Статья "Игры, которые лечат"
статья (старшая группа)

Маркина Наталья Алексеевна

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_igry_kotorye_lechat_2.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

                   Республика Мордовия, город Саранск,

МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида»,

                         воспитатель - Маркина Наталья Алексеевна

Игры, которые лечат

   Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с болезнями. Однако психика ребенка устроена так, что практически невозможно заставить ребенка целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные,  упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Играть и одновременно лечить ребенка. Играючи можно справиться с такими проблемами как ОРЗ, плоскостопие, нарушение осанки и т. д. Большое количество игр по каждому виду заболеваний позволят добиться лечебного эффекта различными способами и не наскучат детям.      1 – 2 раза в месяц проводятся, как таковые лечебно – профилактические занятия. Их можно проводить в веселой, занимательной форме. Именно непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь. В результате использования  лечебных игр не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию. Лечебные игровые упражнения используются не только на занятиях но и в течении всего дня пребывания ребенка в детском саду. Легкие игры можно чередовать с более сложными играми. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие. Например,  игры при нарушении обмена веществ чередовать с играми, формирующими правильное носовое дыхание. Желательно игры проводить несколько раз в день. Материал должен быть ярким. Голос воспитателя заинтересовывающим.

Игры при заболевании верхних дыхательных путей.

  В своей практике используем игры при болезни носа и горла. При заболевании верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа. При проведении игр необходимо контролировать правильность осанки и смыкание губ.

Игровое упражнение «Дыхание».

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

И. п. – стоя, туловище выпрямлено. 1- правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой делать тихий продолжительный вдох; 2 -  как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю сделать тихий, продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы вверх.

Игра «Пастушок дудит в рожок». Взрослый просит ребенка как можно громче подуть в рожок, чтобы созвать всех коров. Показать, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

Игра «Король ветров». Взрослый говорит: собрались как-то ветры с разных сторон света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех. Ребенку дают 3 шарика, связанные на ниточке. По команде ребенок вдыхает через нос и резко выдыхает через рот. Провести в форме соревнования. Кто победил, становится «королем ветров».

Игра « Разноцветные бабочки». Дети держат на веревочке силуэт бабочки. Они должны глубоко вдохнуть воздух носом, выдохнуть резко на бабочку через рот. В этой игре очень важно интригующее поведение воспитателя, заинтересовывающий ее голос. «Полетели – полетели бабочки, а теперь они полетят в другую сторону (дети поворачиваются и продолжают играть).

Игра «Веселые снежинки». Дети делают глубокий вдох и медленно выдыхая воздух через рот, сдувают бумажную снежинку со стола.

Все эти игры восстанавливают носовое дыхание, формируют углубленное дыхание, прочищают носовую полость.

В утренние часы также проводим игровые упражнения  с использованием точечного массажа: «Носик балуется»,  «Погреем носик» и др. Они помогают при насморке.

«Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. «Погреем носик». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

Оздоровительные упражнения для горла:

«Лошадка». Вспомните, как по мостовой цокают копыта лошадки. Цокаем язычком то громче, то тише. Скорость движения лошадки то убыстряем, то замедляем.

«Ворона». Села на забор и решила всех развлечь своей веселой песней. Произнести протяжно «ка-а-а-аар» (5 - 6 раз). Так громко каркала, что охрипла и стала каркать беззвучно с закрытым ртом (5 – 6 раз).

«Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка.

«Зевота». Сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот, вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о», позевать.

«Смешинка». Попала в рот смешинка, и невозможно от нее избавиться. Глаза радостно прищурились, губы радостно приоткрылись и послышались звуки ха – ха – ха, хи – хи – хи, гы – гы – гы.

Игры и формирование правильной осанки.

  Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная и др. Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. Основной профилактикой и лечения нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка.  На первоначальном этапе обучения в играх и упражнениях для предотврашения и исправления отклонений в формировании осанки, таких как «Встань прямо», «Потянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи как я», «Проверка осанки», дается подробное объяснение и показ правильной осанки.

Игровое упражнение «Проверка осанки»

И. п. лежа на спине, расслабиться.

Хватит спинушку тянуть, нужно лечь и отдохнуть.

Ну-ка, правильно лежу? Я на это погляжу:

Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая.

Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Часто ограничиваемся замечанием: «Не горбись! », «Не сутулься! »- это ошибка, так как частица «не» детьми не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки: «Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играть почаще в игры на развития осанки.

Игры. «Аист». Учить детей стоять на одной ноге, сохраняя правильную осанку. Упражнять мышцы плеч, груди, живота. По команде «Аист» - дети становятся на одну ногу и стоят 8-10 минут. Повторяется 3-4 раза.

«Самолет».  Лежа на полу ребенок одновременно поднимает голову, ноги от пола. Руки разводит в сторону не касаясь пола. Это ребенок выполняет под рифмованные строчки :  «Руки в сторону в полет полетел наш самолет»,  затем они делают глубокий вдох и  выдыхают  воздух через рот со звуком уууууууу.

Подвижная игра «Жуки». Жук упал с ветки (дети лежа на спине барахтаются ногами и руками  под рифмованные строчки).

Жук упал,  и встать не может,

Ждет он,  кто ему поможет.

Именно выполнение упражнений под рифмованные строчки вызывает у детей интерес и эмоциональный отклик к игре.

«Ласточка». Тренируется вестибулярный аппарат ребенка, укрепляет связочно-мышечный аппарат.

«Регулировщик». Формирует правильную осанку.

