Создание условий для физического развития и оздоровления детей в группе. Использование инновационных методик оздоровления.
учебно-методический материал (старшая группа)

Гришанова Анна Юрьевна

Создание условий для физического развития и оздоровления детей в группе. Использование инновационных методик оздоровления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. Ю.Гришанова

воспитатель

МБДОУ «Детский сад  № 38 «Апельсин»

Тамбовская область, г. Тамбов, Российская Федерация

«Особенности применения образовательных технологий

в процессе обучения и воспитания»

Современная педагогическая технология в учебно-воспитательном процессе — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.

Современные технологии, используемые при обучении и воспитании 

  1. Технологии коррекционно-развивающего обучения.
  2. Игровые технологии.
  3. Технологии дифференцированного обучения.
  4. Технологии коллективного способа обучения.
  5. Технология индивидуализации обучения.
  6. Технологии проектного обучения
  7. Технологии проблемного обучения
  8. Здоровьесберегающие технологии.
  9. Личностно – ориентированные технологии
  10. Информационно — коммуникационные технологии.

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. 

Эти технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

  1. совершенствование движений и сенсомоторного развития;
  2. коррекция отдельных сторон психической деятельности;
  3. развитие основных мыслительных операций;
  4. развитие различных видов мышления;
  5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  6. развитие речи;
  7. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  8. коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. 

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;

— учебная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебный материал используется в качестве её средства;

— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебно воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

— дидактических (расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности);

— развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);

— воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

— социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и т.д.).

ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. 

Дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении, рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях подгруппы/группы. Дифференцированный подход является одним из составляющих психологического комфорта обучающихся, поскольку предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятии такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», и в которой качество образования повышается.

ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ. 

Использование метода коллективной организации учебной деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающего обучения:

— способствует развитию самостоятельности, активности учебной деятельности;

— повышает уровень речевого развития и коммуникативных навыков.

ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. 

Такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ. 

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого столетия американским философом и педагогом Джорджем Дьюи и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях, и получая в итоге реальный результат.

В основе метода проектов лежит:

— развитие познавательных умений и навыков обучающихся;

— умение ориентироваться в информационном пространстве;

— умение самостоятельно конструировать свои знания;

— умение интегрировать знания из различных областей наук;

— умение критически мыслить.

Проектная технология предполагает:

— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

— практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

— самостоятельную деятельность обучающегося;

— структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Проблема организации обучения с использованием активных методов привлекала внимание многих исследователей, так как  именно в процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно. Использование элементов проблемного обучения способствует повышению уровня научности образования, развитию самостоятельности обучающихся, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально-волевых качеств, формированию познавательной мотивации обучающихся к обучению.

Обучение осуществляется так, что усвоение знаний идёт не только на основе запоминания, а в большей степени на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач. В этом случае школьники учатся рассуждать и использовать имеющуюся информацию. 

В процессе организации обучения используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический материал обеспечивает разные виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение обычно требует не одного, а ряда методов, их комплекса. Варьирование методов обучения будет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приёмы овладения знаниями. 

На базе применения технологий активного обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей обучающегося.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и практические умения по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии – реальный шанс решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно и системно. Занятия строятся с учётом индивидуального подхода к обучающимся, учитывая особенности их психического развития. Только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование».

Итак, здоровьесберегающие технологии включают в себя: 

— Артикуляционную гимнастику 

     — Применение сказкотерапии

— Дыхательную гимнастику

— Зрительную гимнастику

— Элементы релаксации 

— Динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

— Пальчиковые гимнастики с применением самомассажа.

— Элементы психогимнастики.

Многолетняя практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов, индивидуальный подход к школьникам, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяют повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья детей.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. 

Ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы.

Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребёнка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от обычной (формализованной) передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях – здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

— гуманистической сущностью;

— психотерапевтической направленностью;

— ставят цель — разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.

 ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Ни для кого ни секрет, что бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск.

Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности обучающихся.

Необходимость использования информационных технологий в коррекционном обучении неоспорима так как является перспективным направлением развития коррекционного образования.

Использование компьютерных технологий даёт положительный результат в обучении работе на компьютере, а также в закреплении полученных знаний. 

Применение данных технологий в целостной системе помогает увеличить результативность и эффективность  коррекционной деятельности, о чем свидетельствует положительная динамика освоения коррекционной программы.

Список использованной литературы

1. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

2. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.

3. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

4. Веракса Н. Е.Проектная деятельность дошкольника:Библиотека программы: методики. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для физического развития детей через использование нестандартного оборудования

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!". Сохранение и укрепление здоровья ребенка- первооснова его полноценного развития....

Инновационные формы физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста

Инновационные формы физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста...

Использование авторской системы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» и эстетического направления «Горизонтальный пластический балет» на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Автор программы  Ефименко Н.Н  говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие ...

Инновационные формы физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества....

консультация для педагогов«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ГРУППЕ»

Двигательная активность является врожденной потребностью человеческого организма. Особенно важна она для ребенка дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма....

Физическое развитие и оздоровление детей в условиях дошкольного учреждения в свете современных требований ФГОС ДО

Актуальной проблемой современного общества является малоподвижный образ жизни, который в 21 веке ведут не только взрослые, но и дети. Ограничение двигательной активности ребенка, так называемое мышечн...