Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей как приоритетное направление государственной политики
статья на тему

Рубцова Марина Владимировна

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «золотой ключик» г. Зернограда

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей как приоритетное направление государственной политики

Автор:

старший воспитатель

Рубцова Марина Владимировна

2017 г.


Свое выступление я начну со стихотворения «Золотое детство».

Почему мы называем наше детство золотым?

Потому что мы играем, веселимся и шалим.

Потому что окружает нас заботою семья,

Потому что обожают нас родные и друзья!

На эти все «потому что» ребенок имеет право, и это право подтверждено «Декларацией прав ребенка». А права эти обеспечивают прежде всего семья, образовательные учреждения и в конечном счете все наше государство. Детство по-настоящему будет «золотым», если наши дети будут здоровы и физически, и нравственно.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Это отражено в ФГОС ДО и одна из задач которого звучит: «…охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

 Усилия педагогов детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, на приобщение его к здоровому образу жизни.

Мы несем ответственность за здоровье подрастающего поколения, так как значительную часть активного времени жизни ребёнок проводит в дошкольной образовательной организации.

В нашем ДОУ особое место отводится анализу заболеваемости детей, различных факторов и местных условий (отсутствие природных водоемов, суховеи, значительные перепады температуры воздуха), влияющих на состояние здоровья детей и обусловливающих специфику содержания здоровьесохранной работы. Именно поэтому мы выбрали направление «физическое развитие» и стали по приказу минобразования Ростовской области № 791 от 30.10.2017 областной инновационной площадкой, реализующей проект «Вариативность здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетомнационально-культурных и климатических условий».

Цель проекта:

Выявление психолого-педагогических, медико-физиологических условий, обеспечивающих оздоровление детей, воспитывающихся в МБДОУ ЦРР -д/с «Золотой ключик» г. Зернограда.

Задачи:

  • изучение и учет особенностей развития и функционирования ДОУ в условиях мега-, мезо- и микрофакторов;
  • изучение оздоровительного потенциала разных направлений здоровьесберегающей деятельности ДОУ:

- физкультурно-оздоровительного (особенности дифференцированного подхода к детям с учетом уровня здоровья, организация рекреативной двигательной деятельности);

- коррекционно-развивающего (изучение возможностей леготерапии, арттерапии и др.);

-адаптационного;

- лечебно-профилактического (изучение возможностей фитотерапии, аэроионизации);

- создание здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности детей;

  • разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения технологий, основанных на интеграции деятельности специалистов, содержания и методов обучения здоровью.
  • разработка и внедрение программы мониторинга здоровья для ДОУ.

Проект рассчитан на 3 года. Сейчас мы находимся на диагностико-прогностическом этапе работы, а он включает в себя:

  • анализ структуры заболеваемости детей;
  • обоснование специфики мезофакторов, местных условий (экологических, демографических, культурологических и др.);
  • анализ микрофакторов, влияющих на состояние здоровья детей и обусловливающих специфику содержания инновационной работы (самобытности здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ);
  • анализ возможностей участников проекта;
  • выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию инновационной деятельности;
  • разработка программы проекта;
  • распределение профессиональных обязанностей между участниками проекта.

Далее следуют организационно-практический, обобщающий и внедренческий этапы.

Работа в нашем ДОУ идет как минимум в трех направлениях:

  • освоение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
  • активное взаимодействие с детьми, с целью формирования ответственности за свое здоровье и освоение способов сохранения здоровья;
  • взаимодействие с родителями с целью осмысления важности создания здоровьесберегающих условий в семье.

В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура:

- физкультурный зал, оснащенный спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы;

- в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении;

- имеется картотека п/игр, игр с правилами, физкультминутками, считалками с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей у каждого педагога.

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОУ осуществляется в игровой форме, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.

Сравнительный анализ структуры заболеваемости детей вы видите на экране:

Годы

Общее количество

заболеваний

Количество

инфекционных

заболеваний

Количество

соматических

заболеваний

2014-2015

392

4

388

2015-2016

389

9

380

2016-2017

474

3

471

        

За последние 3 учебные года он показывает снижение инфекционных заболеваний, но повышение соматических. Возможными причинами, на наш взгляд, считаем набор 2-х групп (одна из них 1 младшая) с прошедшим не для всех в легкой степени адаптационным периодом; не всегда сбалансированное питание детей в домашних условиях, аллергическая реакция на пищу; не ставшими традицией семьи ежедневные физические нагрузки по возрасту, закаливающие процедуры; необоснованное применение иммуномодуляторов и антибиотиков; сбой в режиме дня детей во время выходных и праздничных дней.

        На новый учебный год педагогический коллектив д/с «Золотой ключик» ставит задачу - продолжать профилактику простудных заболеваний, системно подходить к физкультурно-оздоровительной работе на основе игровой деятельности и разнообразных форм физического развития. Мы планируем значительно снизить уровень заболеваемости у детей, усилить просветительскую работу по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями.

