Сценарий родительского собрания "Откуда черпали здоровье наши предки"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Терновенко Наталья Анатольевна

Сценарий родительского собрания, содержит интересные сведения о способах сохранения и укрепления здоровья Донскими козаками. С родителями проводятся игры и упражнения, способствующие укреплениюздоровья детей, знакомят с кинезеологическими играми. Предназначен для проведения в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_zdorovya_donskih_kazakov.docx311.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития  ребёнка детский  сад  первой категории  «Колокольчик»

   Сценарий родительского                      
             собрания
в разновозрастной группе №1 «Ромашка»

«Откуда черпали здоровье наши предки»

                        Воспитатель:
                               Терновенко Н.А.

                  Ст.Тацинская
                        2018 г

Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению  и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.

Задачи:

  • создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье дошкольников;
  • довести до сознания родителей о необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья детей.

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители!
Одно только слово , а сколько заключено в нём смысла. Я пожелала Вам здоровья.

I Актуальность.

В современном обществе предъявляются новые , более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье занимает приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Исходя из этого ,мы можем сказать, что формирование здоровой личности ложится на плечи  педагогов и родителей. А мы являемся первыми помощниками и советчиками родителей. И так что бы приступить к помощи и советам  мы разберёмся , а что же такое здоровье.

2 Слайд презентации

 «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

В.А. Сухомлинский

Сегодня вы не будете пассивными слушателями, а станете активными участниками дискуссии о здоровье детей. Без Вас нам не под силу вырастить крепких малышей.
Сейчас мы с вами  поиграем.
Игровой приём будьте здоровы.

Участники выбирают разноцветные (3 цвета) листочки со словами «Алыча», «Ящик» или «Хрящик». Делятся на 3 группы с соответствующим словом. Сначала проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко  произносит своё слово. Затем по сигналу ведущего все группы кричат одновременно свои слова. При слитном звучании должно получиться «Апчхи!», на что ведущий отвечает «Будьте здоровы!»
3 слайд презентации «Дерево дуб»

Воспитатель

Слово «Здравствуйте» очень старое . Козаки  связывали  со словом «Дерево». И теперь, когда мы произносим это слово желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким как могучее дерево – дуб..

Предлагаем каждой команде записать несколькими словами, что такое здоровье?
Здоровье- богатство, красота, счастье, настроение.

Каждое команда зачитывает слова. И прикрепляет на макет дерева (крона)

4 слайд презентации Определение здоровья

Определения здоровья  По уставу ВОЗ, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»

Второй вопрос командам  Отчего зависит наше здоровье?

Участники так же пишут на листочках и прикрепляют к макету (корни дерева)

Ответы на экране

5 слайд презентации Факторы, влияющие на здоровье

60% здоровья это результат нашего образа жизни, то есть всё в наших руках.
6 слайд презентации Притча

Третий вопрос  Что делать, чтобы быть здоровыми?

Ответы команды пишут на листиках и прикрепляют к стволу дерева.

Так как мы живём с вами на Донской Земле ответ на  вопрос , что делать чтобы быть здоровыми мы поищем у наших предков Донских казаков.

Слайд №7

Так как мы живём с вами на Донской Земле ответ на  вопрос , что делать чтобы быть здоровыми мы поищем у наших предков Донских казаков.

Как мы видим и все понимаем здоровый человек определяется многими составляющими. Задумывались ли об этих критериях наши предки? Как заботились о психическом , душевном состоянии родители малыша, рождённого в казачьей семье.


     Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье как сейчас , так и раньше. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.

  Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие казачат.

     В зависимости от возраста одна из этих категорий была главенствующей, а остальные, как бы сопутствующие.

Слайд №8

Духовная составляющая здоровья

  1. Казаки серьёзно подходили к выбору крёстных. Крёстного подбирал отец 

это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться.

Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко. Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

То есть наши предки выбирали в крёстные людей, которые помогали укрепить дух ребёнка, влияли на развитие душевных качеств. Дух донских казаков укреплялся православной верой, но и тело нуждалось в определённой поддержке и внимании. А в средние века казачьи монастыри и городки являлись местами, где развивались естественные науки, народная медицина и врачевание.

Слайд №9

2.Личный пример. Хочу обратить внимание особо на этот пункт, дети берут пример с вас. И сколько бы вы не говорили, они повторяют ваши действия.


«Дети запоминают не слова — они запоминают поступки. Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались.»
Автор: Армен Джигарханян

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»

 Видимо существует определённый образ Казака, идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и конечно воспитания.


3. А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.

     Через сказку, а не скучными назиданиями, народная педагогика доводит до сознания ребёнка нравственные законы казаков.  

Ещё один вид знакомства с казачьим народным творчеством – это загадки, пословицы, поговорки. Умение разгадывать з А знакомство с пословицами и поговорками приближает ребёнка к идеалу нравственности, к тому, каким должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым.

