Практикум-квест для педагогов «Наше здоровье в наших руках!»
методическая разработка на тему

Боголюб Людмила Викторовна

Цели:

  • предупреждение (преодоление) возможные последствия психического перенапряжения;
  • поддержание оптимального уровня психического состояния педагогов в условиях профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_pedagogi_zdorovesberezhenie.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум-квест для педагогов

 «Наше здоровье в наших руках!»

Цели:

  • предупреждение (преодоление) возможные последствия психического перенапряжения;
  • поддержание оптимального уровня психического состояния педагогов в условиях профессиональной деятельности.

Задачи:

  • снизить негативные переживания и трансформировать их в положительные;
  • познакомить с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
  • сформировать потребность в самоуправлении и саморегуляции эмоциональных состояний.

Количество человек в группе: 10–16.

Продолжительность: 1–1,5 часа.

Психолог:Уважаемые коллеги. Наша работа связана с интенсивным общением с детьми и родителями, очень напряженная, требующая от нас и  концентрации внимания, и быстрого переключения с одной деятельности на другую, с одного ребёнка на другого, быстрого темпа в работе, распределения своего внимания так, чтобы все дети были в поле нашего зрения.  Это требует от нас огромного нервного напряжения, которое, накапливаясь и не находя выхода может привести к стрессовому состоянию, разрушает наше психическое здоровье и провоцирует психосоматические заболевания.  Как же мы с этим боремся. До начала нашей сегодняшней встречи я провела анкетирование. В анкете был один единственный вопрос: Какие естественные способы снятия психического напряжения и борьбы со стрессом вы используете в своей жизни. На основе ваших ответов я собрала банк естественных приёмов психологической разгрузки и саморегуляции. Сейчас каждый из вас возьмёт полоски листочков с одним из ваших способов и мы быстро по кругу зачитаем их, ещё раз напомнив друг другу о них:

Например:

 -отсыпаться в выходные дни;

- потягиваться, разминать мышцы после сидячей работы;

-пить чай;

-общаться с природой и животными;

-делать массаж;

-ходить в баню, в сауну;

Танцевать;

-слушать музыку.

А ещё я рекомендую:

-смеяться, улыбаться, шутить. ( человек, который часто смеётся живет на 4 года больше. Всегда начинайте свой день с улыбки. Если на душе не до веселья и у вас накопилось много проблем, рекомендую утром, в ванной комнате перед зеркалом. Улыбнуться через силу и задержать улыбку на лице. В это время работают особые группы мышц  лица, которые активизируют головной мозг и настраивают организм на позитивное восприятие жизни.);

-вспоминать приятные моменты жизни;

- во время ходьбы менять ритм шагов;

-делать глубокий вдох;

- в напряженной ситуации на минуту перевести взгляд с собеседника на пейзаж за окном (Помните Лису Алису? :»Какое небо голубое!»), цветок, картину (да мало ли на что можно посмотреть, чтобы остановить поток готовых сорваться с языка слов!);

- можно мысленно обратиться к высшим силам (Богу, Вселенной);

- реально или воображаемо «купаться» в солнечных лучах;

- прочитать любимый стих; похвалить собеседника или сделать комплимент просто так (наш банк можно постоянно пополнять)

Некоторые из этих способов разгрузки и другие можно с пользой применить в рабочих ситуациях.

И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие а нашей путеводной звездой будет русская  матрёшка. Психолог её открывает и читает вложенную в неё свёрнутую в свиток записку с приглашением последовать вместе с ней в кабинет старшего воспитателя. На двери висит надпись: «Быстрые, но эффективные способы снятия психического напряжения» Неожиданно для других старший воспитатель, находящийся среди педагогов,  временно берёт инициативу в свои руки и приветствует их в своём кабинете, предлагая выполнить следующие упражнения:

