Статья - плавание и игра
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Севостьянова Людмила Евгеньевна

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерное, целенаправленное и последовательное использование игровых технологий, направленных на формирование определенных плавательных способностей по принципу «от простого к сложному» путем превращения игровой ситуации в учебную. Игровые технологии используем с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, физической подготовленности и степени владения каждым навыком предлагаемых движений. Игра является мощным мотивационным средством в образовательном процессе, направленным на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Плавание: игровой метод обучения.31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание:

игровой метод обучения.

Введение

Игра — вид деятельности человека, состоящий из двигательных действий, творчески, прямо или косвенно отражающий явления окружающей его действительности (труд и быт людей, движения животных и птиц) и направленный на всестороннюю общую и специальную физическую подготовку. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего не просто механически выполнять известные движения, а мобилизовать свою память, двигательный опыт, осмысливать происходящее, сопоставлять ситуацию, оценивать свои действия. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные. Мы рассматриваем особенности подвижных игр, их роль, место и значение в процессе начального обучения плаванию.

Подвижная игра — сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Образовательное значение имеют игры, родственные по структуре и характеру движений тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий легкой атлетикой, спортивными играми, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые играющими, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею.

Плавание и здоровье

Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Поэтому правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость. Занятия плаванием, как правило, групповые, что способствует формированию чувства товарищества, дружбы, коллективизма.

 Плавание оказывает на организм человека всестороннее воздействие. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Кроме того, необычное для нас горизонтальное положение тела, пребывание в состоянии значительного снижения сил земного притяжения, возможность строгого дозирования двигательной активности также благотворно влияют на организм.

Плавание в определенной мере способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Вода и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, уменьшают чрезмерное возбуждение.

Плавание благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Как известно, тело, погруженное в воду, находится в состоянии, близком к взвешенности. Сердце при этом увеличивается в объеме и перекачивает большее количество крови. Объем сердца человека в положении стоя нa суше составляет приблизительно 689 см3, лежа — 771 см3, а при погружении в воду — до 922 см3. При горизонтальном положении пловца тело имеет наименьшую поверхность лобового сопротивления, и работа сердца облегчается, так как не нужно затрачивать дополнительные усилия на преодоление собственной массы. При плавании сердцу не приходится перекачивать кровь вверх, как это бывает при обычном вертикальном положении человека. Давление воды на поверхность тела улучшает движение венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благоприятные условия деятельности правого предсердия и желудочка. Плавание является хорошим упражнением для лиц с недостаточностью деятельности сердечно-сосудистой системы. При плавании динамическая работа больших грудных мышц также помогает работе сердца.

В настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и развития сердечной деятельности.

Занятия плаванием - лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха происходит усиленная работа мышц, участвующих в акте дыхания, которым приходится преодолевать давление воды на поверхность грудной клетки. Выдох, который обычно происходит в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» приводит к укреплению и развитию мышц, участвующих в акте дыхания, увеличению подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Обычно ЖЕЛ не превышает 3,5-4 тыс. см3, а у хороших пловцов объем легких увеличивается почти вдвое, достигая 6—7 см3.

При регулярных занятиях плаванием нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Мышечная деятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря и улучшает эвакуацию содержимого толстых кишок.

Занятия плаванием усиливают обмен веществ, что вызывает образование повышенного количества конечных продуктов обмена — мочевины, мочевой кислоты, углекислого газа. Активизируется деятельность органов выделения.

Во время плавания происходят значительные изменения в крови. Даже обычное пребывание в воде температуры +20 С° в течение одной минуты вызывает увеличение количества эритроцитов Выдох, который обычно происходит в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» приводит к укреплению и развитию мышц, участвующих в акте дыхания, увеличению подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Обычно ЖЕЛ не превышает 3,5-4 тыс. см3, а у хороших пловцов объем легких увеличивается почти вдвое, достигая 6—7 см3.

При регулярных занятиях плаванием нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Мышечная деятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря и улучшает эвакуацию содержимого толстых кишок.