     А ещё песни, которые казаки и казачки постоянно поют. О славе казачьей, былых походах, битвах и героях. Люди пели постоянно работая в поле , сидя за прялкой ,на посиделках, казаки пели собираясь в поход. И это не только влияло на дух казака , но и положительно влияет на дыхательную систему , является профилактикой ренитов, заболеваний сердечно- дыхательной системы, пение укрепляет органы дыхания. Даже чередование вибрации голосовых связок  положительно влияет на органы дыхания (люди допустим громко кричали ,погоняя скотину).

Не секрет , что сейчас мы поём всё меньше, как же всё-таки адаптировать этот метод укрепления здоровья в современном мире.

Слайд презентации №10 Посмотрите как звуки влияют на организм

http://elaxsir.ru/wp-content/uploads/2017/10/slide_15.jpgпредлагаю вам с детьми использовать дыхательно- звуковую гимнастику.
Давайте сделаем несколько упражнений которые мы делаем с детьми и вы можете делать дома

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:
Практика дыхательные упражнения

  • Песенка носика
  • Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
  • Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
  • Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
  • При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
  • Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
  • Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».

.

Игры и упражнения для дыхания в стихах

Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и

пользу.

Комплекс упражнений:

Гуси летят

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

1 —руки поднять в стороны —вдох

2 —руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у»-выдох

”Каша кипит’’

И. п. сидя на стуле, кисти лежат на груди и

животе.

Поднять прямые руки вверх. Прогнуться

-вдох. Медленно опускать руки вниз

-выдох с произношением звука ( ш-ш) до полного выдоха.

2.’’Ворона’’

И.п. сидя, руки внизу.

Поднять руки через стороны вверх, прогнуться

-вдох. Медленно опускать руки

-выдох. На выдохе громко произнести ( ка-р-р-р).

3.”Трубач”

И.п. сидя, руки сложить в трубочку, поднести к

о рту.

Спокойно вдохнуть и долго выдыхать воздух, подражая звуку трубы ( п-ф-у )до полного выдоха

 4. Среда обитания  А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…

     И, естественно, вопросы: что это и зачем это (ведь малец изучает мир сразу с казачьего окружения, а не как сейчас с «диснеевского»).

     И ответы старших на них: лампас – это символ казака, шашка это наше казачье оружие и символ казачьей воли, конь – это друг и товарищ казака, кресты и медали – это отличие за участие и подвиги в военных компаниях.

Ещё наши предки знали о физиологическом воздействии цветов на настроение ,эмоциональное состояние
Практика- Игра «Знамение»
Предлагаем вам прогуляться по залу, окинуть всё взглядом и найти цвета которые соответствуют вашему настроению сейчас.

Казаки знали,

что красный цвет- увеличивает мускульное напряжение, кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг. Цвет жизни и действия.
Жёлтый-
 тонизирует, стимулирует зрение, нервы. Успокаивает возбуждённое состояние. Цвет хорошего настроения.
Зелёный- - уменьшает кровяное давление. Успокаивает мигрени. Пробуждает в человеке терпение.

Голубой- успокаивает пульс, снижает ритм дыхания, наиболее успокаивающий. Вызывает чувство свежести.

Синий- успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем организма.

Фиолетовый- угнетающе действует на нервную систему, на сердце. На кровеносные сосуды.

Коричневый – вызывает депрессию печаль.

Слайд №11

Физическая составляющая здоровья
     Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет (в некоторых семьях от 7 лет) и до 12 лет. В семь лет мальчонку стригли ритуально второй раз. И он шёл с мужиками в баню. Последний раз ел сладости. Собирал постель и шёл в мужскую половину дома.


  • Девочки начинали работать очень рано, делая всё, что делает мать-стирали, мыли полы.
  • С пяти лет учились вышивать, шить, вязать.
  • Особая работа была быть нянькой- трёхлетняя могла нянчить годовалого. А с 5 лет отдавали в няньки «в люди».


     (Современным детям наверное стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).

     До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.

Но кроме этого каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимал мастерство от старших. С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили — стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

Не обходилось и без игр. Поселения казаков размещались на берегу реки Дон ,поэтому много игр, занятий связано с этой рекой .
Предлагаю вам поиграть в игру «Ловкая казачка» (суша – вода)
Игроки стоят у черты . По команде ведущего «Суша» казачки делают прыжок вперёд, по команде «Вода» - прыжок  назад. Победит тот кто будет более внимательным и ловким и первым доберётся до финишной линии(До берега Дона)

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти — семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну  

Компании мальчишек и юношей выходили на игрища за город, к палисаду и крепостным стенам. Здесь ставилась самодельная цель, и казачата, одни с луками, другие с ружьями, соревновались в меткости стрельбы. После стрельб обычно устраивали потешные бои.
Назовите казачьи игры.
Не секрет, что двигательная активность в современных семьях далека , от той активности жизни наших предков.
Наш организм  это слаженный механизм нарушение работы одной детали, ведёт к  сбою в работе всей системы. Позвольте проверить вас на наличие признаков гиподинамии , то есть признаков недостатка в движении.

