«Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс для педагогов
консультация (младшая группа)

Гравель Ильзира Адисовна

Обобщать знания педагогов учреждения  о привитии и воспитании у детей культурно-гигиенических навыков; повысить уровень компетенции педагогов ДОУ по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx297.51 КБ

Предварительный просмотр:

КУ "Урайский специализированный Дом ребёнка"https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02bd/00046f8c-cbffe19e/hello_html_m45ec4fc7.jpg

«Привитие культурно-гигиенических

 навыков у дошкольников»

 Мастер-класс для педагогов

                                                                          Подготовлен:воспитатель

Гравель И.А.

Цель: обобщить знания педагогов учреждения  о привитии и воспитании у детей культурно-гигиенических навыков; повысить уровень компетенции педагогов ДОУ по данной теме.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация; разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Сервировка стола», «Одевание на прогулку», карточки с названиями алгоритмов, клей-карандаш, лист с сеткой для алгоритмов; чемодан; буклеты с методическими рекомендациями по привитию культурно-гигиенических навыков во время режимных моментов у дошкольников.

Ход мастер-класса.

-Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вам принять участие в мастер-классе для педагогов. Надеюсь, что тема, которую мы затронем, будет для вас интересной, а материал будет полезным.

Чистота – залог здоровья –

Это точно знаем мы,

Потому и гигиене деток обучать должны!

- Как вы думаете, какая тема моего мастер-класса?

(Культурно-гигиенические навыки дошкольников)

-Тема мастер-класса «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников». Я не буду вам читать много лекционного материала, ведь мы собрались здесь для того, чтоб проверить самих себя.

Теоретическая часть.

Как нам известно, основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, где важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей.

При формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождение» его в мир взрослых. Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия.культурно-гигиенические навыки обобщаются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.).

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание.

Данные навыки направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. Он начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у ребенка формируется потребность в чистоте и опрятности. У него формируется представление о собственном теле.

Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки постепенно совершенствовались и становились привычными.

Практическая часть.

Сейчас мы выстроим нашу работу следующим образом: я предлагаю вам поиграть в форме квест-игры. Мы с вами  не будем передвигаться с одного помещения в другое, а останемся в данном зале.  Для игры приглашаются 6 человека.

- Уважаемые коллеги, внимание на экран.

(появляется Мойдодыр)

М.:- Добрый день, дорогие педагоги. Я великий умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир!Я пришёл не для того, чтобы проверить знания, а помочь вам в воспитании культурно-гигиенических навыков у дошкольников. С собой я принёс чемодан. Вам интересно, что в нём? Чемодан зашифрован, и для того, чтобы его открыть, нужно выполнить задания квеста.  

1 задание.

-Первое задание, которое предлагает Мойдодыр, заключается в следующем: я предлагаю вам карточку с названием алгоритма. Вам необходимо выбрать из предложенных картинок, те, которые соответствуют вашему алгоритму, собрать его последовательно и наклеить на лист.

(предложить педагогам 3 карточки: алгоритмы «Моем руки», «Сервировка стола», «Одевание на прогулку»).

(После выполнения задания педагоги демонстрируют и комментируют свой алгоритм).

-А теперь проверим, верно ли вы выстроили последовательность ваших алгоритмов.

(на слайде правильный ответ).

Следующее задание. Я вам предлагаю карточки с бытовыми процессами культурно-гигиенических навыков, вам необходимо выбрать те карточки, которые соответствуют вашему возрасту: младший, средний, старший и подготовительный.

Возраст

Бытовые процессы

Умывание

Прием пищи

Одевание и раздевание

2-3 года

Без напоминания моет руки перед едой, умывается и моет руки по мере загрязнения по напоминанию взрослого.

Опрятно, аккуратно ест, тщательно пережевывает пищу, держит ложку в правой руке, самостоятельно пользуется салфеткой. Полощет рот после еды по просьбе взрослого. Приучается есть спокойно, не отвлекаясь, не выходит из-за стола до окончания еды, спокойно ждет пока дадут следующее блюдо, говорит «спасибо» после еды, убирает свою салфетку, ставит на место стул.