Занятия плаванием усиливают обмен веществ, что вызывает образование повышенного количества конечных продуктов обмена — мочевины, мочевой кислоты, углекислого газа. Активизируется деятельность органов выделения.

Во время плавания происходят значительные изменения в крови. Даже обычное пребывание в воде температуры +20 С° в течение одной минуты вызывает увеличение количества эритроцитов на 20—25% и повышает содержание гемоглобина в крови.

Одним из важных условий жизнедеятельности организма человека является сохранение постоянной температуры тела при изменении условий внешней среды. Во время погружения человека в воду наступает перестройка теплорегуляции тела, так как вода имеет более низкую, чем воздух, температуру, обладает значительно большей теплоемкостью и теплопроводностью. Путем тренировки и закаливания можно приучить свой организм к длительному плаванию в воде температуры +8... 10 °С.

Занятия плаванием прививают стойкий гигиенический навык. Систематические водные процедуры постепенно становятся потребностью и привычкой. Вода влияет на кожу как механический и термический раздражитель, смывает грязь, пот, кожное сало, способствует укреплению самой кожи и улучшению дыхания через поры кожи.

Систематические движения в горизонтальном положении являются прекрасным корригирующим средством, устраняющим различные нарушения в осанке — сутулость, искривления позвоночного столба в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), тугоподвижность суставов. Наибольший эффект при дефектах осанки дает плавание брассом, несколько меньший — кролем на груди и на спине. Работа ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы.

Плавание применяется также при лечении последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций, рекомендуется даже людям с хроническим повреждением двигательного аппарата. Во время плавания в движениях участвуют все основные группы мышц, что способствует пропорциональному их развитию и созданию мышечного корсета.

Занятия плаванием приводят к уменьшению лишних жировых отложений, а у худых стимулируют увеличение подкожной основы, что вместе с увеличением силы и объема мышц также способствует улучшению осанки. Он не умеет ни читать, ни плавать», — так древние Греки говорили о необразованном человеке, считая, что плавание - нe только оздоровительное, но и образовательное средство.

Игровой метод—обязательное методическое требование физического воспитания

Широкое применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этого метода характерны:

  • эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;
  • вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;
  • умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
  • комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе.

Игра — важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Во время игры происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых уроков.

Однако есть и недостатки игрового метода. Во-первых, занимающиеся, увлекшись игрой, не следят за правильным выполнением плавательных движений, допускают ошибки, которые со временем становятся привычными; трудно дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого занимающегося.

Поэтому при проведении игр обязательно соблюдать следующие методические требования:

  • в каждой игре ставится задача, которая способствует обучению нужным элементам техники плавания и развитию тех или иных физических возможностей занимающихся;
  • игра должна быть посильной, соответствовать уровню подготовленности занимающихся, оказывать положительное эмоциональное воздействие;
  • игра должна способствовать проявлению активности и инициативы участников;

  •  преподаватель обязан контролировать степень эмоциональности занимающихся и вовремя прекратить игру, руководить ею и направлять.

Игры в воде проводятся индивидуальным (без разделения занимающихся на группы (команды)) и групповым методом (с разделением на группы (команды)). Классификация их следующая:

  • игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета;
  • игры с сюжетом;
  • командные игры.

В соответствии с педагогическими задачами все игры на воде могут быть преимущественно направлены на:

  • освоение воды;
  • освоение различных элементов техники плавания;
  • повышение физической подготовленности занимающихся;
  • освоение элементов прикладного плавания;
  • освоение простых прыжков в воду;
  • подведение к спортивной игре водное поло;
  • преподаватель обязан контролировать степень эмоциональности занимающихся и вовремя прекратить игру, руководить ею и направлять.

Игры в воде проводятся индивидуальным (без разделения занимающихся на группы (команды)) и групповым методом (с разделением на группы (команды)). Классификация их следующая:

  • игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета;
  • игры с сюжетом;
  • командные игры.

