«Формирование валеологической культуры у дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Луциева Татьяна Михайловна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Отчет по самообразованию на тему:

«Формирование валеологической

культуры у дошкольников»

Актуальность :

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ на этот вопрос волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Ребенок, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, большую часть дня проводит в этом учреждении и все жизненно важные процессы, такие как кормление, организация прогулок, обеспечение двигательной активности, проведение закаливающих процедур, осуществляются в детском саду. Таким образом, основная ответственность по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, ложится на плечи специалистов детских садов.

  Поскольку данная проблема актуальна, я занялась темой «Формирование валеологической культуры дошкольников» с  изучения педагогической и методической литературы, чтобы  лучше познать особенности темы. Валеологическое    образование – целенаправленный процесс  воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения дошкольников системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества.  Гуманистичность валеологии состоит в том, что валеология признает здоровье главной ценностью человеческой жизни. Как точно и метко сказал в своё время Сократ: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто». Педагогический характер проявляется в том, что валеология в отличие от медицины не лечит человека, а учит его идти по пути здоровья, формирует у него культуру «здоровьетворящей» жизни. Старалась хорошо разобраться в основных принципах валеологического образования.

Принцип «Не навреди!» определяет, что в обучении детей можно использовать только те способы, методы, технологии и средства, которые: просты, то есть, легки в освоении и не требуют значительных материальных затрат, для усвоения этих технологий достаточно иметь желание быть здоровым.

Доступны, то есть, могут быть освоены самостоятельно и осознанно людьми разного возраста.

Безопасны, то есть все оздоровительные педагогические технологии не могут причинить вреда детям.

Эффективны, то есть быстро дают положительный результат. При этом дети имеют возможность отслеживать каждый свой шаг и контролировать свое состояние.

Задачи валеологического образования в ДОУ:

  • Формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;
  •  формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности;
  •  формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;
  •  воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;
  •  воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретённые теоретические знания и элементы практических привычек.

Формы работы:

• утренняя гимнастика (ежедневно);

• физкультурные занятия;

• музыкально – ритмические занятия;

• прогулки с включением подвижных игр;

• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях

• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

• эмоциональные разрядки, релаксация;

• ходьба по массажным коврикам

• спортивные досуги, развлечения, праздники

• беседы

• консультации

• родительские собрания

В своей работе использовала различные методы обучения: это рассказ воспитателя, создающий яркие, точные представления о строении, функциях организма, правилах гигиены и пр., рассказы детей, в которых отражаются  сложившиеся представления, степень обобщенности знаний, беседы – уточнение , коррекция знаний, их обобщение, систематизация; развитие умения участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание.  Чтение художественного произведения: расширять, обогащать знания детей, формировать способность к восприятию, пониманию.

Использовала приемы рассматривания картин,  таблиц, муляжей, репродукций ,  схем.

Формы организации детей:

Занятия; экскурсии; наблюдения; дидактические игры; чтение специальной литературы; сюжетно-ролевые игры; простейшие физиологические опыты; моделирование; самостоятельное наблюдение; индивидуальные занятия в уголках здоровья, праздники, конкурсы, викторины и т.д. Таким образом, старалась,  чтобы все формы работы соответствовали возрастным особенностям дошкольников.

Работа с детьми

Проводилась по следующим направлениям:

• Развивающие занятия на темы:

- Полезная и вредная пища

- Дорожка здоровья

- Рациональная пища

- Строение тела, органов

- Какими бывают люди?

- Почему ты растешь?

- Зачем нужна еда?

- Кто охраняет наш глаз?

- Зачем нам нужен нос?

- С утра до вечера

- Мои верные помощники и др. 

• Дидактические игры:

- Что такое дружба?

- Услышь меня

- Покажи части тела

- Разложи по порядку

- Витаминные домики

- Вода- наша помощница

- Вода это хорошо или плохо

- Как надо заботиться о своем младшем друге?

- От грядки до обеденного стола

- Помоги зеленым друзьям и др.

- Правильное питание

-Полезно - вредно

 Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.

В группе создан «Уголок здоровья». В нем содержатся следующие материалы: папка с иллюстрациями «Человек и его

организм»; — дидактические игры по темам; книги о здоровье и ЗОЖ; — схемы иллюстрации по темам;  тетрадь «Хочу все уметь и знать»,

анатомическая кукла; конверты, советы: «Дыхательная гимнастика»; «Зуб, не болей-ка!» «Витамины – это всегда полезно»; «Правила ухода за больным человеком»; «Тренируем память»; Как ты можешь закаляться»; «Правильно оказывай первую помощь» и т.д.

Ширма «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе»; «Упражнения для снятия утомления»; «Безопасная дорога в школу»; «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине» и др.

Дневник настроений.

Взаимодействие со специалистами – медсестрой,музыкальным работником, тренером по физкультуре.

Работа с родителями осуществлялась с помощью:

1. индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна, необходимость здоровой пищи, необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни

2. вывешивание информации в родительском уголке,  стенгазеты.

3. совместные детско–родительские праздники и досуги: зимняя спортивная олимпиада, спортивный досуг «А, ну-ка, папы».

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Использованная и рекомендуемая литература:

 Колбанов В. В. Валеология:

основные понятия, термины и определения. –

СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 256с.

Кувшинова И. А. Здоровьесбережение в

условиях педагогического эксперимента:

Учебно-методическое пособие. –

Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 56с. Орехова

Т. А., Власова Л. В. Пособие «Я и моё

здоровье» Валеологические знания и умения

детям дошкольного возраста. – Челябинск,

1997. – 71с. Терпугова Е. А.

Валеологическое воспитание детей

дошкольного возраста: методическое пособие

для педагогов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2007. – 254с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование валеологической культуры дошкольников"

"Формирование валеологической культуры дошкольников"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По формированию валеологической культуры ребёнка, основ валеологического сознания. (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать у детей ...

доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»

Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...

Программа по формированию валеологической культуры дошкольников

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Объем знаний определен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития. Реализация  Программы осуществляется через интегрированное занятие 1 раз ...

Статья "Формирование валеологической культуры старших дошкольников с помощью перфокарт""

В статье говорится об укреплении и сохранении здоровья детей.  О важности воспитания валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. А также формирования у дошкольников чувства отве...

В составе жюри «Проектная деятельность в ДОУ по формированию валеологической культуры у дошкольников»

laquo;Проектная деятельность в ДОУ по формированию валеологической культуры у дошкольников»...

Формирование валеологической культуры у дошкольников во всех видах детской деятельности

Формирование валеологической культуры у дошкольников во всех видах детской деятельности...