Сохранение и укрепление здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс
методическая разработка

Беднер Анастасия Владимировна

Распространение педагогического опыта по сохранению и укреплению здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Искитимская СОШ",

(структурное подразделение) п.с. Юрга - 2, ул.Заводская 4/1

«Сохранение и укрепление здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс»

 (Мастер класс для педагогов)

Воспитатель: А. В. Беднер

Цель: Распространение педагогического опыта по сохранению и укреплению здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс

Задачи:

  • поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;
  • распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий;
  • познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности.

Ход мастер – класса:

Вступление:

-Доброе утро, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне?  (Нет или да)

Деток вы любите? (Да или нет)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне?  (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете?  (Нет или да)

        С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Сохранение и укрепление здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс».

        С начала мы с вами проведём упражнение, которое называется “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

        Сначала мы разделимся на 4 команды. Каждая команда должна нарисовать

воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.)

        Темой  нашего  мастер-класса  является «Сохранение и укрепление здоровья детей через образовательно-воспитательный процесс

         Уважаемые коллеги,  я хочу, в рамках данного мастер- класса рассказать о своей педагогической  «лаборатории оздоровления» и представить Вашему вниманию некоторые формы работы, которые помогают мне реализовать задачи по оздоровлению и сохранению жизни дошкольников.. 

        Как говорил известный советский педагог-новатор, детский писатель Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». И сейчас мы с вами сделаем массаж ладоней и пальцев рук.

         Самомассаж влияет на нервную систему, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. 

                                      Массаж шипованным резиновым мячом «Суджок»
Цель:
 развитие ловкости, моторики рук.
Ёжик-чудачок:

 Хитрый ежик-чудачок

 Сшил забавный пиджачок:   (ребенок катает мячик–ежик ладонями)

 Сто иголок на груди,                 

 Сто булавок позади.                

 Ходит еж в лесу по травке,

 Натыкает на булавки                    (ребенок катает мячик-ежик стопой)

 Грушу, сливу  – всякий плод,

 Что под деревом найдет.          (ребенок сжимает мячик–ежик ладонями)

 И с подарочком богатым        

 Возвращается к ребятам.  

                                                   Массаж ладоней 
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
        

Массаж ладоней шестигранным карандашом.

        Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Одним из видов нетрадиционного массажа является массаж с помощью карандашей. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Упражнение « Утюжок».

        Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение « Добывание огня».

        Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно,потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение « Волчок».

        Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

Упражнение « Вертолёт».

        Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и средним пальцами. Пусть он вращается быстро, как винт вертолёта!

Отправляется в полёт

необычный вертолёт.

Упражнение «Скольжение»

        Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев острым концом в стол, перехватывая его пальцами.

По карандашу скольжу,

Съехать вниз скорей спешу.

                      Массаж рук «Шишки-малышки» по методике Су-Джок и «Оль-Ли»
«А у нас есть шишки, 
Шишки – малышки. (показывают шишки из-за спины)
Колючие, ершистые (трогают пальчиками)
Шишки золотистые. (показывают, хвастаются)
Будем с шишками играть
Меж ладошками катать.
Катаем, катаем,
кровоток улучшаем. (катают шишки между ладошками)
По ладошкам покатили
И до пальцев докатили.
(шишки на кончиках пальцев)
Станем в прятки мы играть
Прятать шишки и искать. (сжимают в кулачке, разжимают)
Сильно сжали и разжали. (сжимают в кулачке, разжимают)

                                          САМОМАССАЖ РУК «ШИШКА»

Сосновую шишку возьму я в ладошку,                Катаем шишку между ладоней.

В ладошке ее покатаю немножко.

Кручу и катаю, катаю - кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу.

Я шишкой своей проведу по ладошке,                Проводим шишкой вдоль ладони.

И сразу на ней появились дорожки.

Я шишку легонько сжимаю, сжимаю –                 Аккуратно  сжимаем шишку одной рукой,

Так пальчики я свои разминаю!                         а затем другой.