Одевается и раздевается в правильной последовательности. При небольшой помощи взрослого снимает одежду, обувь: расстегивает пуговицы, развязывает шнурки. В определенном порядке аккуратно складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослого или самостоятельно приводит себя в порядок.

Возраст

Бытовые процессы

Умывание

Прием пищи

Одевание и раздевание

3-4 года

Самостоятельно моет руки и лицо. При умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду. Правильно пользуется мылом. Насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место. Без напоминания моет руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

Правильно пользуется ложкой, вилкой, салфеткой. Ест аккуратно, не крошит хлеб, не проливает пищу. Пережевывает с закрытым ртом. Без напоминания благодарит после еды, задвигает за собой стул.

Совершенствуется умение самостоятельно в определенной последовательности одеваться в том числе застегивать пуговицы, завязывать шнурки и раздеваться. Ребенок аккуратно складывает и вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок: чистит просушивает. Развивается стремление быть всегда аккуратным, опрятным. Старается сам исправить неполадки в одежде –при необходимости обращается ко взрослому.

Возраст

Бытовые процессы

Умывание

Прием пищи

Одевание и раздевание

4-5 года

Самостоятельно моет руки и лицо. При умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду. Правильно пользуется мылом. Насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место. Без напоминания моет руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.

Совершенствуются навыки аккуратной еды. Ребенок учится правильно пользоваться ножом.

Полностью самостоятельно одевается и раздевается. Оказывает помощь младшим. Бережно относится к одежде, обуви.

Возраст

Бытовые процессы

Умывание

Прием пищи

Одевание и раздевание

5-7 лет

Закрепляются навыки быстрого и правильного умывания.Ребенок следит за чистотой тела.

Закрепляются навыки культурного поведения за столом: ест аккуратно и бесшумно, сохраняет правильную осанку за столом :сидеть прямо, не класть локти на стол ,не мешать другим, благодарить взрослых после еды, за стол садиться в опрятном виде.

Быстро, самостоятельно, правильно одевается и раздевается, вешает одежду в определенном месте. Следит за чистотой одежды, обуви, ухаживает за ними: протирает, чистит. Формируется потребность следить за своим внешним видом. Замечает и самостоятельно устраняет непорядок в своем внешнем виде. Вежливо и тактично говорит другим детям о неполадках в их одежде, обуви, помогает их устранить.

- Скажите,  а к 7 годам культурно-гигиенические навыки становятся для детей чем?

-ПРИВЫЧКАМИ.

М.:Молодцы, вы, верно, выполнили задания, тем самым отгадали первую букву шифра чемодана.

(на слайде появляется буква «К»).

2 задание.

Для прочного осознания нравственных норм и правил, регулирующих поведение в ходе бытовых процессов, я предлагаю вам закончить ситуацию, как бы ответил ребенок, соответствующего возраста (младший, средний, старший и подготовительный).

Когда ребята одевались на прогулку, Вова ходил по раздевалке. Его одежда валялась на полу. К нему подошла Лена и сказала… Что сказала Лена?

Младший возраст: не могут решить ситуацию, либо отвечают немотивированно.

Средний возраст:«Подними вещи, а то они испачкаются».

Старший и подготовительный:«Подними свои вещи, не мешай другим одеваться».

Дети мыли руки. Сережа открыл кран и заткнул его пальцем. Брызги полетели во все стороны. Тогда Света ему сказала… Что сказала ему Света?

Младший возраст: «Не брызгай воду».

Средний возраст: «Не брызгайся, потому что платье будет мокрое».

Старший и подготовительный: «Зачем ты брызгаешь? Все ходят. Им в лицо может попасть или намочить», «Сережа убери палец, а то брызги на всех летят. Мы можем поскользнуться и упасть».

