Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»
проект (подготовительная группа) по теме

Мезенцева Зульфия Зябифулловна

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

 

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Гипотеза проекта
  4. Цели и задачи
  5. Ожидаемые результаты
  6. Методы и приемы реализации проекта
  7. Материально – техническое обеспечение проекта
  8. План – график работы по проекту
  9. Результаты проекта
  10. Список использованной литературы
  11.  Интернет ресурсы проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_priroda.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

г. Печора

                                                                                                 

                                                                             Утверждаю:

                                                                                                 Директор МАДОУ №4

                                                                                               ______    Кызродева Н.Ф.

 

   Познавательно –

   исследовательский проект:

  «Безопасность отдыха детей на природе»          

(Подготовительная к школе группа)

Руководитель: ст. вос-ль Домашкина С.В.

Разработчик: вос-ль Мезенцева З.З.

2016 г.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Гипотеза проекта
  4. Цели и задачи
  5. Ожидаемые результаты
  6. Методы и приемы реализации проекта
  7. Материально – техническое обеспечение проекта
  8. План – график работы по проекту
  9. Результаты проекта
  10. Список использованной литературы
  11.  Интернет ресурсы проекта

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Безопасность отдыха детей на природе»

Вид проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский,                             групповой проект

Автор проекта: воспитатель МАДОУ № 4 «Гвоздичка» -  Мезенцева  

Зульфия Зябифулловна

Участники проекта: Воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации: 1 неделя.

Результат проекта: презентация, альбом рисунков (совместная деятельность детей и родителей), оформление памятки:

«Что делать при отравлении грибами»,  

«Как вести себя при встрече с животными»

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

     Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой с опасными жизненными ситуациями. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.  Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Это удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности («я сам»), но ещё не умеют адекватно оценивать свои силы и возможности, а еще у них недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях, неумение использовать знания безопасного поведения. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

    Проведя анализ знаний детей группы по теме: «Лес в жизни человека», я выяснила, что ребята знают очень много, но возник вопрос, а что еще мы можем узнать о лесе? Поступило предложение - «Таит ли лес опасности?»

     Я предложила ребятам поразмышлять над этим вопросом дома вместе с родителями. Утром дети высказали свои мысли и предположения. Мы всей группой решили разобраться с этой ситуацией. Составили план:

  1. «Правила поведения в природе»
  2. «Опасные насекомые»
  3. «Ядовитые растения»
  4. «Не все грибы съедобные».
  5. «Правила поведения при общении с животными?»

        Исходя из этого, возникла необходимость в составлении и реализации педагогического проекта, в основе которого лежит формирование у детей навыков безопасного поведения в природе. В связи с этим мною была выбрана тема проекта: «Безопасность отдыха детей на природе».

Проблема: Нужно ли соблюдать правила поведения в лесу?

3.  ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА 

  • Какие опасности ожидают нас в лесу?
  • Что произойдёт, если не беречь природу?
  • Можно ли так сказать: «Если ты знаешь, какие правила нужно соблюдать при отдыхе на природе, то ты защищён!»

4. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе;
  • Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей;
  • Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы;
  • Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними;
  • Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе (об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья);
  • Познакомить детей с природоохранными и запрещающими знаками;
  • Развивать познавательный интерес к миру природы, умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
  • Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей, поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
  • Воспитывать экологическую культуру: желание беречь и охранять природу, помогать друг другу в беде.

5.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

  • У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой;
  • Дети будут владеть информацией об основных правилах безопасного поведения в природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
  • Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях в природе;
  • Воспитанники будут проявлять способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества и принимать активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;
  • Повысится степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе;
  • У детей разовьются партнерские отношения при совместной деятельности, сформируется умение детей высказывать идеи и предложения;
  • Будут различать, и называть природоохранные и запрещающие знаки.

  1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Наблюдения, беседы, эксперименты, моделирование, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, часть ООД: ознакомление с окружающим, развитие речи, экология (вариативная часть), рисование, аппликация, лепка (выставки), музыка (досуги и развлечения,), чтение художественной литературы.

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

      Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно – познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты ООД с детьми, картотека дидактических игр, подвижных игр и СРИ, подборка опытов, подборка бесед, наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото. Использование ИКТ: Музыкальный центр, СD – диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера.

  1. ПЛАН - ГРАФИК РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП- ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Задачи:

  • Формировать умение наблюдать за поведением людей, их поведения в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.
  • Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта по воспитанию навыков безопасного поведения в природе

1. Погружение в проблему показ презентации «Правила поведения в лесу», беседа «Какие опасности нас ожидают в лесу?»

    Подбор библиотеки, методической, художественной и познавательной литературы, открыток, DVD-дисков, наглядно-дидактических и наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

  • Составление и подбор конспектов познавательных занятий и бесед.
  • Изготовление запрещающих и природоохранных знаков.
  • Составление плана – схемы проекта, включение в план-схему проекта занятий, бесед, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр и других видов детской деятельности.
  • Подготовка консультации, буклета и выступления на родительском собрании.

Создание и просмотр презентаций «Правила поведения детей в лесу», «Экологические ситуации», «Лес и человек»

Сюжетно ролевая игра: «Лесное происшествие», «Юные спасатели», «Первая помощь при отравлениях», «Будем дружно жить!»

    Музыкальная деятельность: прослушивания записей: "Тишина леса",    "Голоса птиц", "Голоса леса", «Голоса животных».

Просмотр учебных мультфильмов: «Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные и ядовитые растения», мультфильм: «На лесной полянке»

Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе).

Оформление родительского уголка: размещение консультаций: «Природа в окружение ребенка», «Растения могут быть опасными», «Если ребёнок потерялся в лесу» рекомендаций по теме проекта. 

Памятки для родителей: «Что делать при отравлении грибами?», «Как вести себя при встрече с животными» рекомендаций по теме проекта.

  II. ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Создание тематического планирования «Обучение детей безопасному поведению в природе» через подбор наиболее эффективных методов работы с дошкольниками и разнообразных форм взаимодействия с родителями.

Задачи:

  • Стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды, к проблемам возникновения опасных ситуаций.
  • Формировать навыки безопасного поведения в природе, через проведение развивающих, дидактических и подвижных игр, ситуативно-имитационного моделирования, умение вести себя в сложных ситуациях, стремление прийти на помощь, оказывать первую медицинскую помощь.
  • Способствовать активности и заинтересованности родителей в воспитании безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе.
  • Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.

Темы дня:

Понедельник: «Правила поведения на природе» – дети должны знать, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы.

Вторник: «Опасные насекомые» - дети должны знать: что даже опасные насекомые нужны природе, а также какие действия вредят природе, губят её, а какие способствуют её восстановлению.

Среда: «Ядовитые растения» - дети должны уметь различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.

Четверг: «Не все грибы съедобные» - дети должны уметь различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду.

Пятница: «Правила поведения при общении с животными –что надо делать, если тебя укусило какое – ни будь животное» - дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.

  III. ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: внести корректировки в тематическое планирование по «Безопасность отдыха детей на природе».

Задачи:

  • Обобщить результаты работы по проекту «Безопасность отдыха детей на природе».
  •  Определить степень освоения детьми знаний о безопасном поведении в природе.
  • Оформить памятки: «Что делать при отравлении грибами», «Как вести себя при встрече с животными», выставку семейного рисунка: «Дети и природа».
  • Подготовить и провести презентация результатов проекта: «Безопасность отдыха детей на природе» на педагогическом совете.

Основные направления реализации проекта

по образовательным областям в соответствии с ФГОС

Раздел

 программы

Виды детской деятельности

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Юные спасатели», «Лесное происшествие», «Первая помощь при отравлениях», «Будем дружно жить!»

Дидактические игры: «Найди, исправь ошибку», «Как избежать неприятности?», «Береги природу», «Хорошо, плохо», «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Съедобные – несъедобные ягоды», «Что будет, если …», «Не всякому грибу место в лукошке», «На лесной полянке», «Лесные звуки»

Настольно-печатанные игры: «Земля и её обитатели», «Парочки», «Лото-ассоциации», «Пищевые цепочки», «Зеленый дом»

Познавательное развитие

ООД 1. «Через добрые дела можно стать юным Экологом» Николаева стр.47,

2. «Опасные насекомые» Белая стр.49

3 «Правила поведения на природе» Белая стр. 47

Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»

Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей»

Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу», «Осторожно! Я кусаюсь…»

Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»

Видеозапись: «Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные и ядовитые растения»

Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой» И. И. Шишкин; «Берёзовая роща» Левитан И. И.; «Дубы» Васнецов В. М.

Рассматривание альбома: «Жалобная книга природы», «Ядовитые растения», «Лекарственные растения»

Рассматривание плакатов: «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе»

Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках

Опытно -исследовательский деятельность

Опытно -исследовательский деятельность: изучение природоведческой литературы, поиск информации в детских энциклопедиях (совместно с родителями)

«Мы исследователи» - разработка правил поведения в природе, «Мастера в лесу» их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, куски коры, листья, шишки).

Дома дети реализуют замыслы

Опыт:  «Гром и молния» (с воздушными шарами)

Вариативная часть экология С.Н. Николаева

ООД: «Лес в жизни человека - ядовитые растения»

Николаева стр. 115

Экологический час: «Гуманное отношение к природе – не все грибы съедобные» Горькова стр.135

Экологическая тропа: «Птицы леса», «Растения леса», «Насекомые леса»

Цикл наблюдений: за поведением детей на участке, за трудом людей в природе, за растительным миром на детском участке

Рассматривание картин: «Звери наших лесов» (альбом). «Плакаты об охране природы», серия картин С.Н. Николаевой

Речевое развитие

ООД 1. Чтение: «Экология в картинках» Николаева стр15

2.Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского

3. Составление рассказов на тему: «Осторожно с собаками, кошками, пчёлами, змеями, клещами!»

(Правила поведения при общении с животными)

Творческие рассказы детей по темам: «Как мы семьей отдыхали в лесу»

Создание альбома: «Дети и природа» (рисунки),

«Загадки в картинках»

Беседы: «Зачем люди ходят в лес», «Земля – наш общий дом», «Будь внимателен и осторожен», «Мы – юные друзья природы», «Лес и здоровье», «Зачем знать правила поведения в природе», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу», «Не дразните собак…»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Пословицы, поговорки, народные приметы:

По лесу ходи – под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит.

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Враг природы тот, кто лес не бережет;

Чтение сказок: В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке»

Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Кто охраняет полянку» Дмитрова, «В гостях у насекомых» В. Танасийчук, «Беспризорная кошка» Б. Житков

Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес…» Г. Ладанников, М. Боровицкая «Разговор с пчелой», А. Барто «Весенняя прогулка»

Отгадывание загадок: о лесе, о его обитателях

Просмотр познавательные мультики: «На лесной поляне»

Художественно- эстетическое развитие

Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы»

Лепка: «Волшебный лес полон чудес»

Рисование: 1. «Чтобы я хотел видеть на Земле»

2. Плакат: «Охрана природы – экологические знаки»

Аппликация:

1 «Кого или что мы можем встретить в лесу?»

2. «Лягушка квакушка»

Конструирование из бумаги способом оригами:

«Животные наших лесов»

Акция: «Берегите первоцветы» (совместное мероприятие воспитателей и детей)

КВН: «Мы – друзья природы» Горькова стр. 183

Физическое развитие

Физкультминутка: «Вместе по лесу идём», «Боровик», «За малиной»

Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», «Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы»

Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки», «Совушка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Удочка»

Взаимодействие с родителями

Папка – передвижка: «Природа в окружение ребенка»,

«Растения могут быть опасными»

 

Консультация для родителей: «Общение с природой - прекрасно или опасно?», «Если ребёнок потерялся в лесу» Памятки для родителей «Как вести себя при встрече с животными», «Что делать при отравлении грибами?»

Выставка семейного рисунка: «Дети и природа»

Итоговое мероприятие: досуг для родителей и детей: «Чтобы не было беды»

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
  1. Дети умеют правильно вести себя в природе
  2. Пополнились знания об опасных ситуациях в природе (дети отличают съедобные грибы от несъедобных, лекарственные растения от ядовитых), проявляют бережное отношение к природе
  3. Имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе
  4. Сформирование умение детей высказывать идеи и предложения
  5. Созданы в группе необходимых условий по ознакомлению детей с природой (подбор библиотеки, фонотеки, развивающих игр, оформление альбомов рисунков)
  6. Умение 60% детей высказывать идеи и предложения
  7. Способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей в природе.

10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»

2. Веракса Н, Галимов ОР «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

3. Горькова ЛГ, Кочергина АВ, Обухова ЛА «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

4. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. "Безопасность: учебное пособие по «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;

5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

11. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/30/didakticheskie-igry-po-osnovam-bezopasnosti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект по экологии " Прикоснись к природе сердцем"

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)Вид проекта: Познавательно - исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочны...

Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА Паспорт проектаАктуальностьГипотеза проектаЦели и задачиОжидаемые результатыМетоды и приемы реализации проектаМатериально – техническое обеспечение проектаПлан ...

Познавательно - исследовательский проект по экологии «Прикоснись к природе сердцем»

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)Вид проекта: Познавательно - исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочны...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Безопасность – это важно»

Актуальность проблемы          Создание условий для обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного...

Познавательно–исследовательский проект «Безопасное лето»

Формирование у дошкольников представлению о безопасности в летний период: с насекомыми, с огнём, отдыхе под солнцем, на дороге, а также в случаях, когда остаются дома одни....

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)

Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...