  1. Встаньте в круг на расстоянии вытянутых рук. Разведите их в стороны и напрягите. А теперь представьте себе, что ваши руки как магнитом начинают притягиваться друг к другу. Если началось медленное движение на сближение- значит вы не находитесь в состоянии психического напряжения, если нет- ждите, пока они начнут сближаться.
  2. 2. Когда на улице холодно, а мы стоим, то начинаем произвольно похлопывать себя руками, как бы обнимая сами себя. Сделаем так-же в течение 1 минуты. Движения рук расслабленные, постепенно «хлёсты» руками усиливаются.
  3. А сейчас попробуем прогнуться назад стоя. Руки можно свободно опустить или сложить их на груди. Голова вверх. В таком положении поначалу неудобно стоять, постепенно вы привыкаете. Стоим так в течении 1 мин. Возвращаемся в исходное положение. Делаем глубокий вдох, расслабляемся.
  4. А теперь упражнение «Лыжник». Ноги вместе. Делаем движение руками и телом, как будто мы отталкиваемся палками на двух ногах. Движения повторяются энергично, синхронно, в своём темпе в течение 1 мин.
  5. 5
  6. Упражнение «Шалтай - болтай» Делаем движения туловищем вправо-влево, руки висят свободно, расслабленно, «болтаются» за движением туловища. Амплитуда движения постепенно возрастает. Выполняем в течении 1 мин.
  7. А сейчас возьмите в руки зеркало и глядя в него скажите фразу «Я самая обоятельная и привлекательная!»
  8. А сейчас положите книгу на голову и пройдите по черте на полу с книгой на голове.  Уверяю вас, сейчас это получится почти у всех.

За выполнение всех упражнений вы получаете бонус- матрёшку(она больше первой по размеру. В ней педагоги находят вторую записку  с приглашением последовать в  спортивный зал). На двери в зал висит надпись: «Движение-сила и красота!» Теперь  инструктор по физкультуре,  приглашает всех в зал и предлагает провести небольшую фитнес-зарядку, предварительно сказав о её пользе и возможности утром вместе с детьми получить заряд хорошего настроения!

За отличный танец  вы получаете бонус - матрёшку(она больше первой по размеру. В ней педагоги находят следующую записку  с приглашением последовать в кабинет педагога-психолога, на котором висит надпись «Магический круг». Педагог-психолог приглашает поучаствовать в раскрашивании мандал. «Сегодня я предлагаю вам один из древнейших способов   избавления от неприятных эмоций. Сейчас это называется  мандалотерапия. Когда человек создает мандалу, он успокаивается, у него появляются жизненные силы, а в душе — мир и покой. В переводе с санскритского «мандала» означает «магический круг». В широком смысле — закономерность или симметричная структура, которая располагается вокруг центра и все объединяет (рисунок в круге). Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал К.Г. Юнг.он пришел к выводу, что мандала — проекция комплексов человека, инструмент, который помогает:

  • найти свою сущность;
  • освободить заблокированную энергию;
  • очиститься от чувства вины, страха, депрессии, физической боли.

Мандалы можно рисовать, раскрашивать, плести из ниток, делать с помощью аппликации, мозаики, из природного материала. Я предлагаю раскрасить понравившуюся вам мандалу, начиная с центра, постепенно приближаясь к периферии. Педагоги раскрашивают мандалы под спокойные звуки индийской музыки. Все раскрашенные мандалы педагоги прикрепляют к плоскостному дереву также по кругу. Психолог: « Это наша общая мандала. Посмотрите, какая она красивая и гармоничная!

Созерцание мандалы:  только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательно разглядывайте картинку, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него все глубже. Время концентрации определяется индивидуально.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм «Мир танцующих мандал». Садитесь на ковер по-турецки.  

Я вручаю вам следующую матрёшку, она укажет вам дальнейший путь. В ней педагоги находят следующую записку  с приглашением последовать в кабинет учителя-логопеда. На его двери висит надпись «Интерактивный театр». Учитель-логопед проводит с педагогами следующую игру:. Он раздаёт листочки с названием роли каждому( в случайном порядке)  и просит прикрепить их к груди: «Каждый воспитатель –это  артист, группа- это его сцена, на которой он играет разные роли, но какие бы роли он не играл он должен быть любимым своими детьми. Иногда воспитатель выступает в роли, совсем не схожей с ним самим. Сегодня вы будете артистами нашего импровизированного театра. Возможно, кому-то из вас по воле судьбы достанется необычная роль. Предлагаю вам обыграть её, расслабиться и получить удовольствие. Роли выбраны. Я буду читать текст, а задача каждого из вас показать, оживить текст от имени своего героя нашего мини спектакля «Красная ягодка»».

Спектакль "КРАСНАЯ ЯГОДКА"

Действующие лица: Красная ягодка. Могучий дуб. Ветер. Комарики (2-3 чел), Шмель. Медведь. Заяц.