Проведение Тестов  3 упр.

  Ну и, ко всему прочему, игру на улице со сверстниками. Игры были устоявшиеся веками, и естественно направленные на развитие казачат. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.

Кстати, казаки раньше никогда не выясняли отношения между собой кулаками. Говорят, боялись поубивать друг друга. А вот нагайками частенько охаживали друг друга в пылу спора.


     В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу). 

Предлагаю вам снять напряжение вы долго сидели и прогуляться в сад к казакам.

“Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

“Тряпичная кукла и казак”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились

Слайд №12

Интеллектуальное  здоровье

3. После рождения ребёнка особо не торопились распелёнывать.  Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».

     В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал. То есть шло воспитание думающего  человека. Казачонка учили думать, оценивать, принимать решение.

  Про Спас (казачью систему выживания) скажем словами одного из казаков.

Пословица – «Казак не тот, кто победил, а тот, кто вывернулся – спасся!»

     - Именно Спасся!..

     То есть «Спас».

     В Спасе, когда человек уже готов к первому уровню есть только два принципиальных действия соединяющиеся в одно:

1) очень быстрое мышление на принятие единственно-правильного решения;

2) очень быстрое действие на выполнение единственно-правильного решения, для противника порой даже не заметного.

Что можем мы в современных условиях спросите вы ?
Мы же не дадим ребёнку шашку, не посадим на коня.
Предлагаю использование кинезиологических методов в обучении и оздоровлении дошкольников

Слайд №13
«Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».
                                             
Мишель де Монтель
Это знали наши предки казаки, поэтому учили детей думать. Кинезиология наука о развитии    головного мозга  через движение.  

505fef4d9a06b.jpeg

Мы знаем что у нас есть два полушария, каждое отвечает за разные виды деятельности. Применяя определённые упр., можно заставить полушария работать продуктивнее, развивать мыслительные процессы.

Применение кинезиологических упражнений

- развивает у ребенка как левое, так и правое полушарие, межполушарное взаимодействие;

- улучшает память, внимание, речь;

- снижает утомляемость;

- повышает способность к произвольному контролю;

- способствует работоспособности;

- активизирует интеллектуальные и познавательные процессы.

  • Условия для выполнения упр.
      Занятия проводятся утром по 5-15 минут;
  •   Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  •   Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  •   От детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
  •   «От простого к сложному»;
  •   Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

Мы знаем, что развитие речи, интеллектуальное развитие имеет связь с развитием моторики.

«Казачок»

Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом - одновременная смена положений рук.

Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем,
А потом их поменяли.
Казаки затанцевали.

                          «Удалой казак»

Упражнение выполняется в парах. Одна ладонь ложиться на плечо партнеру по игре, вторая – на голову. Необходимо одновременно гладить второго игрока по голове и похлопывать по плечу. Сначала необходимо отработать движение рук на своих коленях, столе или другой поверхности.

«Кулак - ладонь»

Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

Игры «Ладушки»- является средством интеллектуального развития
Это давняя игра маленьких казачат

«Оладушки»

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая - на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.

Мы играли в ладушки -

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ , МЫ СЕГОДНЯ ДАРИМ ВАМ БУКЛЕТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ. А МЫ ВСЕГДА РАДЫ БЫТЬ ВАШИМИ ПОМОЩНИКАМИ И СОВЕТЧИКАМИ.

 ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ДЕТКАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания «За здоровьем в детский сад!» Собрание - диспут

Хорошее здоровье, ощущение полноты,неистощимости физических сил— важнейший источник жизнерадостного мировосприятия,оптимизма, готовности преодолеть любые трудности....

Сценарий спортивной игры "Игры наших предков"

Сценарий спортивной игры «Игры наших предков» Группа: Старшая и подготовительная.Цели:Познакомить детей с играми наших предков.Обратить внимание детей на то, в какие игры предпочитали...

Сценарий заседания родительского клуба на тему «Здоровый образ жизни — залог здоровья наших детей»

   Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению,  как самих себя, так и детей. Предлагаю вашему вниманию сценарий "Здоровый обрах жизни - з...

Сценарий заседания родительского клуба на тему «Здоровый образ жизни — залог здоровья наших детей»

       Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению,  как самих себя, так и детей. Предлагаю вашему вниманию сценарий "Здоровый о...

Сценарий родительского собрания. Квест игра «Наши родители не супер герои»

Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...

Сценарий заседания родительского клуба на тему «Здоровый образ жизни — залог здоровья наших детей»

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению,  как самих себя, так и детей. Предлагаю вашему вниманию сценарий "Здоровый обрах жизни - залог здоровья...