САМОМАССАЖ ПРИЩЕПКАМИ

        Бельевой прищепкой на ударные слоги стихотворения поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. (Проверить на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».

        Комментарии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.
                                                                 Коммуникативные игры
                                                                  Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
        Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
                Лети, лети лепесток, через запад на восток,
                Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
                Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
                Вели, чтобы
        В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

                                                                   Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Содержание. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе взрослых нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Дыхательная гимнаситика.

        Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффект.

        Почему дыхательная гимнастика для детей необходима? Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. Дыхательная система ребенка по своей природе устроена довольно сложно и мудро. И главная задача сохранить ее здоровье. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение. Дыхательные упражнения просто необходимы детям часто болеющим простудными заболеваниями, и детям с нарушениями речи. У детей с нарушениям речи дыхание существенно отличается от здорового ребенка, что обусловлено спецификой дыхательного акта во время речевой деятельности. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания. Цель дыхательной гимнастики увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Цель проведения дыхательной гимнастики с дошколятами - это, прежде всего, укрепление их здоровья.        Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики.        

        Я предлагаю вам ознакомиться с тренажерами для дыхательной гимнастики. :

        Упражнение-игра "Прожорливые фрукты" направлено на развитие у ребенка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха. Незабываем о том, что дыхательные упражнения быстро утомляют и могут вызвать головокружение. Играем 3-5 минут с перерывами на отдых.

        "Аэробол"(когда мы складываем губки трубочкой и дуем (целеноправленная, длительная воздушная струя), щеки не должны раздуваться!!! (удерживаем их мышцами щек!)

        Следующее упражнение называется «Сдуй снежинку»
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

М. Даценко

«Бабочки».

 Цели дыхательной гимнастики:

- тренировать дыхательную систему. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения.

- снимать эмоциональное напряжение

- оздоровление организма

        Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Ну а теперь мы сделаем друг другу массаж.

Массаж спины «Дождик» с применением массажных рукавиц .

Задачи: укреплять мышцы спины, груди и ног 

Взрослые встают друг за другом, руки на спине соседа.

Дождик капает по крыше, бом – бом – бом!

(легко хлопают по спине ладошками)

По весёлой звонкой крыше, бом – бом – бом!

(перебирают пальчиками по спине)

Дети, дома посидите! Бом – бом – бом!

(легко стучат по спине кулачками)

Никуда не выходите! Бом – бом – бом!

(по спине водят рёбрами ладоней)

Поиграйте, посчитайте, бом – бом – бом!

(Руками массажируют плечи соседа)

А уйду, тогда гуляйте! Бом – бом – бом!

(гладят ладошками по спине)

Бильбоке

        Цель игры заключается в том, что нужно забросить шарик в «лукошко». Держа лукошко, движением кисти надо подбросить шарик и поймать его в «лукошко».
Можно играть одновременно в несколько бильбоке, а можно и в один по очереди. Если включить в игру элемент соревнования, то выигрывает тот, у кого больше попаданий подряд, или за определенный промежуток времени.
        Эта игра способствует выработке таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота реакции, и помогает ориентировке в пространстве, согласованности действий, тренирует вестибулярный аппарат, оказывает влияние на формирование нравственно – волевых качеств (выдержки, настойчивости).

Итог мастер- класса

        Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья младших дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.

        В завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

        Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

        А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.

        Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы Вы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сохранение и укрепление здоровья детей через оптимизацию двигательного режима"

Двигательная активность влияет на состояние здоровья и работоспособность детей, а так же является условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Чем активнее вовлечен ребенок в мир движений, те...

Опыт работы: "Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к подвижным играм и танцам".

Основной целью своей работы считаю воспитание здорового ЧЕЛОВЕКА.  ​...

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Обобщенный опыт работы по теме: «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».

Внедрение инновационных технологий, оздоровительных мер стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к ...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"

Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....

Сохранение и укрепление здоровья детей через интеграцию образовательных областей с учётом индивидуальных особенностей детей (из опыта работы)

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...