Физкультминутки и пальчиковая гимнастика
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Калякулина Надежда Ивановна

Физкультминутки и пальчиковая гимнастика для детей  разных возрастных групп. Материал может быть полезен воспитателям и другим специалистам детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultminutki_i_palchikovaya_gimnastika.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки и пальчиковая гимнастика.

В детском саду физкультминутки и пальчиковые игры включаются в структуру многих занятий. Их используют для того, чтобы дать детям возможность отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другую. С помощью потешек и других стихотворных текстов, которые сопровождают движения детей, педагог развивает их речь: формирует слоговую структуру слова, автоматизирует произносимые звуки, обогащает и активизирует словарь, совершенствует связную речь, память, фонематический слух, общую и мелкую моторику.

Речевые физкультминутки.

Петушок стоит на ножке

И клюёт в саду горошки

(стоят на одной ноге, руками изображают, как петушок клюёт)

- Ой, устала ножка,

Похожу немножко

(ходьба на месте; то же другой ногой).

Влево ножку, вправо  ножку –

Незнайка пляшет под гармошку.

То присядет, то привстанет

И несколько не устанет.

(движения по тексту)

По реке спешит – плывёт

Крокодил зубастый

(взмахи руками, имитирующие движения пловца),

А у нас в лесу живёт

Заинька ушастый.

(прыгают, изображая зайчика)

Самолёт похож на птицу,

(руки в стороны повороты туловища)

Вертолёт на стрекозу,

(вращение перед грудью руками, согнутыми в локтях)

На жука похож автобус,

(«крутят руль», жужжат)

А юла – на егозу.

(прыгают на одной ноге, поворачиваясь кругом)

*****

Буратино по утрам делает зарядку:

Раз – подпрыгнет,

Два – присядет

И пойдёт на пятках.

(движения по тексту)

*****

Красная шапочка по лесу идёт.

Корзинку с пирожками девочка несёт

(Ходьба на месте. Говорят ласково).

А за ней на цыпочках – Серый волк,

Серый да голодный, всё

        Зубами – щёлк да щёлк!

(Ходьба на носках. Говорят грубым голосом).

*****

Ванька – Встанька, Ванька – Встанька,

Ты качаться перестань-ка

(Наклоны в стороны)

Сядь, немножко посиди

(Приседания)

По дорожке походи

(Ходьба на месте)

Надевай рубашку,

Встречай Неваляшку

(Имитируют действия).

*****

Мама – слониха топает тихо

(Шагают тихо)

А слонёнок Ромка топает громко

(Шагают, высоко поднимая колени).

Топает, пляшет

(Пляшут вприсядку),

Хоботочком машет

(Машут рукой).

*****

Звери упражняются

(Сгибают, разгибают руки),

Спортом занимаются:

Ёжик – бегом

(Бег на месте),

Зайка кувырком

(Вращают руками, согнутыми в локтях).

Лисичка хочет похудеть:

Вправо – влево, вправо – влево

Стала хвостиком вертеть.

(Руки на поясе, вращение туловищем вправо – влево).

*****

Голубь летает,

Бабочка порхает

(Машут руками),

Орёл в небе парит

(Руки в стороны, повороты туловища),

Цапля на одной ноге стоит.

Она устала, отдыхает,

Ножку иногда меняет

(Стоят попеременно на одной ноге).

*****

Не умеет слон летать,

Не умеет слон порхать.

Но зато умеет слон

Бегать, прыгать и скакать,

На одной ноге стоять.

(Движения по тексту)

И по брёвнышку шагать

(Шагают, приставляя носочек к пятке).

*****

Робот Кеша на груди

Кнопки нажимает.

Все движения без труда

Робот выполняет

(Руки поочерёдно в стороны, вперёд, к себе – «нажимают кнопки». Наклоны в стороны, вперёд, назад. Поднимают поочерёдно ноги, согнутые в коленях, руки на поясе).

*****

Мы возьмём лопатки

И вскопаем грядки

(Наклонившись, «копают»),

Посеем редиску –

Угостим Дениску.

Посеем морковочку –

Угостим Вовочку.

Посеем свёклу –

Угостим бабушку Фёклу.

Посадим картошку –

Угостим Алёшку

(Наклоняются, пальчиками «сеют», выпрямляются, руки на пояс и т.д).

*****

Вышли цапли на охоту,

Бродят важно по болоту

(Шагают медленно, высоко поднимая колени).

Ищут лягушек по сторонам,

Смотрят здесь и смотрят там

(Повороты в стороны).

Направо лягушки,

Налево лягушки

(Наклоны в стороны).

У цапель глаза разбежались,

Они без лягушек остались

(Разводят руки в стороны, ходьба на месте).

*****

Медведь весной проснулся

(Далее движения по тексту),

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся

Почесался, причесался.

Наклонился,

Водой из ручья умылся

(Тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).

