Этот удивительный снег
методическая разработка (старшая группа)

Соловьева Наталья Викторовна

1.Актуальность проблемы:

Издавна людей интересовали явления окружающего мира. Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Почему наступает зима, одно из самых прекрасных и загадочных времён года? Откуда берется снег? Эти вопросы стали волновать и нас. Лёд, холод, мороз, пурга, но самым главным явлением зимы является снег, потому что с него и начинается это время года. В круговороте влаги на планете Земля, от которого, зависит существование всего живого, снег играет решающую роль. Без него безвозвратно нарушилось бы существующее устойчивое состояние ледников и большая часть суши превратилась бы в безводную и безжизненную пустыню.

Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Вода в водоёмах замерзла. Лёд сковал реки, озера, пруды. Снег - наиболее яркий признак зимы.

«Нигде влияние снежного покрова так не велико, как в России, так как нигде нет равнины настолько обширной, отдаленной от морей и покрытой снегом зимой»,– писал около 100 лет назад в своей замечательной книге «Климаты земного шара» А. И. Воейков.

Огромное значение имеет снег для нашей Родины. Зимой в нашей стране снег одевает белым покрывалом огромные пространства. На 75% площади нашей страны снег лежит более 4 месяцев, а на севере — до 8—9 месяцев.

Снег нужен для защиты посевов от холода. Под снегом почти не бывает больше двух градусов мороза. В. И. Вернадский обратил внимание на то, что снежный покров – не просто теплая покрышка озимых, это живительная покрышка, которая весной дает талые воды, насыщенные, а иногда и перенасыщенные кислородом. Весной снег растает и напоит землю влагой. В суровые морозные зимы в снегпрячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи. Снег – это развлечение для малышей и взрослых.

Наша исследовательская работа посвящена изучению снега. Мы решили узнать больше о снеге и его свойствах.

Объект исследованияснег.

Цель исследования: исследовать, что такое снег, изучить его свойства; развитие познавательного опыта и практических навыков в процессе исследовательской деятельности.

Гипотезаснег играет важную роль в жизни природы и человека.

Задачи исследования:

1. Развивать познавательные и творческие способности в процессе совместной исследовательской деятельности.

2. Узнать, что такое снег и как он образуется.

3. Узнать, почему скрипит снег.

4. Изучить свойства снега.

5. Рассмотреть формы снежинок.

6. Определить чистоту снега.

7. Узнать, почему же нельзя есть снег

Методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Метод наблюдения.

3. Проведение НОД

4. Проведение опытов.

5. Беседа.

Предполагаемый результат: Повышение интереса к природным явлениям в окружающем мире, заинтересовать детей в оборудование снежных построек на участке, повышение двигательной активности детей на прогулке; развитие творческих способностей детей; сплочение их в совместной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Создание проблемных ситуаций (актуализация знаний о снеге, свойствах снега);

• Консультации для родителей (ознакомить родителей с темой проекта, с проблемами вставшими перед детьми, памятка для родителей «о мерах безопасности при сходе снега с крыш зданий», рекомендации для родителей «игры со снегом»)

• Подготовка материалов и оборудования (загадки, стихи, проведение игр по теме, иллюстрационный материал, проведение опытов со снегом, конспекты НОД)

2 этап – практический.

Просмотр и обсуждение презентации «Что такое снег

Проведение НОД:

Познавательное развитие:

«Свойство снега и льда»«Путешествие со снежинкой» ФЭМП

Художественно –эстетическое:

«Ажурные снежинки» художественное творчество; Аппликация, «Снежинка»художественное творчество: рисование, «Снеговик» пластилинография.

Речевое развитие:

«Составление рассказа о зиме».

Чтение художественной литературы:

Г. Х. Андерсен «Снежная Королева»;

Заучивание стихотворения Трутневой «Первый снег»

Рассказывание сказки «Мороз Иванович»

Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Беседы с детьми:

«Как образуются снежинки»;

«Можно ли есть снег;

Наблюдение№1 (раскопаем снег лопаткой, Наблюдение №2 (Зимние развлечения людей)

Презентация: Что такое снег?

Игровая деятельность (социально – коммуникативное, речевое, физическое):

Дидактическая игра:

«Где снежинки?» «Что происходит в природе?» «Правила безопасности зимой»«Разрезные картинки»«Что бывает зимой?»«Скажи ласково»«Подбери слова - родственники»«А что вчера?»«Где снегирь

Подвижные игры:

«Катание на санках»», «Мороз красный нос»«Снег кружится»«Льдинки, ветер и мороз»,

Сюжетно –ролевые:

«Путешествие в зимний лес».

Опытно –экспериментальная деятельность:

Опыт«Нужен ли растениям снег»»;

Опыт«Снег и лед»;

Опыт«Лед и соль»;

Опыт: «Измерение термометром температуры воздуха, снега, воды»

Опыт«Освобождение пуговицы из ледяного плена»

Опыт«Что быстрее растает?»

Опыт; «Изучение чистоты снега»

Опыт; «О чем может рассказать снежный сугроб?»

Опыт; «Нагреваем снег»

3 этап – заключительный.

Выставка детского творчества, рисунки детей «Снежинки».

Оформление альбома с загадками и стихами «Что за чудо этот снег»

Информационные ресурсы:

1. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М.: ООО «Издательство АСТ»,2001.-557 с.: В. А. Маркин.

2. Большая энциклопедия школьника. «Планета Земля»«Издательство Росмэн-Пресс», 2001.- 657 с.: А. Ю Бирюкова.

3. С. А. Веретенникова, А. А. Клыков «Четыре времени года», М., Просвещение,1996 г.

4. А. Брагин Серия «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», АСТ, 2001 г.

5. Интернет ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Этот чудесный снег"

Проблема: Почему нельзя есть снег, ведь снег белый и чистый.Гипотеза: Снег играет важную роль в жизни природы и человека. Дошкольники , совместно с педагогом и родителями проводят исследование снега, ...

Этот чудесный снег

Статья описывает игры и развлечения которые можно совершить зимой со снегом. Приложены фотографии к данной  статье....

Проект «Этот фантастический снег »

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.Поз...

Проект "Этот загадочный снег"

Познавательно-творческий, исследовательский проект «Этот загадочный снег» в подг. лог. группе...

Проект "Этот загадочный снег"

Познавательно-творческий, исследовательский, проект "Этот загадочный снег" в подготовительной группе....

Проект "Этот удивительный снег"

Проект "Этот удивительный снег"...