Мастер-класс с педагогами. «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников»
методическая разработка на тему

ТЕМА: «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников»

Цель: ознакомление с одной из форм оздоровительной работы - гимнастика после дневного сна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс30.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников»

Цель: ознакомление с одной из форм оздоровительной работы - гимнастика после дневного сна.

Оборудование: массажные коврики, рельефные дорожки, музыка, интерактивная доска.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования

 План:

• Теоретическая часть (Консультация)

• Практическая часть (Занятие)

Участники мастер – класса – воспитатели дошкольных групп.

Теоретическая часть. Обращение к коллегам.

Уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас  на мастер-классе «Гимнастика после сна»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагают обязательное включение гимнастики после дневного сна. Гимнастике после дневного сна стали уделять внимание относительно недавно. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей предложена в программе Алямовской В.Г. «Здоровье». Согласно ФГОС ДО в основе организации и проведения мероприятий двигательного режима лежит принцип интеграции образовательных областей как «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация» и «Чтение художественной литературы».     
     Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако, на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно.
        Как часто не хочется детям просыпаться после дневного сна! Еще бы немножечко полежать, подремать! Но в детском саду все подчиняется режиму. Время подъема можно успешно использовать для закаливания организма, коррекционной работы и просто для создания положительных эмоций у детей. Чтобы дети легко просыпались, можно включить негромкую плавную музыку, а потом предложить им превратиться, например, в котят.

  Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности и последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому, в гимнастике после сна включаются щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений.
        Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.
 

Пробуждение (слайд 1) – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна. А так же является закаливающими  процедурами. Гимнастика после сна помогает детям поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Комплексы гимнастики после сна основаны на уже имеющихся навыках и двигательном опыте ребенка.

Варианты бодрящей гимнастики (слайд 2):

  • Разминка в постели и самомассаж;
  • Пробежка по массажным дорожкам;
  • Гимнастика игрового характера;
  • Гимнастика с использованием тренажёров или спортивного комплекса;
  • Лечебно - восстановительная;
  • Музыкально – ритмическая;
  • Самостоятельная.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

Время проведения (слайд 3):

Подготовительная группа - 10-12 минут

Старшая группа - 8-10 минут

Средняя группа - 6-8 минут

2 младшая группа - 5-6 минут

1 младшая группа - 4-5 минут

Примерная схема проведения гимнастики после дневного сна(слайд 4):

1. Гимнастика в постели.

2. Ходьба по «тропе здоровья».

3.Корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

4. Дыхательная гимнастика.

5.Закаливающие процедуры.  

          В (слайд 5) любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.   

         Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания   детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с

помощью проветривания.

      Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость

которой медленно нарастает.

      Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

     Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения. Которые, могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

           Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс

упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы

заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели,

гимнастические палки. Они выполняются в течении 2-3 минут.

        Затем дети переходят вновь в холодную комнату, чтобы выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

        Затем проводятся индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа с нуждающимися детьми. Остальные дети с помощником воспитателя проводят водные процедуры: умывание. Общая  длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

Практическая часть

А сейчас мне бы хотелось вместе с вами провести комплекс оздоровительной гимнастики, так как это происходит в нашем детском саду.

        Давайте вместе представим, что мы только что сладко спали и услышали приятные звуки музыки. Я вас попрошу расслабиться, закрыть глаза.

Итак, вы проснулись, улыбнулись, сделали глубокий вдох, выдох.

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )

- Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу (то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. (3-4 раза)

- Игра « Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. (3-4раз)

- Самомассаж ладоней ( « Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями «умыть» лицо:

Теперь потрем мы носики

Носики-курносики,

Разгладим свои лобики,

Похлопаем по щечкам

Только понежнее.

А вот по подбородочку

Можно по сильнее.

2. Затем выполняем с детьми корригирующую ходьбу и комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия.

Игра «Как зверята». Воспитатель называет животного, а дети изображают его.

«Лисичка» - идут на носках.

«Медведь» - ходьба на внешней стороне стопы,

«Лось» - ходьба с высоким подниманием колен.

«Ёжик» - ходьба в полуприсяде.

Дети идут по ребристой доске, по массажным коврикам.

Раз, два, три, четыре, пять-  

начинаем мы шагать

Мы по коврикам идем друг

за другом босиком.

Этот коврик очень важный

Он лечебный, он массажный.

Этот коврик необычный,

Он из крышек , симпатичный.

Есть  удав  для ходьбы,

Боком встань и походи.

Вот  ребристая  дорожка,

Пошагай по ней немножко,

А вот этот коврик мягкий

По бокам его мочалки.

И ещё разок пройдём 

 (идут по дорожке 2 раз)

По массажной по дорожке

Топ-топ-топ шагают ножки

Разомнём их ещё немножко

Чтоб бегали  по дорожке,

Чтобы быстро ходили,

Чтоб все детки здоровыми были.

