Картотека здороьесберегающих технологий
картотека

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды. направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии - валеологические песенки-распевки; дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; оздоровительные и фонопедические упражнения; игровой массаж; пальчиковые игры; речевые игры; музыкотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._prilozhenieno6.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека здоровьесберегающих технологий

ПЕСЕНКИ ПРИВЕТСТВИЯ

«ПРИВЕТСТВИЕ»

Здравствуйте, девочки, здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики, здравствуйте!

Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Рада видеть вас!

Рады, видеть Вас!

«ЗДОРОВАЛКА»

Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,                  

Здравствуй, утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень

Пальчиковые игры.

    «САЛАТ» (автор слов и движений М.Картушина )  

Мы морковку чистим-чистим, (2р.)                 энергично проводить кулачком правой руки по ладони левой

Мы морковку трём-трём, (2 р.)        прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад  (а я с детьми делаю так: трём кулачки друг о друга)

Сахарком её посыплем (2 р.)        «посыпать сахаром», мелко перебирать пальчиками в воздухе

И сметанкою польём. (2 р.)        одну руку держим ладонью вверх, а кулачком другой руки делать движение сверху вниз, как бы поливая

Вот какой у нас салат, (2 р.)        протягивать ладони вперёд                   

Витаминами богат! (2 р.)        поглаживать живот ладошкой        

 «ДЕСЯТЬ МЫШАТ»:

Было у мышки десять мышат,                Сжимать и разжимать пальцы.
Десять весёлых и дружных ребят.

Два толстячка дружно кушают корку,   Сжать пальцы в кулаки и поочерёдно

Два пометают уютную норку,                 разжимать пальцы. 
Два за водицей спешат к ручейку,
Два собирают цветы на лужку,
В мячик играют два малыша.

Нигде не найдёте дружнее мышат.        Переплести пальцы рук.

                                    (М.Картушина)

«ДРУЖБА»

Автор: Романкова Е.Н. музыкальный руководитель  МБДОУ «Детский сад  №37«Мальвинка» города Смоленска

Дети стоят по кругу, закрыв ладошками глаза

Рано утром мы проснулись,

Выше к солнцу потянулись,

Ниже к травке наклонились,

Свежим ветерком умылись.

Зашагали в детский сад

Там полным–полно ребят.

Справа друг

И слева друг

Стали все в широкий круг.

Хороводом мы пойдем

Вместе

Спляшем

И

Споем

открыть ладошки, улыбнуться

поднять руки вверх – потянуться-

наклониться – руки опустить вниз

расставить руки в стороны  -повернуться вокруг себя

шагать на месте, высоко поднимая колени, размахивая руками

правую руку вытянуть в правую сторону

левую руку вытянуть в левую сторону

подают друг другу руки, берутся за руки.

идут в хороводе топающим шагом

остановиться, одновременно хлопнуть в ладоши

топнуть правой ногой

хлопнуть в ладоши

топнуть левой ногой.

«ВЕТЕР- ОЗОРНИК»

Автор: Тимофеева И.М. музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад  №65 «Дюймовочка» города Смоленска

Кто? Кто?                                        

Кто стучится к нам в окно?

           

Это ветер озорной

Погулять зовет с собой

Он деревья раскачал.                  

Он листвою зашуршал.                

Ветер в трубы загудел,

Свою песенку запел:

«У-у-у-у,

Приходите, я вас жду!»

повороты головы вправо, влево правая рука сжата в кулачок, «стучится в окно»

 хлопки в ладоши

шагают на месте

руки вверх над головой, качают

трут ладошкой о ладошку

сделать руками «трубу», поворот вправо

сделать руками «трубу», поворот влево

ладошка к губам, поворот головы вправо, влево

правая рука вперед, перед собой, затем левая

«ОСЕНЬ»
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

«ЗООПАРК»

(Дети становятся врассыпную)

Мы шагаем в Зоопарк, побывать там, каждый рад! (марш)

 Там пони, зебры, крокодилы, попугаи и гориллы, там жирафы и слоны, обезьяны, тигры, львы  (загибать поочерёдно пальцы)

 А в руках у нас ружьё,                                   (показать воображаемое ружьё)

Фотографирует оно                                         (руками «нарисовать» прямоугольник)

Сделаем всем фото, вот охота, так охота!           (сжимать и разжимать пальцы)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«ЛАДОШКИ»
Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем –

носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.
                    Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз» сжимают кулачки, одновременно шумно шмыгают носом, Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

 «ОСЕНЬ»

Подуем на плечо, - Дети делают вдох и выдох с поворотом головы вправо.

