Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста
картотека (младшая группа) на тему

Костюченкова Ирина Александровна

Картотека опытов и наблюдений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozn-issl_deya-t_detey_2-3_let.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №38 «Апельсин», г. Тамбов

Воспитатель: Костюченкова И.А.

  

Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр- экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.

1. Наш сквер.

Задачи и содержание: Рассмотреть осенние деревья: рябину, берѐзу. Выявить характерные особенности — на берѐзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые.

  1. Подарки осени.

Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.

  1. Погуляем по ковру из листьев.

Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.

  1. Украсим песочницу осенними листочками.

Задачи и содержание: Закрепить у детей название основных цветов: зелѐный, жѐлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой- маленький» листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев.

  1. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет».

Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лѐгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.

  1. Подарки осени.

Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.

  1. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»

Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесѐт дальше, — из листочка или из бумаги?

  1. Путешествие капельки.

Задачи и содержание: Закрепить у детей осенние признаки: когда идѐт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.

9. Построим горку из сыпучего песка.

Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.

  1. Песок умеет бегать.

Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.

  1. Следы на песке.

Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы.

Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.

  1. Увидим песчинки.

Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.

  1. Лепим из мокрого песка.

Задачи и содержание: Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.

  1. Подарки нашего леса.

Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.

  1. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.

Задачи и содержание: Закрепить понятие: тяжѐлый и лѐгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?

  1. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.

Задачи и содержание: Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведѐрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?

  1. Цветные капельки.

Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.

  1. Такая разная посуда.

Задачи и содержание: Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.

  1. Секреты разных колечек.

Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.

  1. Такие разные узоры.

Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле.

Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.

  1. Подарки зимы. Следы на снегу.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом.

Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок?

Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек).

  1. Такие разные колобки.

Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?

  1. Подарки зимы. Волшебные льдинки.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лѐд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдѐт? Украсить разноцветными льдинками участок.

24. Подарки весны. Смешные сосульки.

Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тѐплой ладошки сосулька растает.

  1. Подарки весны. Весѐлые ручейки.

Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тѐплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.

  1. Большая стирка.

Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всѐ можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.

  1. Игры с мыльной пеной.

Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену.

Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.

  1. Гости нашего двора.

Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.

  1. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?

Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.

30. Гости нашего двора. Наша кошка.

Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест?

31. Подарки весны. Солнечные зайчики.

Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.

  1. Наш аквариум.

Задачи и содержание: Познакомить со средой обитания аквариумных рыб.

Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками.

  1. Наш огород.

Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста

Экспериментальная деятельность ребенка — это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением...

Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста по теме:«Волшебные свойства песка»

Конспект экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Волшебные свойства песка»Цель:Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок...

План самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Материал предназначен для воспитателей детского сада.группы раннего возраста....

План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста ....

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста на тему «Волшебная вода». 2019 год

Цель • Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую деятельность. ...

Картотека "Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста"

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества (Большая Советская Энциклопедия) . Детское эксперимент...

Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследова...