Консультация для родителей " Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Огнева Валентина Александровна

Консультация для родителей " Привитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-gigienich_navyki_na_nsportal.docx99.35 КБ

Предварительный просмотр:

Привитие культурно-гигиенических навыков и воспитание их у детей  дошкольного возраста.

Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков:

 -гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);

- навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);

- навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка.

Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Т.е. культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".

Воспитанию культурно-гигиенических навыков приходится уделять специальное внимание.

Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию культурно-гигиенических навыков.

Важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение.

Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т.е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.

 В дальнейшем у детей старшего дошкольного возраста, 5 - 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

-   мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

-   умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

-   принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

-   мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

-   подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

-   полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

-   пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

-   пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

-  пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

-  ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

-   не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

-   мыть ноги перед сном.

C:\Users\Валентина\Desktop\60653530.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Привитие навыкрв по ОБЖ, ПДД детям дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Привитие навыков по ОБЖ, ПДД детям дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Значение развития графомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте"

Консультация для родителей "Значение развития графомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте"Содержит рекомендации игр и упражнений с детьми...

Консультация для родителей «Привитие культурно-гигиенических навыков у детей группы раннего возраста».

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Консультация для родителей «Привитие культурно-гигиенических навыков младшим дошкольникам».

Консультация для родителей«Привитиекультурно-гигиенических навыков младшим дошкольникам». Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве...

Консультация для родителей "Привитие культурно-гигиенических навыков"

Привитие культурно-гигиенических навыковВоспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как...

Консультация для родителей «Привитие культурно-гигиенических навыков младшим дошкольникам».

Консультация для родителей «Привитие культурно-гигиенических навыков младшим дошкольникам»....

Консультация для родителей «Привитие культурно-гигиенических навыков младшим дошкольникам»

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...