Нарядился

И пошёл по лесу

Куролесить.

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идёт!

(Ходьба по-медвежьи).

*****

Пилим, пилим, пилим. Пилим.

Вместе мы бревно осилим.

Рубим, рубим мы дрова,

Закатали рукава

(Имитируют движения: «пилят бревно», «рубят дрова»).

Хорошо мы потрудились,

На лошадке прокатились

(Скачу,  как лошадки).

Привезли дрова домой,

Будет нам тепло зимой.

*****

Аист в Африку летал,

Ох, летал, ох, летал

(Машут руками).

По болотам там шагал,

Там шагал, там шагал

(Шагают, высоко поднимая колени).

Рыб, лягушек он клевал,

Он клевал, он клевал

(Наклоняются и выпрямляются каждый раз, изображая руками, как аист клюёт).

Он объелся, ой – ой – ой,

Ой – ой – ой, ой – ой – ой!

(Круговые движения руками по животу).

Полетел скорей домой,

Да, домой, да, домой

(Машут руками).

*****

 Аист

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

*****

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

 (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

 (Ходьба на месте.)

*****

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

 (Дети делают плавательные движения руками.)

*****

А сейчас мы с вами, дети

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь!

(1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

*****

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись,

(Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

(Дети садятся.)

*****

А часы идут, идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт

(Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

(Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью,

(Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

(Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

(Дети останавливаются.)

*****

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать!

(Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок.

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки

(Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку,

(Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку,

(Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли

(Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали

(Движения головой.)

И все дружно вместе встали.

(Встали.)

*****

Бегут, бегут со двора

Бегут, бегут со двора

(Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга:

(Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки,

(Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки,

(Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги,

(Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды,

(Хлопаем в ладоши.)

Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи,

(Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке,

(Приседаем.)

Баран-крутороган-чики-брыки,

(Хлопаем в ладоши.)

Корова-комол а-тпруки-муки,

(Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги.

(Шагаем на месте.)

*****

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

(Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм,

(Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём.

(Дети садятся.)

*****

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот.

(Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

(Дети садятся.)

*****

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт.

(Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

(Дети идут на места.)

*****

В понедельник

В понедельник я купался,

(Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал.

(Изображаем рисование.)

В среду долго умывался,

(Умываемся.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал,

(Прыгаем.)

Очень долго танцевал.

(Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

*****

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря!

(Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж!

(Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га!

 (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал?

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш!

(Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш.

(Присели.)

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

У тебя есть две руки,

Есть и 10 пальчиков.

Будут пальчики трудиться,

Не пристало им лениться.

(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.)

*****

 «Уточка».

 Уточка, уточка

По реке плывет.

Плавает, ныряет,

Лапками гребет.

(Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.)

*****

 «Кошка»

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

*****

 «Веер»

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

(Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.)

*****

 «Белочка».

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстокожему,

Заиньке усатому.

(Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

*****

 «Море».

Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

На месте волна замри.

(Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями).

*****

 «Встреча».

Пальчики проснулись,

Пальчики встречались.

Бегали, играли,

Дружно попрощались.

(Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д.)

*****

 «Щелчки».

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

(Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок).

*****

 «Комарик»

Ты, комарик, не кусай,

Поскорее улетай.

(Сжать кулачок. Указательный палец вытянуть вперед – это «носик». Мизинец и большой палец опустить вниз – это «лапки»).

*****

«Жук».

Я веселый майский жук,

Облетаю все вокруг.

(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны – это «усы». Пошевелить ими несколько раз).

*****

 «Вертолет».

- Вертолет, лети, лети,

Быстро лопасти крути.

(Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.)

*****

 «Щенок».

На двери висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Хвостиком вилял,

Хозяев поджидал.

(Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой).

*****

 «Барабан».

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит.

Та-ра-ра, та-ра-ра,

На прогулку нам пора.

(Подушечки правой и левой руки прижать к столу и постукивать по поверхности стола).

*****

«Зайчик»

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Он ушами шевелит.

(Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками»).

*****

«Улитка»

Ползун ползет,

Домик везет.

(Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Пошевелить «усиками»).

*****

«Коза»

Во дворе стоит коза.

Хмурит серые глаза.

(Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.)

*****

 «Домик».

Тук-тук молотком,

(Постучать кулачком об кулачок)

Мы построим новый дом.

(И показать, какой получился дом – пальцами обеих рук сделать «крышу», соединив их под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.)

*****

«Мальчик-пальчик».

(По очереди сгибать в кулачок и разгибать все пальцы, начиная с мизинчика).

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

*****

 «Бабочка»

От цветка к цветку порхает.

Утомится – отдыхает.

(Скрестить запястья ладоней и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Резкими взмахами ладоней имитировать движение крыльев.)

*****

 «Музыкант»

(Имитировать игру на скрипке, барабане, прыжки зайцев).

