«Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС »
статья на тему

«Формирование культуры безопасности  у дошкольников в условиях ФГОС »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_form._kultury_bezopasnosti_u_doshkolnikov.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование культуры безопасности  у дошкольников в условиях ФГОС »

в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации»

а так же в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который введен в действие с 01.01.2014 г.

Содержание  основной общеобразовательной Программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать   5 образовательных областей.

Изменения в системе образования поставили педагогов ДОУ перед необходимостью по новому выстраивать образовательное пространство.

Наше Учреждение работает по основной образовательной программе ДОО

Приоритетное направление ДОО: «Социально-коммуникативное развитие»

Одним из направлений реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Остановимся на данном  направлении более подробно.

 « Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:

  • Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности ведется  по трем направлениям:

Первое направление - работа с сотрудниками детского сада.

 С целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников были проведены следующие мероприятия:

Педагогические советы:

Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей, безопасности их жизнедеятельности;

Безопасность и здоровье наших детей;

Природа без опасностей;

Совершенствование физического развития дошкольников посредством приобщения к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности.

Семинары:

«Воспитание культуры безопасного поведения, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий»;

Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога.

В течении реализации инновационного проекта систематически проводились совещания педагогических работников, на которых рассматривались вопросы организации и обеспечения качества образовательного процесса, работы с родителями, изучались нормативно-правовые документы, проводился анализ выполнения педагогами программных и годовых задач, планировались текущие мероприятия, рассматривались результаты контрольной деятельности по воспитанию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, в природе, на дороге.

Проведены консультации:
 Детские шалости с огнём и их последствия;

 Общение с природой;

Как беречь здоровье ребёнка;

О безопасности на дорогах;

Укрепление здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности;

 Огонь-друг, огонь-враг

Второе направление-работа с родителями.

Цель данного направления - пробудить желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях

анкетирование,

 изготовление наглядной информации,

консультации специалистов,

 дни открытых дверей,

 выставки,

театрализованные постановки,

совместные досуги с детьми

В работе с родителями очень удобно  и продуктивно использовать памятки в форме буклетов. Получив красочный буклет, родители смогут не только прочитать материал в спокойной обстановке, не торопясь, но и применять полученные знания на практике, при необходимости сверяясь с памяткой.

Нами был изготовлен буклет для родителей на тему  «Социально-коммуникативное развитие ребенка», «Формирование основ безопасности»

Третье направление-работа с детьми.

Цель работы - воспитание культуры безопасного поведения у детей, нравственных качеств, познавательных потребностей, стремления выполнять правила, желания помочь другим в трудную минуту.

Работа с детьми реализуется путем решения нескольких задач:

  • Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
  • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе ведется в нашем ДОУ в системе постоянно. Она входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Основными формами работы по формированию культуры безопасности у детей дошкольного возраста являются:

  • чтение и обсуждение поведения сказочных героев в опасных ситуациях, что способствует осмыслению опыта предвидения, предупреждения и преодоления опасных ситуаций;
  • рассказы педагога, беседы о конкретных чрезвычайных ситуациях, дискуссии о путях преодоления опасностей в различных условиях;
  • проведение ролевых, дидактических, спортивных игр, имитирующих опасные ситуации;
  • просмотр диафильмов, спектаклей, мультфильмов с последующим обсуждением.
  • Использование мультимедийных пособий;
  • Встречи с сотрудниками ГИБДД;
  • Встречи с сотрудниками ПЧ;

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ ( информационно-коммуникативные технологии) с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи.

Нами был разработан ряд мультимедийных дидактических пособий, среди которых:

МП:

  • Безопасность в быту
  • Незнайка в мире профессий
  • Правила поведения в природе

Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Воспитание безопасности - проблема всего общества.

 Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и

семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.

 

 Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит,  она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

   

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

"Проектные технологии в формировании культуры чтения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации" (доклад)

Рассмотрен вопрос использования проектов в работе с дошкольниками по формированию культуры чтения....

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Актуальность обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Дошкольники в силу своих в...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Мониторинг результатов формирования патриотического воспитания  дошкольников в условиях ФГОС...