Дети обедали. Дима не ел. Он размахивал ложкой, кривлялся. Тогда Коля ему сказал… Что сказал Коля?

Младший возраст: не обращают внимание на то, что Дима мешает другим детям.

Средний возраст: «Не балуйся, потому что ты кушаешь», «Не размахивай ложкой, потому что в глаз попадешь, и в больницу положат».

Старший и подготовительный:«Дима, не размахивай ложкой. Можно своим супом попасть в другой суп. Микробы попадут».

Таким образом, подобные высказывания детей заключаются в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получает поддержку со стороны взрослого. Поэтому относитесь к ним с вниманием. Подтвердите, что дети правильно понимают общественные требования, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение и обоснуйте необходимость его выполнения.

Пришло время перейти ко второй частизадания «Решение педагогической ситуации».

Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Воспитатель,видя это, быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». Взрослый отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступил воспитатель? К чему это может привести?

        

Правильное решение ситуации.

(на экране текст ситуации)

В детском возрасте «Я сам!» проявление стремления к самостоятельности. Оно появляется очень рано, надо поддерживать это стремление. «Я сам!» — это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. Если постоянно тормозить это желание, то дети могут расти пассивными, не умеющими преодолевать трудности, они ждут, что за них все сделают взрослые.

М.:Молодцы, вы нашли верное решение педагогических ситуаций, и отгадали еще одну букву шифра.

(на слайде появляется буква Г)

3 задание.

Последнее задание называется «Найди ошибку». Вам необходимо рассмотреть фотографию, найти в ней неточность.

(на слайде появляются фотографии с ошибками, а после с правильными ответами).

  1. На столе нет салфеток.
  2. Ребёнок сидит в кофте, шапке и надевает колготки.
  3. Ребенок во время мытья рук не закатал рукава.
  4. Ребёнок вытирает рот/нос рукавом.
  5. Ребёнок ерошит волосы.

М.: -Молодцы, вы верно ответили на последний вопрос и отгадали букву шифра.

(на слайде появляется буква Н).

Итог. Рефлексия.

-Пришло время открыть чемоданчик Мойдодыра.

-Скажите, какой шифр у нас получился?

(КГН)

-А кто, скажет, как расшифровывается КГН?

(Культурно-гигиенические навыки)

-Подведем итог и скажем, что входит в понятие культурно-гигиенические навыки:

(на экране из чемоданчика «вылетают» ответы)

-следить за внешним видом;

-стараться быть аккуратным в быту;  

-пользоваться носовым платком;

-раздеваться и одеваться самостоятельно или с помощью взрослого в правильной последовательности;

-складывать свои вещи аккуратно;

-мыть и насухо вытирать руки.

М.: -Я рад был присутствовать на мастер-классе. Надеюсь, на то, что моя квест-игра, дополнил ваши знания. Хотел бы вам преподнести буклеты с методическими рекомендациямипо привитию культурно-гигиенических навыков во время режимных моментов у дошкольников. До свидания.

-На этом мастер-класс подошёл к концу. Спасибо вам за внимание. До новых встреч.

Умывалочка

Знаем, знаем, да, да, да,

Где тут прячется вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку….

Нет, не понемножку- посмелей,

Будет умываться веселей!

Петушок

Петушок, петушок,

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки расчешу.

Мне уже четыре года,

Я одеться сам могу.

Если теплая погода,-

Без пальто во двор бегу,

Если ветер сильно дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без галош.

Сорока-ворона

Кашку варила,

Кашку варила,

Маше говорила:

-Сначала кашку скушай,

Потом сказку слушай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)

Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.Задачи:1. Продемонстрировать практи...

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, оп...

«Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников» мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №20 «Росинка»...

Логические блоки Дьенеша, использование системы логических игр в работе с дошкольниками (мастер класс для педагогов)

    Использование логических блоков в играх с детьми позволяет, в первую очередь,  развивать логические операции мышления, целостное восприятие детей, произвольное внимание....

Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)

Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....