Эколого-оздоровительный проект "Витамины и здоровый организм"
проект (старшая, подготовительная группа)

Едунова Валентина Александровна

Эколого-оздоровительный проект "Витамины и здоровый организм" (для детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vitaminy_proekt.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     ВВЕДЕНИЕ

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя».

(А. В.Сухомлинский .)

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. И особенно важно уметь правильно организовать своё питание. Кроме того, человек, умеющий правильно, с пользой есть, всегда привлекателен, однако следует подчеркнуть, что эти навыки легче всего и надёжнее формируются в детстве. Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребёнка на будущее. Важно, чтобы у ребёнка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причём разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании

Я считаю, что для наиболее успешного решения задач воспитания здорового образа жизни  дошкольника можно добиться благодаря использованию метода проектов. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Учитывая все это, я решила разработать проект «Витамины и здоровый организм ».

Проект «Витамины и здоровый организм »  – позновательно-оздоровительный. В позновательно-оздоровительном образовании ребенка большую роль играют методы работы, которые позволяют детям усвоить знания о разнообразных витаминах  и зависимостях их в  природе и организме .

В результате совместной деятельности педагога и детей создаются условия для развития, оздоровления и самореализации личности ребенка, развивается интеллект,  формируется познавательное, эмоционально-нравственное, практически – деятельностное отношение к своему здоровью.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Педагогический проект

«Витамины и здоровый организм »

Организация заявитель

Адрес

МДОУ «Детский сад №79»

430017, Республика Мордовия, г. Саранск,

ул. Пушкина, д. 6

тел. 73-00-20

Разработчик проекта

Воспитатели

Новикова Ирина Олеговна

Едунова Валентина Александровна

Цель проекта

Формирование у детей представлений о правильном питании и здоровом образе жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи проекта

-познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;

-закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;

-способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;

-воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Срок реализации

1 год (сентябрь - май)

Ожидаемые результаты

-Понимание детьми значения витаминов для сохранения и укрепления здоровья.

-Понимание необходимости правильного питания.

-Развитие познавательных и творческих способностей детей.

-Повышение речевой активности, активизация словаря .

Трансляция проекта

Информация на сайт ДОО


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Что бы сделать

ребенка умным и

рассудительным ,

сделайте его

крепким и здоровым .

Ж.Руссо

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.

Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно.

За последние 10-15 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания проекта.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРОЕКТА

Научная новизна проекта определяется целесообразностью интеграции и классификации овощей и фруктов выбирание из них наиболее полезных . формирования у них  знаний о витаминах на основе общей задачи сохранения и укрепления здоровья и иммунитета :

- разработана система формирования убеждений и привычек здорового образа жизни в дошкольной образовательной организации, позволяющая объединить усилия сотрудников ДОО и родителей с целью сохранения и укрепления здоровья детей в условиях современной экологической ситуации;

- определен оздоровительный эффект применения методики витаминизации   с дошкольниками в детском саду и дома.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- результаты работы расширяют представления о возможности формирования  знаний о витаминах у дошкольников в процессе занятий, позволяющей оптимизировать процесс образования в дошкольной образовательной организации;

- в работе конкретизируются положения интеграции занятий ( НОД ) и экологического образования (познавательное развитие) на основе решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка;

- результаты работы уточняют положения о деятельности воспитателя   в организации укрепления здоровья детей  в ДОО.

Практическая значимость заключается в том, что в результате исследования:

- разработаны рекомендации к занятиям (играм) экологической направленности;

- определены особенности планирования, организации, содержания занятий (НОД) с целью комплексного решения задач определенной направленности .

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: Формирование у детей представлений о правильном питании и здоровом образе жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи: -познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;

-закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;

-способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;

-воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

ГИПОТЕЗА

Устойчивость организма младшего школьника к вирусам сохранится на протяжении долгого времени, если употреблять витамины.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

  1. Подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

  • Составление перспективного плана по реализации проекта.
  • Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам эколого-оздоровительного воспитания детей.
  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.
  • Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении.

Сентябрь 2016 г.

  1. Основной

Цель: реализация проекта в образовательную практику

  • Разработка конспектов занятий, сценариев к праздникам.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями.
  • Создание наглядного пособия : Где живут витамины .
  • Подготовка материалов для сюжетно- ролевых игр .
  • Участие в конкурсе рисунков «Мои любимые овощи и фрукты », «Овощи в банке»
  • Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни

Октябрь 2016 – май 2017г.

  1. Заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

  • Творческий отчет (оздоровительное мероприятие, презентация)
  • Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе.

