"Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников"
статья

Анохина Людмила Александровна

методическая рекомендация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rekomendatsiya.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая рекомендация "Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников"

                                                                   Подготовила Анохина Л.А.

Цель: Познакомить и обратить внимание воспитателей и родителей на особенности формирования культуры безопасности у детей дошкольного возраста;
Задачи: - Уточнить особенности умственного и физического развития детей дошкольного возраста;
- Определить особенности формирования культуры безопасности у детей данного возраста;
- Приобщить не только детей, но и взрослых, к повышению уровня культуры безопасности в связи с реалиями современной жизни.

Безопасность – это такие условия, в которых находится человек, когда действие внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту.
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно, обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности.
В условиях введения ФГОС остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Поскольку культура и образование идут рядом, образование должно быть проводником в мир культуры, особенно - культуры безопасности.
Среди задач детского сада в русле данной проблемы – создание безопасной среды в учреждении, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности.
Грамотное построение работы по формированию культуры безопасности требует от педагога понимания закономерностей приобщения детей к культурным ценностям. Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, к различным видам труда и творчества.
Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Важным фактором при отборе содержания и методов обучения детей выступает знание источников опасностей и причин попадания детей в опасные ситуации, связанные с особенностями  дошкольников.  

Среди них можно выделить следующие:
1.  Анатомо-физиологические особенности: дети имеют маленький рост, из-за чего у них небольшой угол обзора, малое поле зрения; до 8 лет дети испытывают сложности с определением направления и источника звука, они не способны перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.
2. Сложности в управлении своим поведением (импульсивность поведения): это связано с высоким уровнем произвольной регуляции, самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций.
3. Повышенная двигательная активность: в сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых могут стать причиной попадания детей в опасные ситуации.
4. Эмоция страха: является причиной возникновения множества проблемных ситуаций в дошкольном возрасте; при этом в опасности оказываются и дети, которые «ничего не боятся», и дошкольники, чья жизнь «переполнена страхами».
5. Реакции детей по сравнению с реакциями взрослого замедлены: например, у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 с; ребенку требуется для этого 3-4 с.
6. Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой, обычно оно полностью сосредоточено только на собственных конкретных действиях; дети реагируют на те звуки, которые им интересны.
7. Дети способны запомнить и (или) предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды; ребенок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации.
8. Неадекватность самооценки детей, переоценка ими своих возможностей: связаны с выбором взрослыми неверных тактик воспитания; наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители.
9. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых, не выполняет данных им обещаний.
Таким образом, дошкольники не обладают физическими интеллектуальными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации.
Поэтому формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример взрослого.
Очень важное место в формировании культуры безопасности занимает работа с родителями. Необходимо познакомить родителей с основными понятиями, связанными с процессом воспитания культуры безопасности, возрастными особенностями дошкольников, категориями потенциальных опасностей, местом потребности в безопасности в жизни ребенка и ролью взрослых в ее обеспечении, условиями физической и психологической безопасности. Родителям важно научиться оценивать собственный уровень культуры безопасности, находить пути его повышения, осваивать продуктивные тактики и методы воспитания детей, выявлять индивидуальные особенности своего ребенка и в дальнейшем ориентироваться на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры безопасности у дошкольников как важный аспект социализации: взаимодействие ДОУ и семьи.

В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных отношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей. Такие компон...

«Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС »

«Формирование культуры безопасности  у дошкольников в условиях ФГОС »...

«Психологические особенности формирования навыков безопасного поведения дошкольника на дороге»

Дети больше чем взрослые уязвимы в дорожном движении и объясняется это прежде всего их психологическими особенностями....

Консультация для педагогов"Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановкавызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываемза самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педаго...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании культуры безопасности у дошкольников"

Безопасность дошкольника во многом зависит от того, какие знания вего голову заложат родители в раннем детстве....

Медико-педагогическое совещание №2 Тема: «Особенности формирования культуры безопасности у детей раннего возраста»

Как учить безопасности малышей? Планирование работы по ОБЖ в группах раннего возраста.Итоги рейда «Безопасные условия пребывания детей в детском саду», «Охрана жизни и безопасность ж...