  Для формирования правильной осанки используем нестандартное оборудование (обруч разделен на несколько частей резинкой). Создается игровая ситуация «Мышка прячется в свою норку от кошки». Дети пролезают в одну из открытых зон,  прогибая позвоночник.

Игры, направленные на исправление плоскостопия.

  Плоскостопие чаще всего встречаются у слабых, физически плохо развитых детей. Оно отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Игры должны укреплять связочно - мышечный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы «не разводя носков». Это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием различных предметов пальцами ног, приседанием в положении: «носки внутрь, пятки разведены». При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты.

  Используемые игры в практике:  «Донеси, не урони» (пальцами ног),  «Резвый мешочек», «Поймай комара», «Самый стойкий» и др.

Игры включаем в содержание утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, в индивидуальную работу с детьми.

Игра «Пройди – не ошибись». Дети проходят по намеченной линии на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.

Игра  «Кто быстрее». Дети стоят в шеренге. По сигналу воспитателя стараются схватить пальцами ноги скомканную бумагу и допрыгать до намеченной линии.

Часто проводим игры под музыку в сопровождении речи. Они более интересны и увлекательны.

Игра «На лесной полянке».

Здесь лисичка пробегала

И следы хвостом сметала. Вот так вот так

И следы свои сметала (дети идут на носочках).

А потом прошел медведь-

Любит мишенька шуметь.

Мишка важно так шагает,

Набок лапы расставляет  (ходьба на наружных краях стоп).

Лучшие качели-

Гибкие лианы,

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Вот так обезьяны,

Ловкие, какие (ходьба по канату боковым приставным шагом).

Вышли гуси на прогулку

И идут по переулку (ходьба с перекатом с пятки на носок).

Ёж тихохонько бежал,

Никому он не мешал (легкий бег на носочках).

Для профилактики плоскостопия используем также нестандартное оборудование. Игровое упражнение «Волшебная дорожка».

  В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Подвижные игры – ценнейшее средство укрепления организма ребенка, развития координации движений, ловкости. Они воздействуют на опорно-двигательный аппарат, создают благоприятные условия для воспитания правильной осанки. Для выработки правильной осанки важно использовать игры, в которых требуется выпрямления туловища, сведения лопаток, расширение грудной клетки. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы. Упражнения в играх чередовать с дыхательными упражнениями.

  Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребёнка.

   Подвижные и спортивные игры проводятся как на занятиях,  так и на прогулке и в группе.  Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В нашем детском саду мы уделяем огромное внимание подвижным играм, стараясь чаще использовать игры с движениями, ведь гораздо интереснее поиграть в игру, чем просто выполнять упражнения. Умение играть с детьми, и играть именно в подвижные, спортивные игры,   полезно для гармоничного развития ребенка. Наша главная задача – как педагога:  научить родителей играть со своими детьми, пополнить их знания разнообразными совместными играми, показать, что любое движение можно сделать интересной, полезной для здоровья, объяснить, что играя, ребенок постоянно что-то познает и открывает. Доказано, что они тем самым улучшают физическое развитие у детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Часто проводятся подвижные игры с правилами, где по сигналу воспитателя дети должны быстро изменить игровые действия. В игре «Космонавты» по  сторонам зала кладутся обручи. Каждый обруч на 2 ребенка-космонавта. Общее количество должно быть меньше, чем играющих. Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг. Дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по ракетам и стараются скорее занять место в любом обруче- «ракете». Опоздавшие на «рейс» становятся в круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космос». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется. Выигрывают те дети, которые быстрее займут место в «ракетах». Эта игра требует быстрой реакции детей. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребёнка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Игры, направленные на коррекцию агрессии

  Часто у детей наблюдаем негативное эмоциональное поведение. Чтобы изменить эмоциональный фон в положительную сторону, часто выбираем такие игры, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.

«Добрая кошка». Ребенок встает на колени и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребенка подумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать, как добрая кошка. Взрослый в это время гладит по спине.

«Сердитая кошка». Полезно чередовать с позой «доброй кошки». И. п. то же. Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Задается ребенку вопрос «Кто его сердит и злит?». Можно «поцарапать коготками об пол», «порычать». Удерживать позу 10-15 сек.

«Сражение» (с двух лет). Игроки бросаются легкими предметами (шарики из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

 «Боксер» (с трех лет). Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.

Цель всех этих игр это снятие физической агрессии.

Игра "Шалтай - Болтай"

  Персонаж этой игры наверняка понравится гиперактивному ребенку, так как их поведение во многом схоже. Чтобы дети лучше вошли в роль, вспомнить стихотворение С. Маршака о Шалтае-Болтае. Кто такой Шалтай-Болтай, почему его так называют и как он себя ведет. Воспитатель  читает отрывок из стихотворения  С. Маршака, а ребенок изображает  героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой.

Шалтай - Болтай

Сидел на стене.

Шалтай - Болтай

Свалился во сне.

 Когда вы произнесете последнюю строчку, ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и, расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол.

Дидактическая игра «Театр настроений». Дети надевают маски и показывают ту же эмоцию, что изображает маска.

  Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее, чем ее отсутствие. Чаще играйте с детьми – это самая лучшая форма выражения любви и заботы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Растения которые лечат"

Все о растениях, приносящих пользу в лечении человека...

Упражнения, которые лечат

Занятие для детей и взрослых, подготовлено по программе Л Латохиной...

"Сибирские ягоды которые лечат"

Лечебные свойства ягод....

Консультация для родителей "Игры, которые лечат"

Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч­ших специалистов, достаем наиболе...

Игры которые лечат

Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...

Игры, которые лечат.

Дыхательная гимнастика....