Я на скрипочке играю –

Тили-тили-тили.

Скачут зайки на лужайке

Тили-тили-тили.

А теперь на барабане –

Бум-бум-бум, трам-трам-трам.

В страхе зайки разбежались по кустам

*****

«Борьба»

(Сцепить мизинцы друг с другом и «побороться». Так же и с другими парами пальцев, приговаривая)

Цы-цы-цы-

Борются борцы.

Ручки на столе лежат

И пока что тихо спят.

А теперь одна проснулась,

И тихонько потянулась

*****

Солнышко пригревало –

Червячки выползали.

Солнышко спряталось –

Червячки уползали.

(Левой и правой рукой. Ладонь в кулачке, пальчиками вниз. На 1-й и 2-й строчках пальчики по столу «выползают» из кулачка. Ладонь с прямыми пальцами прижата к столу.

На 3-й и 4-й строчках пальчики собираются в кулачок. Кулачок прижат к столу).

*****

«Детки».

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

(Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого).

*****

«Пальчики».

Раз-два-три-четыре-пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке).

*****

«Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде –

дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой).

*****

«Зайчик – колечко».

Прыгнул заинька с крылечка.

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит словно золотое.

(Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы – в кулачок,  выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны).

*****

Вот дед – на нём берет.

Вот баба – на ней косынка ряба.

Вот папа – на нём шляпа.

Вот мама – на ней панама.

А вот сынок Андрейка -

На нём тюбетейка.

Вот и вся семейка

(Загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой, раскрывают ладошку, показывают пальцы).

*****

Волк по лесу рыщет

И добычу ищет.

Ищет, ищет – не найдёт

И, голодный, спать пойдёт

(Попарно соединяют подушечки пальцев обеих рук на каждое слово).

*****

В нашей семье трудятся все

(Сгибают, разгибают пальцы обеих рук):

Дед Евсей ловит карасей,

Бабушка Маруся пасёт гуся,

Отец Иван чинит диван,

Мама Даша варит кашу,

А маленький Антошка

Играет на гармошке

(Загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой).

*****

Я держу корзинку:

Кладу в неё мандаринку,

Кладу в неё рябинку,

Кладу в неё малинку,

Кладу в неё смородинку

(Пальцами одной руки изображают корзинку, другой рукой загибают пальцы).

А ещё кладу в неё дудочку – тростинку:

Буду на дудочке дудеть, буду песенки петь

(Имитируют пальцами игру на дудочке).

*****

Я намну кусочек теста,

Испеку подружкам:

Бублики, бараночки,

Калачики и сушки

(Соединить большие и указательные пальцы обеих рук так, чтобы получились два сцепленных друг с другом колечка. Далее поочерёдно с большим соединять средний, безымянный и мизинец, также образуя сцепленные колечки. Игра не простая – поэтому сначала колечки выполняются отдельно каждой рукой).

*****

Вечерком у забора

Ведут тихонько разговоры

Братец с сестрицей,

Орёл с орлицей,

Осёл с ослицей,

Лев со львицей.

А козёл перед козой

Трясёт бородой,

Вертит рогами,

Топает ногами

(Пальцы обеих рук растопырены, соприкасаются подушечками поочерёдно. Потряхивать и вращать кисти рук, изображая рога пальцами. Постукивать подушечками пальцев по столу).

*****

Взял я в руки карандаш

И нарисовал шалаш

(Изображают шалаш руками),

Солнце золотое,

Небо голубое,

Облака белые.

Помидоры спелые

(Загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой),

Чтоб траву нарисовать,

Надо пальчики размять

(Сгибают – разгибают пальцы обеих рук одновременно).

*****

У весеннего солнышка тёплые лучи

Растопили снег

(Показывают ладошку с растопыренными пальцами),

Побежали ручьи,

Прилетели грачи

(Загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой),

- Ты, ворона, не кричи,

Ты, сорока, не трещи!

(Постукивают указательным пальцем одной руки по среднему, безымянному и мизинцу другой).

Воробышек – воробей чирикает веселей:

- Чив – чив, чик – чирик!

С ветки на дорожку прыг – прыг!

(Пальцами по столу имитируют прыжки).

*****

Во дворе идёт игра –

«Прятки» называется.

Уточка в пруду ныряет,

Там она купается.

Шарик в будке спрячется,

Коза – за забором,

Квочка – за бочкой,

А мы с петухом – под лопухом

(Сгибают – разгибают пальцы обеих рук; загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой; накрывают мизинчик другой рукой).

*****

В огород козёл забрёл,

Беспорядок там навёл

(Указательными и мизинцами обеих рук изображают рога, а средними пальцами средними пальцами «шагают» по столу. Загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой).

Морковку съел,

Свёклу съел,

Репу съел.