Май 2017г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

• Заведующий ДОО – создание условий для реализации проведения мероприятий.

• Старший воспитатель – координация проекта

• Дети  дошкольного возраста – участники проекта

• Родители – участие и помощь в реализации проекта

• Музыкальный руководитель , инструктор по физической культуре  – проведение совместных мероприятий, помощь в реализации проекта.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Материально - техническое:

  • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Учебно-методическое:

  • Детская художественная литература
  • Методическая литература
  • Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
  • Конспекты занятий и бесед.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект может быть реализован в дошкольных образовательных организациях различного типа. Для его реализации не требуется дополнительных материальных затрат. Проект способствует консолидации усилий педагогов и родителей по формированию укрепления организма и основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста, на основе интегрированного подхода .

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОО.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой обеспечивает формирование  у детей умения применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений в процессе освоения умений и навыков, вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований .

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности  помогает  воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия ДОО и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

На уровне ребенка:

  • Формирование у дошкольников основ ЗОЖ на основ валеологического сознания.
  • Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение уровня заболеваемости.
  • Овладение детьми элементарными навыками оздоровления факторами ближайшего природного окружения.

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Внедрение научно-методических подходов к организации укрепления организма детей  работы в ДОО и семье.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей основ оздоровления.

На уровне педагогических технологий: 

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм оздоровительного воспитания дошкольников.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально-технической базы для плодотворной работы по данному направлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны. Мы задумались над тем, какие факторы влияют на здоровье семьи? В результате все пришли к выводу о том, что главными факторами, влияющими на здоровье семьи, является:

душевное благополучие,

благоприятный психологический климат в семье;

физическое здоровье;

правильное и здоровое питание.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сентябрь - Ноябрь

Направление работы

Формы работы

Взаимодействие с детьми 

Блиц-опрос “Вкусная еда”

Д/и “Полезна - не полезна”

Д/и “Рекламный мячик”

Викторина “Вкусные истории”

Изготовление книжек - малышек: “Молочные продукты”, “Культура приема пищи

Составление план - схемы для описательного рассказа о продуктах питания.

Занятие “Здоровое питание – здоровая жизнь”

Беседы: “Где прячется здоровье?”

Чтение сказки: “Каша из топора”

Чтение стихотворений о продуктах питания, “Приключение овощей”

Выставка рисунков “Мои любимые продукты”

Оформление стенда для родителей. Плакаты: “Здоровая пища”, “Неполезные продукты”.

Досуг «Где найти витамины?»

Взаимодействие с родителями

Рекомендации для родителей«Овощи, фрукты – полезные продукты»; Рекомендация для родителей«Азбука правильного питания»; Памятка для родителей«О пользе овощей и фруктов». Индивидуальные задания.

Декабрь – Февраль

Взаимодействие с детьми 

Д\и«Четвертый лишний»«Полезные и вредные продукты»«Вершки – корешки»«Дары природы»«Что растет в огороде»«Попробуй и отгадай»«Чудесный мешочек»«Собери картинку»«Съедобное-несъедобное»; Приготовим суп Кукла заболела; С какого дерева упало; Овощи и фрукты; Узнай на вкус.

Настольные игры: лото; домино; пазлы Огород; Угадай, какой овощ; Что знаешь кислое, сладкое, горькое.

Подвижные игры«Собери урожай»«Баба сеяла горох» -Собери витамины. Сюжетно-ролевые игры«Магазин»«Семья идет в магазин за полезными продуктами»; Больница; Овощной магазин; Аптека, «Фруктовое кафе».

Пальчиковые игры«Овощи-фрукты»«Ягоды»«Апельсин»«Капуста»«Овощи»«Хозяйка с базара пришла».

Настольно-печатные игры«Во саду ли, в огороде?»«Овощное лото». Театрализованная игра: Огород.

Кукольный театр«Вылечим Танюшу»; Всех нужней я и вкусней.

Настольный театр: Доктор Айболит на рынке.

Речевая деятельность:

Заучивание и чтение стихов об овощах, ягодах и фруктах. Отгадывание и загадывание загадок об овощах и фруктах. Чтение пословиц и поговорок об овощах и фруктах; Д. Самойлов «У слоненка день рождения».

Драматизация: Сказки «Репка».

Ознакомление с произведениями художественной литературой: стихотворение А. Барто «Морковный сок», Ю. Тувим «Овощи» Н. Егоров «Редиска»«Горох»«Огурцы»«Помидор». Русских народных сказок «Репка»«Мужик и медведь», белорусской народной сказкой «Пых».