 На зеленой опушке леса рядом с МОГУЧИМ ДУБОМ росла КРАСНАЯ ЯГОДКА. Вдруг на полянку прилетел проказник ВЕТЕР. Он закружил возле ЯГОДКИ, стал на нее дуть. ЯГОДКА закачалась на своей тонкой ножке.    ВЕТЕР закружился вокруг МОГУЧЕГО ДУБА, ветки дуба закачались. Потом ВЕТЕР улетел, громко свистнув на прощание. КРАСНАЯ ЯГОДКА облегченно вздохнула, но тут к ней подлетели КОМАРИКИ. Они тоненько пищали и кружились вокруг, пока у ЯГОДКИ не закружилась голова.   Потом КОМАРИКИ сели покачаться на ветках ДУБА. Тут вернулся ВЕТЕР, стал дуть на КОМАРИКОВ, те с писком полетели прочь, а ВЕТЕР помчался за ними. Неожиданно на полянку выскочил ЗАЯЦ. Он весело проскакал возле МОГУЧЕГО ДУБА, понюхал ЯГОДКУ, потрогал её лапкой, а потом убежал прочь. Тут на полянке появился веселый полосатый шмель, он громко жужжал, кружился вокруг ЯГОДКИ, снова жужжал. Потом ШМЕЛЬ тоже покачался на ветках ДУБА. Устав, ШМЕЛЬ лег отдохнуть под листики КРАСНОЙ ЯГОДКИ и уснул. ЯГОДКА весело покачивалась на тонкой ножке, кивая головкой. Но вот на поляну приковылял лохматый МЕДВЕДЬ.   МЕДВЕДЬ громко ревел и шел медленно, переваливаясь с ноги на ногу. ВОТ МЕДВЕДЬ подошел к МОГУЧЕМУ ДУБУ и стал тереться спиной о него.   ДУБ зашатался. Тут МЕДВЕДЬ увидел КРАСНУЮ ЯГОДКУ.  ОН подошел, наклонился над ней, и ЯГОДКА задрожала от испуга. Но МЕДВЕДЬ не торопился ее срывать. Он шумно плюхнулся на землю, где спал полосатый ШМЕЛЬ, и чуть не раздавил его. ШМЕЛЬ взвился и со всего маху впился МЕДВЕДЮ в нос. МЕДВЕДЬ заревел и бросился наутек. ШМЕЛЬ уселся на ветку ДУБА, обиженно жужжа. И вновь на полянке кружился ВЕТЕР,  на тонкой ножке качалась КРАСНАЯ ЯГОДКА, шумел ветвями МОГУЧИЙ ДУБ, летали с писком веселые КОМАРИКИ, скакал косоглазый ЗАЯЦ, жужжал ШМЕЛЬ. А вдалеке ревел МЕДВЕДЬ.

Спасибо вам за постановку, вы настоящие таланты! Получайте удовольствие от вашей работы, не бойтесь быть смешными, расширяйте свои границы. Всем доброго здоровья!  Я вручаю вам свою матрёшку. В ней педагоги находят cледующую записку  с приглашением последовать в музыкальный зал. На входной двери висит надпись: «Оркестр». Музыкальный руководитель рассказывает о том, как простое музицирование благотворно влияет на эмоциональное состояние человека и  предлагает педагогам создать свой оркестр, раздав всем разные музыкальные инструменты ( ложки, колокольчики, трещётки, металлофоны, дудочки, свистульки и т.д.). Музыкальный руководитель включает запись музыки - основы и выступает в роли дирижёра. В заключении благодарит всех и вручает всем последнюю матрёшку, в записке которой говорится о том, что их матрёшка- мама находится в кабинете у заведующей, куда и предлагает последовать вместе с ней. На двери висит надпись: «Чайная церемония» Заведующая в роли хозяйки предлагает педагогам удобно расположиться за общим столом, на котором рядом с самоваром стоит главная матрёшка. Открывает её, читает записку со словами благодарности от  матрёшек за полное воссоединение их семьи.  Далее заведующая  рассказывает об истории и традиции русского чаепития и  угощает  разными чаями и сладостями к ним, предлагая насладиться их ароматами и вкусами, а также приятной беседой и обменяться впечатлениями о сегодняшней встрече.

«Первые появившиеся достоверные источники появления чая в России ссылаются на семнадцатый век. В 1618 году  отряд, возглавляемый казаком по имени Иван  Петелин,  добрался до Китая. Одна из версий утверждает, что после экспедиции царь того времени Михаил Федорович Романов получил подарок от китайских послов — сразу несколько ящиков чая.