Подуем на другое. - Вдох и выдох с поворотом головы влево.

Дышим, дышим все легко -Вдох, выдох с подъемом головы.

Свежесть дарит осень. - Вдох, выдох с подъемом головы.

Подуем мы на грудь - Вдох, выдох с опусканием головы.

И грудь свою остудим - Вдох, выдох с опусканием головы.

Подуем мы на облака - Вдох, выдох с круговым движением головы.

И остановимся пока.

 «РОДНИК»

Автор:   Ананьева А.В. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад  №80 «Веснушка» города Смоленска

У родника мы отдохнем,

Ребят умыться позовем.

И тут, и там растут цветы,

Чудесный аромат вдохни!

Теперь, дыханье затаив,

Природы слушаем мотив.

Мы отдохнули хорошо

И к роднику придем еще.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

«Окошко»
широко открыть рот — «жарко»
закрыть рот — «холодно»

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы 

«Месим тесто»
улыбнуться,
пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

«Чашечка»
улыбнуться,
широко открыть рот,
высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Ворона 🎶     

Сидит ворона под окном,

Сидит в дырявом башмаке.

И распевает, и распевает

На своём вороньем языке

Кар-карусель, кар-карусель,

Кар-карамель, кар-карамель,

Кар-карандаш, кар-карандаш,

Картошка!

Полезно каркать букву «р»,

Полезно каркать букву «р»,

Малышам, малышам и крошкам!

И если кто-нибудь из вас

За ней споёт картошка

Хотя бы десять, двадцать раз,

Хотя бы двести, триста раз,

Вороной станет, но совсем немножко

Кар-карусель, кар-карамель,

Кар-карандаш, картошка!

Полезно каркать букву «р»

Малышам и крошкам

К –а-а-ар!!!

Спокойное, ровное дыхание

Имитируем умывание, затаив дыхание

 Частое дыхание по 4 раза вправо-влево

Глубокий вдох, выдох

Задержали дыхание

Спокойное, ровное дыхание вдох-выдох

Спокойное, ровное дыхание вдох-выдох

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Массаж спины «ДОЖДИК» (стихи Нины Пикулевой)  


Дождик бегает по крыше       Дети встают «паровозиком» друг  

                                            за другом и похлопывают по

                                             спине друг друга
Бом! Бом! Бом!


По веселой звонкой крыше – Постукивают пальчиками
Бом! БОМ! БОМ! 

-Дома, дома посидите,            - Кулачками
Бом! Бом! Бом! 

Никуда не выходите,              - Растирают ребрами ладони 
Бом! Бом! Бом1


Почитайте, поиграйте         - Кладут ладони на плечи и                            

                                           растирают  плечи кругов.движ
Бом! Бом! Бом!


А уйду- тогда гуляйте…         Поглаживают ладонями 
Бом… Бом… Бом..


Затем дети разворачиваются на 180 и повторяют массаж.

Массаж «ДРУЖОК»

У меня такие ручки!                            

По-смо-три!    

Звонко хлопают в ладоши.                  

Раз, два, три!

Твои ручки тоже                                  

На мои похожи

Хорошо с тобой, дружок,                  

Покружись со мной разок!      

У меня такие щёчки!                        

По-смо-три!        

Пощиплю я их немножко                

Раз, два, три!

Твои щёчки тоже                            

На мои похожи!    

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок!

У мня такие ушки!

По-смо-три!

Разотру их потихоньку,

Раз, два, три!

Твои ушки тоже

На мои похожи!

Хорошо с тобой, дружок,

Покружись со мной разок!

У меня такая спинка!

По-смо-три!

Я похлопаю по спинке

Раз, два, три!

Твоя спинка тоже

На мою похожа!

Твоя спинка тоже

На мою похожа!

Хорошо с тобой. Дружок,

Покружись  со мной разок!                          