Наконец, он сгрыз капусту,

В огороде стало пусто

(Разжимают кулачок, показывают ладошку).

*****

Вот двор

(Показывают ладонь).

Во дворе лужа

(Делают круговые движения указательными пальцами одной руки по ладони другой).

В луже – Хавронья.

Она всегда с спросонья

Делает зарядку:

Поднимает по порядку

Ножку переднюю левую,

Ножку переднюю правую,

Ножку заднюю левую,

Ножку заднюю правую.

Потом хвостиком махнёт

И снова заснёт

(Сгибают – разгибают пальцы обеих рук; рука сжата в кулак; разгибают и сгибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой. Соответствующее движение мизинцем. Кулачёк сжат).

*****

Раз, два, три, четыре, пять

(Сгибают – разгибают пальцы обеих рук).

Вышли звери погулять.

Погулять пошёл медведь,

Начал громко он реветь.

Погулять вышел слон,

На трубе играет он.

Тигр рычит,

Собака лает,

Воет волк

(Загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой),

Оркестр играет:

- Та – ра – ра, та – ра – ра!

(Пальцами имитируют игру на музыкальном инструменте.)

Тут закончилась игра,

Заниматься нам пора.

*****

Раз, два, три, четыре, пять

(Сгибают – разгибают пальцы обеих рук).

Вышли звери погулять.

Медведь в лаптях,

Волк в сапогах,

Лиса в босоножках,

Ёжик в калошках

(Загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой).

Только зайка косой

Пляшет босой –

Зайке быстро убежать

Обувь может помешать

(Изображают пальцами по столу бег).

*****

- Ёжик с зайкой, где вы были?

- Мы по ягоду ходили.

Нарвали ежевику,

Голубику и бруснику,

Клюкву и малину.

С этой ягодкой теперь

Проживём мы зиму

(Загибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой; сгибают – разгибают пальцы обеих рук).

*****

Художник рисует кружок,

Квадрат, треугольник, флажок,

Рисует овал, огурец,

А кто помогал – молодец!

(Дети проговаривают текст и рисуют пальчиком в воздухе).

*****

Наступает Новый год!         

(хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод.        

(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики,        

(поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики.        

(фонарики)

Вот сверкают льдинки,         

(сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки.        

(легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет,        

(пальцы шагают по коленям)

Всем подарки он несет.        

(трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:        

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.        

(по очереди массажируем каждый палец)

*****

Осень Осень, осень,        

(трем ладошки друг о друга)

Приходи!        

(зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,        

(трем ладошки друг о друга)

Погляди!        

(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,        

(плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.        

(ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет,        

(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,        

(синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,        

(«птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.        

(барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем        

(имитируем)

И ботинки обуваем        

(топаем ногами)

Знаем месяцы:        

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

(ладони стучат по коленям: кулак, ребро, ладонь)

*****

Пришла зима,        

(трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз.        

(пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима,        

(трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос.        

(ладошкой массажируем кончик носа)

Снег,        

(плавные движения ладонями)

Сугробы,        

(кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед.        

(ладони шоркают по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед!        

(одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак меняем)

Теплые штаны наденем,        

(ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки.        

(ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем        

(круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики.        

(ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Зимний месяц называй!        

ладони стучат по коленям

Декабрь, Январь, Февраль.        

(ладони стучат по коленям: кулак, ребро, ладонь)

*****

У зверей четыре лапы.        

(поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках)

Когти могут поцарапать.        

(пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда.        

(соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз)

Хвост, усы, а носик мокрый.        

(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки        

(растираем ладонями уши)

Только на макушке.        

(массажируем две точки на темени)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика на физкультминутках

Консультация для воспитателей логопедической старшей и подготовительной к школе групп с календарным планированием пальчиковых игр для использования на физминутках во время проведения различных занятий...

Мануальные физкультминутки и пальчиковая гимнастика для детей 5-7 лет.

В данной статье представлен материал для родителей о пользе пальчиковой гимнастики и мануальных физминуток, при подготовке детей к школе. Тип игр-упражнений характеризуется полезностью для развит...

Физкультминутки и пальчиковая гимнастика по теме «Временные представления».

Физкультминутки и пальчиковая гимнастика по теме "Времена года"....

Физкультминутка + пальчиковая гимнастика + гимнастика для зрения

Физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастики для зрения  в подготовительной группе...

Физкультминутки и пальчиковая гимнастика на зимнюю тематику и Новый Год.

Физкультминутки и пальчиковая гимнастика на зимнюю тематику и Новый Год....

Методическое пособие «Тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика в группе компенсирующей направленности ДОО»

Методическое пособие  «Тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика в группе компенсирующей направленности ДОО»...

Зимние физкультминутки и пальчиковая гимнастика

Зимние физкультминутки и пальчиковая гимнастика...