Русские оценили чай за его свойства, например, способность бодрить и бороться с сонливостью. Несмотря на достаточно высокую цену, расходились эти сушеные листья очень быстро, почти всегда оставаясь популярным товаром. Во время правления Екатерины II русские стали употреблять чай в огромных количествах.

 Чай везли не только из Китая, но и из Индии, с Цейлона по морским путям. Среди москвичей наибольшее распространение получили: «Жемчужный отборный», «Императорский лянсин», «Юнфачо с цветами», «Серебряные иголки».

В северной столице России полюбились чайные смеси с цветочными добавками, например, именно жители Петербурга чаще других пили знаменитый китайский чай с жасмином. Некоторые русские, особенно крестьяне, особо не разбирающиеся среди элитных напитков и угощений, предпочитали ароматные травяные сборы вместо терпкого питья. Особенно популярны стали: «копорский» напиток, готовящийся из высушенных листов Иван-чая; фруктовый чай, приготовленный из смеси измельченных фруктов и ягод с добавлением их же высушенных листьев; «деревянные» чаи, за основу которых брались листья или даже кора дуба, березы, ясеня, а также других растений; травяные сборы, среди которых особенно популярной была душица. Подделки жестоко пресекались правительством, особенно, если их пытались выдать за настоящий чай . Но, с другой стороны, некоторые из этих напитков стали традиционными. Тот же Иван-чай русские пьют и любят до сих пор. Вообще, именно из-за поиска альтернатив традиционному напитку в России появилось такое большое разнообразие - фиточаёв, ныне популярные травяные сборы.

 Особенность русского чаепития, прежде всего, заключалась в богатом убранстве стола. С напитком подавали огромное количество угощений — выпечку сладкую и несладкую, варенья, сахар и другие лакомства. Чаепитие обычно становилось долгим мероприятием, вполне нормальным было выпить шесть-семь чашек подряд. Кроме того, чай пили в самых разных ситуациях — во время торжества, с семьей или при встрече гостей.

Кстати, именно благодаря чаю появился «романс» — ныне хорошо известный музыкальный жанр.

Пожалуй, самая известная на весь мир русская чайная традиция — это самовар. Но он когда-то был иностранцем. На русскую землю самовар приехал вместе с Петром I из Голландии. Особенно яркие экземпляры стали делать в Туле. Постепенно самовар стал не просто посудой для чая, но и настоящим произведением искусства. Любопытно! Еще одним важным символом русского чаепития стало блюдце. Именно из него прихлебывали чай помещики, купцы, ремесленники и простые крестьяне, хотя среди представителей аристократического общества эта привычка считалась крайне вульгарной. Когда чашку возвращали на блюдце, означало, что чая больше не нужно. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке — у знати. Неотъемлемой вещью стали и чайные сервизы — предмет мечты и гордости любой русской хозяйки. Одним из самых известных украшений стола на Руси можно назвать бабу на чайник. Главным чайным экспонатом советского времени стал железный подстаканник, хотя появился он намного раньше. Сейчас этот функциональный прибор можно встретить в поездах — там традиция пить чай из стакана в подстаканнике сохранилась. В любом случае чай был и остается важным русским напитком. Русские традиции чаепития чрезвычайно богаты, а само его существование важно, наверное, для любого жителя страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Наше здоровье в наших руках» в рамках проведения «Недели Здоровья» средняя группа №2 (4-5 лет)

Презентация  мероприятий  проекта  «Наше здоровье в наших руках» в рамках проведения "Недели Здоровья" в средней группе (4-5 лет)....

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни на основе реализации проекта «наше здоровье в наших руках.

Здоровый образ жизни – это результат действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья. Здоровый образ жизни является предп...

Семинар для педагогов "Наше здоровье в наших руках"

Цель семинара для педагогов "Наше здоровье в наших руках": повысить уровень стрессоустойчивости воспитателей для предупреждения эмоционального выгорания....

Памятка для родителей. "Забота о своем здоровье или наше здоровье в наших руках."

Материал в помощь родителям по оздоровлению своего организма приемами самомассажа по методу ДУ-ИН, приемам ортопедической гимнастики....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Наше здоровье – в наших руках!»

Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.Задачи...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Наше здоровье – в наших руках!»

Цель: формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.З...

Практикум-квест для педагогов «Наше здоровье в наших руках!»

Практикум-квест для педагогов  «Наше здоровье в наших руках!»Цели:предупреждение (преодоление) возможные последствия психического перенапряжения;поддержание оптимального уровня психич...