В соответствии с педагогическими задачами все игры на воде могут быть преимущественно направлены на:

  • освоение воды;
  • освоение различных элементов техники плавания;
  • повышение физической подготовленности занимающихся;
  • освоение элементов прикладного плавания;
  • освоение простых прыжков в воду;
  • подведение к спортивной игре водное поло;

  •  игры и развлечения на воде.

Требования к подбору и проведению игр

Подбирая игру, нужно четко представить, какие педагогические задачи нужно решить. В методике обучения и проведения подвижных игр необходимо руководствоваться следующими педагогическими целями: осознанное восприятие нового материала, активное участие в учебном процессе, проявление инициативы, творчества. Весь процесс участия в игровой деятельности должен носить воспитательный характер. Последовательность применения игр и подбор игрового материала определяют многие факторы. Прежде всего, это соответствие поставленным педагогическим задачам: обучение, тренировка, воспитание.

Необходимо хорошо знать физическую и плавательную подготовленность группы и четко представлять, что занимающиеся могут сделать, а что им не под силу. При этом необходимо четко дифференцировать соответствие выбранной игры возрасту ее участников, однородности группы, количеству играющих. Немаловажное значение имеет подбор игр по степени их трудности. Легкие игры, не требующие проявления усилий, неинтересны, как и слишком трудные. Выбор во многом определяется местом и условиями игры: открытый водоем, бассейн, температура воды, воздуха, меры безопасности.

Подготовка к проведению, организация участников и объяснение игры

Самая важная роль в организации игры принадлежит руководителю. Он обязан до малейших деталей продумать весь ход игры, особенно в тех случаях, когда игра проводится впервые и трудно предвидеть все ситуации, возникающие в ее ходе. Руководитель обязан подготовить место проведения, инвентарь. Оттого, насколько быстро и четко будут организованы играющие, во многом зависят успех проведения и конечный результат игры.

В начале игры выбирают водящего или разделяют участников на команды. Водящего может назначить руководитель или выбрать члены команды (с помощью «считалки», по жребию).

Если участников нужно разделить на команды, то воспользуйтесь такими способами:

  • расчет в строю. Игроки рассчитываются по 2, по 3, в зависимости от числа команд;
  • на усмотрение руководителя (если он хорошо знает силы участников);
  • капитаны по очереди выбирают себе игроков, вызывая их из строя;
  • по назначению преподавателя, который формирует команды, выступающие в любых играх постоянным составом.

Формируя команды, нужно стремиться к тому, чтобы состав каждой из них был примерно равен по силам. Капитанов команд обычно выбирают участники.

Объяснение игры нужно проводин, м исходном игровом построении. Этому правилу изменять нельзя.11тобы у играющих не возникло лишних вопросов, объяснение надо сопровождать показом. Если вода в бассейне или водоеме прохладная, рассказать об условиях проведения игры можно на суше. Объяснять игру надо предельно кратко и ясно, особенно в тех случаях, если играющие находятся в воде. Целесообразнее всего придерживаться следующего плана изложения:

  • название игры;
  • роль играющих и их расположение;
  • ход игры;
  • цель игры;
  • правила игры.

Руководитель должен начать игру, разумно ее дозировать, своевременно закончить. В зависимости от подготовки играющих он может упростить или усложнить отдельные правила. Особенно нужно следить за правилами выполнения технического приема, для изучения или закрепления которого применяется игра. В игре нельзя допускать пререканий, грубостей. Давать сигнал к окончанию лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий». Как видим, у руководителя подвижных игр много прав. Однако он должен уметь ими пользоваться, предоставляя играющим максимум инициативы, оставаться объективным и беспристрастным судьей.

Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. Руководитель должен охарактеризовать игру в целом и дать оценку действиям отдельных игроков. Необходимо указать на нарушения правил и ошибки, которые были допущены, отметить лучших игроков.

