Физкультурный досуг с детьми младшего дошкольного возраста как одна из форм здоровьесберегающих технологий
статья (младшая группа) на тему

В данной статье говорится о поиске здоровьесберегающих форм работы с младшими дошкольниками. Одной из таких форм мы считаем физкультурный досуг. Если с интересом подойти к проведению таких досугов, то вам легко помогут родители, дополнительно можно использовать коррегирующие дорожки собственного изготовления и развивающую методику Сергея и Екатерины Железновых "Музыка с мамой".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурный досуг с детьми младшего дошкольного возраста как одна из форм здоровьесберегающих технологий.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7% дошкольников здоровы, 30-35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Поэтому сегодня актуально значимым становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы. Здоровьесберегающие технологии - это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, которые направлены на решение самой главной задачи - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание.

Одной из форм физкультурно-оздоровительной работы в нашей ясельной группе «Теремок» является физкультурный досуг. Систематическое проведение физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, организованности.

Физические упражнения стараемся подбирать так, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все части тела. Используем различные исходные положения - сидя, лежа, на спине, животе. Соблюдаем дозировку: количество упражнений составляет 3-4 и повторяется 3-4 раза. Ребенок младшего возраста не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением, поэтому приучаем детей дышать носом естественно и без задержки. При выполнении упражнений обращаем внимание на момент выдоха, а не вдоха. Если во время бега или прыжков дети начинают дышать через рот - это сигнал к тому, чтобы снизить дозировку заданий. Упражнения в беге длятся 15-20 секунд.

Физкультурный досуг проводим два раза в месяц, в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг - в первую половину дня (9-11 часов). Длительность досуга колеблется не более двадцати минут. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей. Младших дошкольников еще затрудняют одновременные, совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы.

Наши развлечения проходят в музыкальном зале. В своей работе используем развивающую методику Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой». Подвижные игры в данной программе включают в себя зарядку с музыкальным сопровождением. Свое применение находят колокольчики, барабаны, бубны, колокольчики, игрушки ярких цветов. Все это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, развивает ритмичность и музыкальные способности. Также продумываем музыкальное сопровождение, используя записи любимых песен малышей из детских мультфильмов.

Досуги отличаются от физкультурного занятия сюрпризными моментами (введением персонажа, получение письма от кого- либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов). Кульминацией праздника является появление сказочного персонажа и разыгрывание короткого представления. В конце игровой деятельности проводим общую подвижную игру или массовый танец.

В начале учебного года на родительском собрании родителям было предложено участвовать в проведении физкультурных досугов, это предложение было одобрено. Родители с радостью согласились участвовать в роли различных героев - Лисички, Мишки, кота Баюна, Красной Шапочки, доктора Айболита и других сказочных героев. Общение родителей с детьми, участие в играх, танцах оживило праздник, привлекло внимание малышей к происходящему и доставило много веселья и радости. Стало хорошей традицией в нашем саду снимать праздники на фото и видео камеры. После праздника дети и родители с интересом рассматривают яркие фото и видеоматериалы.

Построение сценария в сюжетной форме русских народных сказок, делает досуг эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. У младших дошкольников формируются представления о средствах двигательной выразительности. Использование метода импровизации помогает малышам «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого, они учатся вести двигательный диалог через язык жестов, мимики и поз. В ходе проведения физкультурного досуга «На волшебной полянке у лисички-сестрички», нами было отмечено, что воспитанники вели себя непосредственно, двигались без особого напряжения, использовали те двигательные навыки и умения, которыми они уже владеют, проявляли своеобразный артистизм и эстетичность в движениях. Во время занятийно-игровой деятельности было предложено несколько заданий: пройти по коррегирующим дорожкам, несколько раз перепрыгнуть канат, поиграть со специальными массажными мячиками - «ежиками», «собрать урожай» и допрыгнуть до корзины, убежать в домик и спрятаться от лисы, с которыми все малыши справились.

Особенно интересны для малышей игры соревновательного характера, - «Помогите Мишке собрать шишки», «Кто спрятался под осенними листьями?», «Найди цветок для бабочки», «Кто больше соберет снежков?», «Пройди по дорожке - не промочи ножки».

Для проведения таких игровых заданий используем нетрадиционное оборудование - яйца из под киндер сюрпризов, пластиковые бутылки, губки для мытья посуды, пластиковые крышечки, мягкие поролоновые бигуди, яркие атласные ленты. Являются профилактикой плоскостопия, развивают внимание, ориентацию в пространстве дорожки здоровья: «речная тропинка», «лужа», «гусеница» (дорожка из пробок). Применение предметов разных на ощупь (мягких, твердых, гладких, шершавых) развивает тактильные ощущения малышей, способствует развитию сенсорной памяти.

Продолжая внедрять в физкультурно-досуговую деятельность нестандартное физкультурное оборудование, и наблюдая за малышами в течение учебного полугодия, нами были зафиксированы положительные результаты: возрос интерес детей к разным видам движений, появилась самостоятельность в двигательной активности, значительно повысился эмоциональный тонус на физкультуре.

Говоря о физкультурном досуге как одной из форм здоровьесберегающих технологий в ясельной группе, мы на практике убедились в том, что поиск нами новых путей и средств, для решения поставленных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников; остановился на введении в игровую физкультурную деятельность следующего - развивающую методику Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой», использование нетрадиционного оборудования (коррегирующих дорожек собственного изготовления), построение сценария в сюжетной форме русских народных сказок, внедрение метода импровизации и включение родителей – сказочных персонажей в физкультурную игру.

Список используемой литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Развитие основных движений у детей 2-3 лет. Система работы. -М.:,2007;
  2. Дошкольное воспитание. 2016. №3;
  3. Дошкольное воспитание. 2017. №4;
  4.  Мосягина Л.И. Целостная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013;
  5. Подольская Е. И. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия / Изд. 2-е, перераб. -Волгоград: Учитель, 2013;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. -М.: ТЦ Сфера, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста 2-3 лет с использованием технологий :(здоровьесберегающая, информационно- коммуникационная, игровая) "Зимующие птицы"

Цели:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ-знакомить детей с явлениями зимнего времени года: холодно, дует ветер, идёт снег, мороз.-обратить внимание на поведение птиц зимой.РАЗВИВАЮЩИЕ-развивать мышление детей-обогащать с...

«Безопасность жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста как одно из направлений здоровьесберегающих технологий»

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности...

Сценарий позновательной НОД с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"

ЦЕЛЬ:Сформировать знания у детей о празднике «День Победы»;Дать знания детям о Великой Отечественной войне и о народе, который победил врага....

Сценарий познавательной НОД с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий САМОЛЁТ КО ДНЮ ПОБЕДЫ"

Цель:Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы, развивать внимание, речь....