирание массажной варежкой, хождение по мокрой траве, солнечные и воздушные ванны).

Технологии обучения здоровому образу жизни

                 Утренняя гимнастика

        Физкультурное занятие (НОД) 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые занятия (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности («Зачем нам нужны глаза», «Мои ножки» и т.д.).

Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Беседы  из серии «Здоровье» -перед занятием физ-рой, либо во второй половине дня .

Самомассаж (рук, ног, головы, живота, горла) – в  зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный массаж (лица, рук);

Самостоятельная, двигательная деятельность детей;

Спортивные развлечения, праздники, досуги.

        

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологии коррекции поведения (игры с правилами, игры – соревнования, народные игры);

Фитобар,  где воспитанники получают  кислородный коктейль, витаминные чаи, настои из шиповника

Фитотерапия (лук, чесночные кулончики)

Приемы этих технологий широко используются мною и педагогами  нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Формы организации здоровье сберегающей работы:

  • НОД
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • прогулки, экотропа
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Для того, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, с педагогами нашего детского сада проводится следующая работа:

  • активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях  для детей  и взрослых;
  • семинары-тренинги;
  • консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка», «3доровье ребенка в наших руках», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Здоровье всему голова» и др.;
  • практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня», «Гимнастика для глаз», «Утренняя гигиеническая гимнастика: вопросы и ответы», «Пальчиковая зарядка для ног» и др.;
  • обсуждение вопросов здоровье сбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях;
  • семинар - практикум « Организация досуга для детей», "Растим здорового ребенка", "Формируем привычку к здоровому образу жизни", "Навыки здоровья" и др.

Семья и детский сад  связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровье сберегающего пространства ДОУ и семьи,  использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы  на  родительских  собраниях; консультации;  Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы,  с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках, буклетах («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.). Таким образом, проводимая мною физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Результатом внедрения здоровье сберегающих технологий в нашем саду является:

  • сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ;
  • правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости к инфекциям;
  • взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ;
  • улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников;
  • положительная динамика уровня физической подготовленности воспитанников.

Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

   Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные госуд...