Массаж рук «УМЫВАЛОЧКА»

Буль-буль-буль – журчит водица.      Быстро шевелить пальчиками.

Мы с тобой пришли умыться.            Провести ладонями по щекам.

Мы водичку зачерпнём                       Энергично растирать ладони.

И ладошки мылом трём.

                      (М.Картушина)

Веселая игра

Автор: Тимофеева И.М. музыкальный руководитель МБДОУ

«Детский сад  №65 «Дюймовочка» города Смоленска

Дети стоят парами лицом друг к другу

Пальчики-крошки бежали по дорожке.

Прыгали, резвились, дружно веселились. Затем спустились крошки к маленькой ладошке.

«Здравствуй, ладошка!

Потанцуй немножко!

Покружись, повертись.

Всем ребятам покажись!»

Пальчики-крошки скакали по ладошке.

Прыгали, резвились, дружно веселились.

Но вот устали крошки, погладили ладошку.

 «Ты, ладошка, не скучай,

Завтра снова нас встречай!»

пальчики бегут вверх к плечу, по рукам партнера

прыгают по плечу

пальчики спускаются вниз к ладошкам

хлопают 4 раза по ладоням партнера

круговые движения кистями рук  

пальчики прыгают по ладошкам одного партнера

те же движения выполняет  другой партнер

гладят ладошки партнера

те же движения выполняет другой  партнер

хлопают

ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Игра «Веселые мартышки» Автор Марина Борисова

Мы весёлые мартышки, мы играем громко слишком.

Мы руками хлопаем, и ногами топаем.

Надуваем щёчки, скачем на носочках.

И друг другу даже, языки покажем.

Оттопырим ушки, хвостики - вертушки.

Шире рот откроем, мордочки состроим.

Как скажу я: раз, два, три - все с гримасами замри!

Игра «Медвежата и зайчата»

Выбирают «Большого медведя», он сидит в сторонке и «спит»

 

Медвежата в чаще жили, головой своей кружили

Вот-так, вот-так, головой своей кружили

Круговые движения головы поочередно в разные стороны

 

И зайчата в чаще жили прыгать весело любили

Вот-так, вот-так, прыгать весело любили

Прыгать на двух ногах

 

Медвежата мед искали. дружно дерево качали

Вот-так, вот-так, дружно дерево качали

Наклоны в сторону

А зайчата вот плясали, ножки дружно выставляли

Вот-так, вот-так, ножки дружно выставляли

Ноги поочередно выставляют в разные стороны

Дети произносят говорком:

 

Мы похлопаем в дадоши и поскачим скок да скок

Хлопки. Подскоки

 

Разбудили мы медведя и пустились на утек

Убегают на свои места

ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Ветер

Автор: Тимофеева И.М. музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад  №65 «Дюймовочка» города Смоленска

Ветер, ветер, ветерок,  

Я до ниточки промок.    

Ты мне, ветер, помоги,

 Злую тучу прогони.  

Ветер тучу напугал.

В гости солнышко позвал

Можно мне теперь гулять.

Прыгать, бегать и играть.                                                                                                                                                                                   

качают руками над головой

изображают  дрожь

 качают руками над головой

топают ногами

дуют, гудят (у-у), шумят(ш-ш), дуют

хлопают в ладоши

выполняют круговые движения кистями «фонарики»

шагают на месте

прыгают на двух ногах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека здоровьесберегающих технологий.

Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы и многое другое....

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста

Картотека содержит коммуникативные игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, физкультминутки, используемые в работе с детьми раннего возраста....

Картотека "Здоровьесберегающие технологии"

Комплекс №1.(включить не громко музыку для пробуждения)Гимнастика в постелиПотягивание И,п. - лежа на спине, руки поднять вверх.«Вы проснулись?» - «Да»«Улыбнулись?» - «Да» Потянулись?» - «Да»«С б...

«Здороьесберегающие технологии на уроках ИЗО»

ldquo;Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоническ...

Буклет "Здороьесберегающие технологии".

Буклет "Здороьесберегающие технологии"....

Использование нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здороьесберегающих технологий.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок трёхлетнего возраста обычно...

Консультация на тему: «Применение здороьесберегающих технологий в детском саду».

Консультация на тему: «Применение здороьесберегающих технологий в детском саду»....