Вот какие ножки

Ходят по дорожке.

Походили раз и два

Будем здоровыми  всегда!

Дети строятся врассыпную (слайд 7):

1.«Пловцы». И.п.: стоя, ноги врозь, руки опущены. Вдох - поднять левую руку. Выдох - мах левой рукой вперед. То же правой рукой.

2.«Какое море большое».  И.п.: то же. Вдох - руки через стороны, вверх, подняться на носки. Выдох, руки вниз, опуститься на стопу.

3. «Морская звезда» И.п. Встать прямо, ноги  по шире. Руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Медленно наклониться, не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой левой ноги. Задержаться нужное время; вернуться в и.п. Повторить все в другую сторону.

4. «Чайки ловят рыбу в воде». И.п.: то же. Наклон туловища вперед, руки в стороны, вернуться ви.п.

5.«Волны» И.п.: то же. 1 - подняться на носки потянуться вверх за рукам. 2 – присесть, сгруппироваться.

6. «Ракушка открывается» И. п. сидя, колени согнуть, обхватить руками. 1 - выпрямить ноги, руки  вниз; 2 - И. п.

 7.«Морской конек». И.п.: стоя, руки перед грудью, согнуты в локтях, держат «уздечку». Поскоки с ноги на ногу, высоко поднимая колени.

Заключительным этапом оздоровительной гимнастики после сна является выполнение комплекса упражнений дыхательной гимнастики.

8. «Дует ветер».  И.п.: стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно произнести: «У-у-у-у-у».

Игры с использованием массажного мячика СУ-ДЖОК (слайд 8):

В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок –стопа. Таким образом, Су-Джок терапия -это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого  тела.  В  теле  человека  можно  выделить  туловище  и  пять выступающих частей - голову с шеей и четыре конечности.

Среди всех частей тела стопа наиболее подобна кисти и находится на втором месте по  степени  подобия  телу.  

        Су Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек  мог  поддерживать  себя  в  состоянии  здоровья  с  помощью воздействия на определенные точки.

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

Садимся на стул, кладем обе ножки на мячик.

В сказочном лесу в маленьком уютном домике

жил - был маленький ёжик                               (зажать мячик между ступней)

Выглянул ежик из своей норки                     (раскрыть ступни и показать мячик)

и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку                       (улыбнуться, захват мяча стопами и

                                                       поднимайте наверх, затем опускайте обратно)

и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке       (катаем мяч по полу, при этом сильно  

                                                                      надавливая на него стопами обеих ног)

Катился - катился и прибежал

на красивую, круглую полянку                      (ступни соединить в форме круга)

Обрадовался ежик и стал бегать и

прыгать по полянке                                     (зажимать мячик между ступнями) 

Стал цветочки нюхать             (начинаем сжимать мячик поочередно: то правой,      

                                                        то левой стопой ноги, делать глубокий вдох)      

Вдруг набежали тучки                 (зажать мячик  между ступнями, нахмуриться)

и закапал дождик: кап – кап - кап             (начинаем сжимать мячик поочередно:  

                                                                                 то правой, то левой стопой ноги)

Спрятался ежик под большой грибок                    (ступнями наступить на мячик) и укрылся от дождя.

А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики,

подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб.

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их

так много... Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил

ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком мячика)

Довольный ёжик побежал домой,               (катаем мяч по полу, при этом сильно по извилистой дорожке.                         надавливая на него стопами обеих ног)

Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу.

       А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул

сладким сном!                                               (зажать мячик между ступней)

        Еще раз хочу отметить, что все оздоровительные мероприятия. В том

числе и гимнастику после сна, я провожу в игровой форме. Это позволяет

создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес

ко всем оздоровительным процедурам. Принимая определенный игровой

образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного

упражнения. Таким образом, я одновременно решаю несколько задач:

оздоравливаю детей, развиваю у них двигательное воображение, формирую

осмысленную моторику. И все это доставляет им огромное удовольствие и

радость.

Всем спасибо. Будьте здоровы!!!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями

Соблюдение принципов при взаимодействии педагогов с родителями. Способы воздействия на проблемы взаимодействия с родителями....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОО С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из главных условий всестороннего формирования личности ребёнка-дошкольника является обеспечение нормального физического развития. Понимая ценность укрепления и сохранения здоровья, педагоги МБДО...

«Необходимость профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников»

Цель:совершенствовать уровень профессиональной  компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в работе по сохранению и укреплению здоровья детей, используя современные педагогиче...

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения с элементами Су-Джок как средство здоровьесбережения дошкольников»

Представленный мастер - класс разработан для трансляции собственного опыта в области применения здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательном процессе. В содержании масте...

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»

Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого дошкольного учреждения. Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет создавать у дете...

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»

Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого дошкольного учреждения. Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет создавать у дете...