Познавательная деятельность:

Беседы: Наши друзья витамины; Как выращивают хлеб; Как выращивают лук на огороде; Полезные витаминкиВитамины я люблю – быть здоровым я хочу; Полезные витаминкиВитамины, где они живут?; Как витамины вирус победи; Как Дима закалялся от болезней; Витамины, которые мы вырастили на огороде в д/с; Роль витаминов в жизни человека; Где живут витамины; Как витамины вирус победили; Что растет на огороде; О пользе овощей и фруктов; О пользе еды; Что растет в саду; Питание и здоровье; Рассматривание иллюстраций «Овощи – фрукты-ягоды»«Для чего нужен лук?»«Как использовать лук в пищу?» ; «Чем полезен лук?» ; «Что было в начале посадки лука, что стало?» ; «Как можно использовать капусту, морковку в медицине?»«Сколько в мире выращивают видов капусты?»

Рассматривание иллюстраций, муляжей фруктов, овощей, ягод.

Просмотр слайд – шоу«Чтоб здоровым быть-витамины надо любить».

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей«Наши друзья – витамины»«Правильное питание дошкольников»«Витаминная азбука здоровья»

Март – Май

Взаимодействие с детьми 

Рисование – «Фрукты – витамины для зверят»«Витаминные семейки»«Фруктовая сказка»;

-Лепка - «Сливы и лимоны» «Что созрело в саду и огороде?»;.

Аппликация - «Фрукты и ягоды на тарелке»«Овощи на тарелке»«Ваза с фруктами» Работа с трафаретами.

НОД «Овощи и фрукты –полезные продукты»

НОД. «Витамины укрепляют организм».

НОД Конструированию из бумаги в технике оригами «Морковка».

Конструирование «Ягодка» (из бросового материала) .

Трудовая деятельность;

Что нужно сделать, чтобы съесть овощ или фрукт (взять, помыть горячей водой, вытереть.). Мини-огород на окне«Выращиваем зеленый лук»

Оздоровительная деятельность:

Употребление в пищу овощей, фруктов, лука, чеснока, и полезных продуктов. Приготовление дома витаминного, овощного салата – рецепты полезных блюд.

Взаимодействие с родителями

Круглый сто на тему :Рецепты детского питания при аллергии; Совместное изготовление творческих работ по теме проекта на выставку.

Научно-методическое обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании РФ»
  • Приказ Министерства образования и науки  РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте РФ 14 ноября 2013 года, № 30384)
  • Приказ Министерства образования и науки  РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
    2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.
  • Устав МДОУ «Детский сад № 79»
  •  Закон «Об образовании в Республике Мордовия» от 8 августа 2013 г. №53-З (в редакции Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З)

Теоретические концепции

  • Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, в соответствии с которой главной линией его развития является амплификация (обогащение) наиболее значимыми для него формами и способами деятельности.
  • Теория Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребёнка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно её ведущего вида - игры) для развития ребёнка.
  • Теория Л.А. Венгера  о развитии способностей, утверждающая, что основная линия в развитии ребенка – способности, позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях.

Методическое оснащение:

  1. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. “Образовательные проекты в детском саду”, Москва, 2008 г.
  2. Голицына Н.С., Шумова И.М. “Воспитание основ здорового образа жизни у малышей”, Москва, 2008 г.
  3. “Здоровьесберегающее пространство в ДОУ” (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова. Волгоград, 2009 г.
  4. “Проектная деятельность старших дошкольников”, составитель В.Н.Журавлева, Волгоград.
  5. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”, составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эколого-оздоровительная работа с детьми.

Работая по эксперементальной площадке "Край родной" Т.А. Серебряковой, разработаны мероприятия по ознакомлению дошкольников с природой родного края, а именно, близлежащими объектами природоохранного з...

Конспект эколого-оздоровительного досуга « О чем поведал Новогодний сундучок»(для детей с нарушением зрения, старший возраст)

Конспект авторский, в основу взята идея мульфильма "Маша и медведь", тематика материала зимняя,Новогодняя, с сюрпризами.Капризная девочка Маша, является главным героем .,  ей надо в лесу срубить ...

Эколого-оздоровительный проект "Чистота - залог здоровья"

Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровье человека и всего живого на земле....

Мир вокруг – здоровью друг Эколого-оздоровительный проект с детьми старшего дошкольного возраста среднесрочный

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень  важен в экологическом воспитании начальный этап дошк...

Конспект эколого-оздоровительного занятия в младшей группе «Как природа помогает нам быть здоровыми»

Задачи:Оздоровительная: Укреплять здоровье детей, учить расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки.Образовательная: Учить элементам соревновательного характера, развивать д...