Закаливание детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Прокофьева Ирина Юрьевна

                                                      Закаливание стоп.

Хождение  босиком – прекрасная закаливающая процедура.

Как  и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего  с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем – по деревянному полу. Для занятий очень хорошо использовать специальные  резиновые коврики с  шиповым рифлением. Каждое утро вместе с ребенком можно начинать зарядку с ходьбой босиком на этом коврике – это отличное тонизирующее средство. В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам.

 Однако все это ни в коей мере не заменит радости ходьбы босиком по земле или траве. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действует на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении,  особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.

 Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик длиной 100 см., шириной 60 см, высотой 15 см. Ящик заполняется промытой речной галькой и устанавливается в комнате  с температурой воздуха 18-20* С. После хождения босиком необходимо обмыть ступни ног водой комнатной температуры с мылом и выполнить 2-3 минутный массаж (разминание пальцев и подошв ног).   

 Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной  недостаточности стоп позволяет систематическое обтирание стоп.

   Эту процедуру можно  проводить не только здоровым, но и ослабленным детям. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Обтирание начинают с температуры воды 32-33* С, постепенно снижая ее на 1* С каждые 2-3 дня и доводя до 15-16* С.  Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.

 Температура воздуха  в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4*С. Начальная и конечная температура воды в холодное время года также должна быть выше на 2-4*С.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_detey_6-7_let.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Закаливание стоп.

Хождение  босиком – прекрасная закаливающая процедура.

Как  и все виды физической тренировки, закаливание ходьбой босиком должно быть постепенным и систематическим. Начинать лучше всего  с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем – по деревянному полу. Для занятий очень хорошо использовать специальные  резиновые коврики с  шиповым рифлением. Каждое утро вместе с ребенком можно начинать зарядку с ходьбой босиком на этом коврике – это отличное тонизирующее средство. В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам.

 Однако все это ни в коей мере не заменит радости ходьбы босиком по земле или траве. При выборе грунта для хождения босиком следует учитывать, что различные его виды (по температурному и механическому раздражению) действует на организм по-разному. Мягкая трава, теплый песок, дорожная пыль, комнатный ковер действуют успокаивающе, в то время как горячий песок или асфальт, острые камни, хвойные иголки или шишки возбуждают нервную систему. Для укрепления мышц стопы, поддерживающих ее свод в нужном положении,  особенно полезно ходить босиком по скошенной траве, песку, опавшей хвое.

 Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года рекомендуется изготовить ящик длиной 100 см., шириной 60 см, высотой 15 см. Ящик заполняется промытой речной галькой и устанавливается в комнате  с температурой воздуха 18-20* С. После хождения босиком необходимо обмыть ступни ног водой комнатной температуры с мылом и выполнить 2-3 минутный массаж (разминание пальцев и подошв ног).    

 Достичь хороших результатов в закаливании и профилактике функциональной  недостаточности стоп позволяет систематическое обтирание стоп.

   Эту процедуру можно  проводить не только здоровым, но и ослабленным детям. Обтирание стоп проводят рукавичкой из фланели, смоченной водой. Обтирание начинают с температуры воды 32-33* С, постепенно снижая ее на 1* С каждые 2-3 дня и доводя до 15-16* С.  Сразу же после обтирания одной стопы ее растирают до легкого покраснения сухим мягким полотенцем и приступают к обтиранию другой.

 Температура воздуха  в помещении, где проводятся водные закаливающие процедуры, а также в зимнее время года температура воздуха должна быть выше на 2-4*С. Начальная и конечная температура воды в холодное время года также должна быть выше на 2-4*С.

 Следует отметить, что любое закаливание необходимо проводить так, чтобы ребенок радовался, улыбался, ждал. Кроме того, большую роль при проведении любых закаливающих процедур играют эмоциональное состояние взрослого и его отношение к проводимым мероприятиям.

Примерный перечень упражнений дыхательной гимнастики

для часто и длительно болеющих детей.

«Часики»                                                                                    

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить.

 Размахивая прямыми руками вперед и назад,

произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

«Трубачи»

Сидя на стуле, кисти рук сжать в трубочку,

поднять вверх. Медленный выход с громким

произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

«Помаши крыльями, как петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.

 Поднять руки в стороны, а затем похлопать

 ими по бедрам. Выдыхая, произносить

 «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

«Каша кипит»

сидя на стуле, одну руку положить на живот,

другую на грудь. Втянуть живот и набрать

воздух в грудь – вдох, опустить грудь

(выдыхая воздух) и выпятить живот – выдох.

При выдохе громкое произнесение звука

«ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Насос»

 Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль

туловища. Вдох, затем наклон туловища

в сторону. Выдох, руки скользят, при

этом громко произносить «с-с-с-с!»

выпрямление – вдох, наклон в другую

сторону с повторением звука. Повторить

 6-8 раз.

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременные

 движения руками и приговаривая

«чух-чух-чух».

Повторять в течение 20-30 сек.

«На турнике»

 Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку

 держать в обеих руках перед собой.

Поднять палку вверх, подняться на носки

 – вдох, палку опустить назад на лопатки

 – длинный выдох с произнесением звука

«ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Партизаны»

Стоя, палка (ружье) в руках. Ходить,

высоко поднимая колени. На 2 шага –

 вдох, на 6-8 шагов- выдох с произнесением

 слова «ти-ш-ш-ш-ше».

Повторять в течение 1,5 минут.

«Регулировщик».

Стоя, ноги расставить на ширину плеч,

одну руку поднять вверх, другую

отвести в сторону. Вдох носом, затем

поменять положение рук с удлиненным

 выдохом  и произнесением звука

«р-р-р-р-р». Повторить 4-5 раз.

