Использование здоровьесберегающих технологий
статья

Ерёмина Наталья Николаевна

Большую часть времени в   ДОУ  дети  проводят в группе, поэтому сохранение и укрепление их  здоровья зависит от того, насколько грамотно будет построена работа воспитателя по организации здоровьесберегающей  деятельности  в  режиме  дня воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

Большую часть времени в   ДОУ  дети  проводят в группе, поэтому сохранение и укрепление их  здоровья зависит от того, насколько грамотно будет построена работа воспитателя по организации здоровьесберегающей  деятельности  в  режиме  дня воспитанников.

Дошкольный возраст – решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые помогли бы изменить ситуацию.

Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:

  • организацию деятельности детей в игровой форме;
  • организацию культуро-творчества дошкольников;
  • построение педагогического процесса в образе модели культуры;
  • снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня, в ней должны участвовать и педагогические, и медицинские работники.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами педагогической работы, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. 

Использование таких технологий решает целый ряд задач.

  1. Закладывание фундамента хорошего физического здоровья.
  2. Повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников.
  3. Проведение профилактической оздоровительной работы.
  4. Мотивация детей на здоровый образ жизни.
  5. Формирование полезных привычек.
  6. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью в соответствии с принципами ведения здорового образа жизни.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности: предметную, исследовательскую, игровую и творческую.

Педагогическую технологию отличают: 

  • конкретность и четкость цели и задач;
  • наличие этапов первичной диагностики, отбора содержания, форм, способов и приемов реализации; 
  • использование совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; 
  • наличие итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Задачи здоровьесберегающих технологий (подготовительная к школе группа – дети 6-7 лет)

Образовательные задачи

  1. Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж).
  2. Передать знания о болезнях и способах защиты от них.

Развивающие задачи

  1. Повысить двигательную активность.
  2. Осуществлять профилактику умственного перенапряжения.
  3. Развивать аналитические способности и логическое мышление.

Воспитательные задачи

  1. Научить избегать вредных привычек.
  2. Воспитать осознанное отношение к личной гигиене.
  3. Стимулировать и поощрять желание самостоятельно тренироваться.

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  2. Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  3. Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых. 
  4. Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  5. Работа валеологической направленности с  родителями ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.
  2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
  3. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
  4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
  5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
  6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
  7. Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.
  8. Получение знаний детьми  должно происходить без ущерба для их здоровья. Успешным обучение  может быть только в той образовательной среде, где имеются благоприятные условия для получения образования, где наряду с другими инновационными процессами реализуются здоровьесберегающие  технологии с опорой на принцип «Не навреди». Такие технологии должны быть:
  • простыми, то есть не требовать значительных материальных затрат; как правило, то, что необходимо взрослому и ребенку для их применения, находится рядом;
  • доступными, то есть приспособлены для самостоятельного и сознательного освоения людьми разного возраста;
  • безопасными, то есть не связанными с внешним воздействием на ребенка; все оздоровительные технологии ребенок осваивает самостоятельно и сознательно, отслеживая каждый свой шаг и контролируя свое состояние;
  • эффективными, то есть быстро давать положительный результат;
  • экспортируемыми, то есть давать возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик.

Образовательный процесс ДОУ не может в полной мере обеспечить социальный запрос общества. Главная задача ДОУ – показать семье возможности целостного развития ребенка. Для этого нужно, чтобы родители понимали свою  очень важную роль в сотрудничестве. Только при тесной взаимосвязи ДОУ и семьи мы сможем создать наиболее  благоприятные условия для формирования личности наших воспитанников: желание   ребенка быть здоровым, знание   того, как сохранить здоровье, и умение   быть здоровым.

Каждое образовательное учреждение выбирает свой маршрут, свой путь, свою дорогу в решении данной проблемы. Но какой бы путь мы ни выбрали, цель одна – здоровый ребенок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...