Мастер-класс на тему Дыхательная гимнастика для дошкольников
методическая разработка

Ковальчук Наталья Геннадьевна

дыхательная гимнастика для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-klass_noyabr_dyhatelnaya_imnastika.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области

МАСТЕР- КЛАСС

на тему:

«Использование дыхательной гимнастики в режиме дня детского  сада»

Подготовили:

воспитатели Ковальчук Н.Г.,

 Садилина В.А.

Ноябрь, 2018 г.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей детей в ДОУ, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Важное место в физическом развитии детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

У ребенка дыхательные мышцы, так же как вся мышечная система, не отличаются силой, их надо развивать. Нарушение, затруднение или отсутствие носового дыхания у ребенка ведут к серьезным изменениям со стороны этих функций и ряда органов и систем организма.

Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.).

Дыхательная гимнастика     Александры Николаевны Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это немедикаментозный оздоровительный метод, созданный на рубеже 30-40-х годов в качестве способа восстановления певческого голоса.

 В 1972 году автор метода, педагог-фониатор Александра Николаевна Стрельникова, получила авторское свидетельство на свою разработку, прошедшую процедуру регистрации Государственным Институтом патентной экспертизы.

Одними из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является:

  • во-первых то, что не требует высоких экономических затрат и поэтому может применяться в любом дошкольном учреждении,
  • во-вторых, доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики позволяет использовать ее воспитателями и родителями с их детьми.
  • Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте.
  •  Важной частью речи является дыхание.
  • К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).

        Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как

  •  ринит,
  •  ринофарингит,
  •  риносинусит,
  •  гайморит,
  •  хронический бронхит,
  •  аденоидит.
  •  полипы носовой полости

  часто являются причиной нарушений звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

           Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При  проведении дыхательной гимнастики  необходимо  соблюдать  следующие  требования:

- выполнять  упражнения  каждый  день  по  3-6 минут, в  зависимости  от  возраста  детей;

- проводить  упражнения  в  хорошо  проветренном  помещении ;

- заниматься  до  еды;

- дозировать  количество  и  темп  проведения  упражнений;

- вдыхать  воздух  через  рот  и  нос, выдыхать – через  рот;

- в  процессе  речевого  дыхания  не  напрягать  мышцы  в  области  шеи, рук, живота, груди (плечи  не  поднимать  при  вдохе  и  опускать  при  выдохе);

- после  выдоха  перед  новым  вдохом  сделать  остановку  на  2-3  секунды.

Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания.

«Задуй  упрямую  свечу» - в  правой  руке  держать  цветные  полоски  бумаги; левую  ладонь  положить  на  живот; вдохнуть  ртом, надуть  живот; затем  длительно  выдыхать, «гасить  свечу».

«Паровоз» - ходить  по  комнате, имитируя  согнутыми  руками  движения  колес  паровоза, произнося  при  этом  «чух-чух»  и  изменяя  скорость  движения, громкость  и  частоту  произношения.

«Пастушок» - подуть  носом  в  небольшую  дудочку  как  можно  громче, чтобы  созвать  разбежавшихся  в  разные  стороны  коров; показать  ребенку, что  необходимо  вдохнуть  через  нос  и  резко  выдохнуть  в  дудочку.

   «Гуси  летят» - медленно  и  плавно  ходить  по  комнате, взмахивая  руками, как  гуси; руки-крылья  на  вдохе  поднимать, на  выдохе  опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто  громче» - выпрямить  спину, сомкнуть  губы, указательный  палец  левой  руки  положить  на  боковую  сторону  носа, плотно  прижимая  левую  ноздрю, глубоко  вдохнуть  правой  ноздрей (рот  закрыть)  и  произносить  (выдыхать)  «м-м-м», одновременно  похлопывая  указательным  пальцем  правой  руки  по  правой ноздре  (в  результате  получается  длинный  скандированный  выдох); выполнить  такие  же  действия, прижимая  правую  ноздрю.

«Аист» - стоять  прямо, поднять  руки  в  стороны, одну  ногу, согнув  в  колене, вынести  вперед  и  зафиксировать  положение  на  несколько  минут, удерживая  равновесие; на  выдохе  опустить  ногу  и  руки, тихо  произнося  «ш-ш-ш»  (6-7 раз).

   «Маятник» - сесть  по-турецки, руки  на  затылке; спокойно  вдохнуть  (пауза  

3 секунды), наклониться  вперед – выдох, возвратиться  в  исходное  положение – вдох (3-4 раза).

«Охота» - закрыть  глаза и  по  запаху  определить, что  за  предмет  перед  вами  (апельсин, духи, яблоко, варенье  и  т.д.)

   «Шарик» - представить  себя  воздушным  шариком; на  счет  1,2,3,4, сделать  четыре  глубоких  вдоха  и  задержать  дыхание. Затем  на  счет  1-5  медленно  выдохнуть.

   «Каша» - вдыхать  через  нос, на  выдохе  произнести  слово  «пых». Повторить  не  менее  6  раз.

« Ворон» - сесть  прямо, быстро  поднять  руки  через  стороны  вверх – выдох, медленно  опустить  руки – выдох. Произнести: «кар»!

«Покатай  карандаш» - вдохнуть  через  нос  и, выдыхая  через  рот, прокатить  по  столу  круглый  карандаш.

«Греем  руки» - вдыхать  через  нос  и  дуть  на  озябшие  руки, плавно  выдыхая  через  рот, как  бы  согревая  руки.

   «Трубач» - поднести  к  губам  воображаемую  трубу.  Имитируя  движения  трубача, нажимая  пальцами  на  воображаемые  клавиши, на  выдохе  произнося  «ту-ту-ту» (10-15 секунд).

«Жук» - сесть, руки  развести  в  стороны, немного  отведя  их  назад, - вдох. Выдыхая, показать, как  долго  жужжит  большой  жук – «ж-ж-ж», одновременно  опуская  руки  вниз.

«Шину  прокололи» - сделать  легкий  вдох, выдыхая, показать, как  медленно  выходит  воздух  через  прокол  в  шине – «ш-ш-ш».  

ТРЕНАЖЕРЫ для развития речевого дыхания

Регулярные  занятия  дыхательной  гимнастикой  способствуют  воспитанию  правильного  речевого  дыхания  с  удлиненным  постепенным  вдохом, профилактике  болезней  дыхательных  путей.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Желаем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Игрушка-тренажер для дыхательной гимнастики "Рыбка"

Как быстро, несложно и интересно в компании ребенка изготовить тренажеры для дыхательной гимнастики в домашних условиях? Легко!...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для родителей на тему: "Дыхательная гимнастика для дошкольников"

quot;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно." (Н.М. Амосов)...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Дыхательная гимнастика для дошкольников".

Презентация содержит теоретический и практический материал для педагогов дошкольных учреждений по теме "Дыхательная гимнастика для дошкольников"....

Мастер- класс для педагогов ДОУ "Дыхательная гимнастика –здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"

Мастер- класс      Тема: "Дыхательная гимнастика – здоровье сберегающая технология в системе работы воспитателя детского сада"     Цель: По...

Мастер класс для педагогов Тема: «Дыхательная гимнастика, как метод оздоровительной работы с детьми»

Мастер класс для педагогов Тема: «Дыхательная гимнастика, как метод оздоровительной работы с детьми»...

Мастер класс для педагогов Тема: «Дыхательная гимнастика, как метод оздоровительной работы с детьми»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 44 «Сибирячок»          Мастер класс для педагоговТема: ...