«Летят мячи»

 Стоя, руки с мячом поднять вверх.

Бросить мяч от груди вперед. Произнести

 при выдохе длительное «у-х-х-х».

Повторить 5-6 раз.

«Вырасти большой»

 Встать прямо, ноги вместе, поднять руки

 вверх, хорошо потянуться, подняться на

 носки – вдох. Опустить руки вниз, опуститься

 на всю ступню – выдох. Произнести  

«у-х-х-х-х». Повторить  4-5 раз.

«Лыжник»

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через

нос с произнесением звука «м-м-м-м-м».

 Повторять 1,5 -2 минуты.

«Маятник»

 Стоя, ноги расставить на ширину плеч,

алку держать за спиной на уровне

нижних углов лопаток. Наклонять

туловище в стороны. При наклоне – выдох

с произнесением звука «т-у-у-у-х-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

«Гуси летят»

 Медленная ходьба по комнате. На

вдох – руки поднять в стороны, на

выдох – опустить вниз с произнесением

длительного звука «г-у-у-у».

Повторять 1-2 минуты.

«Семафор»

 Сидя, ноги сдвинуть вместе. Поднять

руки в стороны и медленно их опустить

 вниз с длительным выдохом и

произнесением звука «с-с-с-с-с».

Повторить 3-4  раз.

Комплекс упражнений  для развития носового дыхания.

1.Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).

2.Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).

3.Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.

4.Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).

5.Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.

6.Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».

Комплекс упражнений  для развития носового дыхания.

1.Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).

2.Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).

3.Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.

4.Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).

5.Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.

6.Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».

Комплекс упражнений  для развития носового дыхания.

1.Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).

2.Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).

3.Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.

4.Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).

5.Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.

6.Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».

Комплекс упражнений  для развития носового дыхания.

1.Плотно закрыть рот, прижав одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через другую (и наоборот).

2.Вдох одной ноздрей (другая прижата), выдох другой (первая прижата).

3.Вдох медленный ртом, толчкообразный выдох носом.

4.Вдох и выдох через сомкнутые губы. (углы рта растянуты).

5.Сомкнув губы надуть щеки, после чего, прижав кулак и к щекам, медленно выдавить воздух через сжатые губы.

6.Вдох носом. На выдохе медленно произнести звук «м-м-м».

Контрастные ножные ванны

(методика проведения).

Применяются при частых простудных заболеваниях у детей старше 1,5-2 лет.

 Перед ребенком ставят два таза с водой. Воды наливают столько, чтобы она достигла середины голеней. В одном тазу температура воды 37-38*С (теплая), в другом – вода прохладная, 25-26*С (для детей ослабленных и часто болеющих-33-34*С). Ребенок поочередно погружает ноги в теплую и прохладную воду. Начинают с теплой воды, а заканчивают холодной. Время воздействия теплой воды -1-2 минуты. Холодной 5-10 секунд. Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем число погружений увеличивают до 9-11. Температура воды остается неизменной (возможно повышение до 40*С). Температура  прохладной воды понижается на 1*С в неделю. Конечная температура – 18-20*С.

Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения.

Данная методика закаливания может использоваться круглогодично.

Контрастные воздушные ванны в домашних условиях

(методика проведения)

 Проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама открывает фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-14*С. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до +22*С. Далее, под веселую музыку, проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке  (через 2-3 недели без неё) и сандалетах на босую ногу перебегают из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 3-6 минут. Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур в комнатах до 15-20*С. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.

Систематическое проведение таких процедур в дополнение к ежедневным прогулкам повышает устойчивость организма ребенка к сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.

 После перенесенного острого заболевания к закаливающим процедурам приступают не ранее чем через неделю после выписки.

 Наиболее рационально сочетать закаливание воздушными ваннами с физическими упражнениями.

Дыхательная гимнастика.

1.И.п.: сидя на стуле, руки на коленях, ладонями вниз. Выпрямить ноги в коленях, руки, поднять вверх, вдох носом. Вернуться в  и.п.- выдох ртом. Повторить 3-4 раза.

2. И.п.: сидя на стуле, руки согнутые в локтях, плечах. Локти поднять –вдох, сидя нагнуться – выдох. Повторить  4-5  раза.

3. И.п.: сидя на стуле, руки на коленях, ладонями кверху. Сжать кулаки, голову слегка запрокинуть – вдох носом, вернуться в и.п. – выдох ртом. Повторить 3-4 раза.

4.И.п.: стоя,  ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Руки через стороны вверх – вдох носом, через стороны вниз – выдох ртом. Повторить 6-8 раз.

5. И.п.: то же. Руки вперед вверх – вдох носом, руки  вниз назад,  присед – выдох ртом. Повторить 4-5 раз.

6.И.п.: то же. Руки в стороны на высоту плеч, поворот туловища в сторону – вдох носом, вернуться в и. п. – выдох ртом. Повторить по 3-4 раза  в каждую сторону.

7.И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки  вдоль туловища. Выполнять наклоны в стороны. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное.

8.И.п.: то же. Руки в стороны на высоту плеч -вдох, руками обхватить ногу, согнутую в колене и прижатую к груди  -выдох. Повторить по 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание детей старшего дошкольного возраста

Закаливание, как средство повышения защитных сил организма, возникло в глубокой древности. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет....

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...

Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста .

Закаливание детей раннего возрастаРекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возрастаЦель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего...

"Закаливание детей старшего дошкольного возраста"

Закаливание, как средство повышения защитных сил организма, возникло в глубокой древности. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет....

Закаливание детей старшего дошкольного возраста

Закаливание детей старшего дошкольного возрастаСентябрь«Зайчики и белочки»...