Мы выявили факторы, влияющие на здоровье:

  • соблюдение режима дня;
  • организация двигательной активности, длительность прогулки;
  • полноценный сон;
  • полноценное и рациональное питание;
  • условия жизни в семье; выполнение культурно-гигиенических норм и правил, т.е. здоровый образ жизни семьи; наследственность.
  • закаливание;
  • влияние окружающей среды, экология;
  • уровень развития здравоохранения и образования и т.д.

        Проанализировав опыт нашего дошкольного учреждения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности вновь поступивших детей, нашими педагогами создана здоровьесберегающая среда, зона двигательной активности, систематизирована и оформлена картотека игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения, аудиотека музыкальных произведений, рекомендуемых для проведения музыкотерапии. Мы подобрали и активно используем здоровьесберегающие педагогические технологии, такие как:

  • технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика утренняя, пальчиковая, дыхательная, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, дорожки закаливания);
  • технология обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, самомассаж, точечный массаж);
  • коррекционно-развивающие технологии (арт-терапия, технология музыкального воздействия, технология воздействия цветом).

        Ежедневно проводится оперативный контроль по сбалансированному питанию, проводится витаминизация блюд. Для оздоровления детей также используются бактерицидные облучатели.

        Ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваемости обсуждаются на педагогических часах с воспитателями, принимаются меры по устранению выявленных причин заболеваемости и профилактике простудных заболеваний (луково-чесночный салат, зеленый огород на подоконнике, закаливание). Большое внимание уделяется в течение года иммунопрофилактике детей ДОУ.

Для поддержания детского интереса включены сюжетно-игровые физкультурные занятия. Игровое пространство, наполненное атрибутикой и соответствующей музыкой, помогает решать на занятии задачи не только физического плана, но и заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия.

Вместе с выполнением двигательных задач дети получают знания о животных, временах года, профессиях и т.д., а также основные представления об этике, эстетике и морали, приобретают опыт в двигательной деятельности, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, получают начальные представления о некоторых видах спорта, в том числе зимних. На прилежащей к зданию территории оборудована спортивная площадка, включающая в себя оборудование для организации занятий физкультурой на свежем воздухе, спортивных игр и развлечений.

В первую очередь, говоря о просветительской работе с семьями воспитанников, мы систематически работаем над повышением профессионализма педагогов, уделяем большое внимание саморазвитию – изучение методической литературы, прослушивание вебинаров, участие в викторинах, олимпиадах по данному направлению.

В целях приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни проводятся совместные физкультурные развлечения и праздники:

  • «Мама, папа, я – спортивная семья!»;
  • музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню Защиты детей;
  • спортивный летний праздник «Здравствуй, лето!»;
  • «День Нептуна»;
  • физкультурно-оздоровительный проект в старшей группе «Наше здоровье в наших руках!», который был реализован летом.

Также для родителей осуществляется просветительская работа через информационные стенды «Здоровье и спорт», «Советы родителям от инструктора по физической культуре» а также папки-передвижки в группах, создание лэпбука «Быть здоровым здорово». Информация для родителей меняется ежемесячно.

В ДОУ результативно развиваются формы дополнительного образования детей в области физического развития дошкольников (кружок «Здоровичок» для детей подготовительной группы, танцевальный кружок «Микс» для старшего дошкольного возраста).

 Основы здоровья ребёнка закладываются в семье, недостатки же семейного воспитания оборачиваются для ребёнка соматическими и нервно-психическими заболеваниями, поэтому решить проблему сохранения здоровья детей в дошкольном образовательном учреждение возможно лишь при активном взаимодействии с семьей и окружающим социумом, обеспечив тем самым условия формирования здорового образа жизни каждого воспитанника.

 Для этого мы используем анкетирование. Анализируя анкетные данные, обсуждаем с родителями проблемы здоровьесбережения. Важно помочь им разобраться с сутью понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура» и расширить их знания и представления по вопросам воспитания здорового ребёнка. Также изучаем микроклимат семьи, создаем атмосферу доверия между педагогами и родителям.

На втором этапе педагоги обучают родителей конкретным приемам оздоровления детей. В ДОУ организована консультативная помощь семьям на актуальные, тревожащие вопросы, такие как: «Как уберечь ребенка от ОРВИ», «Как подготовить ребенка к школьным нагрузкам», «Сколько времени можно ребенку заниматься за компьютером» и др.

Взаимосвязь между родителями и ДОУ на основе единства целей, содержания с применением современных педагогических технологий позволяет повысить их активность, побудить их к здоровому образу жизни и использованию адекватных средств оздоровления детей.

Результатом проекта мы видим создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности, снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности воспитанников и родительской общественности в вопросах безопасной и здоровой жизнедеятельности.

Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно, с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тогда можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Презентация к педсовету на тему "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"...

Деловая игра с педагогами «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

1.Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.2.Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал. 3. Познакомить пед...

Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)

Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)...

Педсовет "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Представлен план проведения педсовета "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС"...