К оценке игры следует привлекать и участников. Объективный анализ приучает к правильной самооценке, критическому мышлению, повышает сознательную дисциплину, способствует развитию инициативы, укрепляет товарищеские отношения в команде, усиливает интерес к дальнейшим занятиям плаванием и в итоге способствует лучшему усвоению и закреплению материала.

Методические указания к проведению игр в обучении плаванию

Игры на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи совсем изучаемым на уроках учебным материалом.

Успешно решить задачу при обучении плаванию игровым методом помогут методические указания:

  1. Участники игры должны понимать содержание и задачи игры.
  2. Преподаватель обязан:
  • правильно определить место выбранной игры среди других упражнений;
  • учитывать длительность игры;
  • использовать игры, распределенные по степени трудности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся;
  • распределять играющих на команды, равные по силам;
  • соблюдать объективное и беспристрастное судейство;
  • обеспечить оптимальные нагрузки, интенсивность нагрузки следует чередовать с отдыхом;

  • четко и кратко объяснять правила игры;
  • отмечать и оценивать успехи участников игры;
  • проводить анализ игровой деятельности;
  • привлекать занимающихся к анализу своих действий;
  • поручать организацию уже знакомых игр самим занимающимся;
  • при определении результатов игры надо учитывать не только конечный результат, но и качество выполнения двигательного действия.
  1. Между играми и другими упражнениями, включенными в урок, должна быть тесная организационно-методическая взаимосвязь.
  2. Необходимо включать в игры только те элементы техники плавания или упражнения, которые достаточно хорошо освоены занимающимися.
  3. Нецелесообразно совмещать на одном и том же занятии изучение новых упражнений с разучиванием новой игры. Использование игры в целях содействия обучению плавания должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных качеств. Например, для воспитания ловкости надо обновлять и варьировать знакомые игры. Необходимо ставить перед играющими новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами, коллективных и индивидуальных действий.

Для воспитания быстроты полезно проводить игры, требующие незамедлительных двигательных ответов в часто изменяющейся обстановке, усложненной дополнительными заданиями, а также с преодолением расстояний на скорость (5 – 10 м). Выносливость формируют игры с непрерывной двигательной деятельностью средней интенсивности продолжительностью до 8—12 минут.

Правила проведения игры

При проведении игры необходимо соблюдать следующие правила:

  • объясняя игру, необходимо четко рассказать ее содержание и правила, выбрать водящего и разделить игроков на группы, равные по силам;
  • в каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в воде;
  • если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и проводиться в быстром темпе;

—во время игры необходимо тщательно следить за выполнением правил, строго наказывать за все нежелательные проявления: грубость, нетоварищеское поведение, нарушение правил игры;

  • после окончания игры необходимо обязательно объявлять результаты, называть победителей и проигравших, особо поощрять взаимную помощь и действия в интересах коллектива;
  • каждую игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся и они не очень устали.

Успешному проведению игр в воде, как с детьми школьного возраста, так и со студентами, помогает непосредственное участие педагога. Это позволяет быстрее организовать занимающихся, вовлечь их в игру. Если преподаватель не участвует в игре, то он должен выбрать для себя такое место, чтобы хорошо видеть, как идет игра. Игры на воде проводятся как с новичками, так и с теми, кто хорошо умеет плавать. По мере повышения спортивной подготовленности занимающихся игры становятся более сложными.

Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, условий для проведения игры', глубины и температуры воды, количества занимающихся в группе, их возраста, уровня подготовленности.

Заключение:

Научить человека плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха поведения в воде. На этапах начального обучения плаванию на занимающихся действует множество факторов, которые не встречаются им при наземном передвижении. Это, прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде земля-воздух, адаптация с новым способом опоры о воду и передвижение в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка дыхания, замена вертикального положения на горизонтальное. Занимающиеся не в состоянии сразу адаптироваться к влиянию всех этих факторов. И в связи с этой проблемой применение игрового метода на занятиях весьма важно, так как применение игр с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой адаптации организма к воде.

Многократное повторение разных игр при обучении плаванию способствует созданию у занимающихся динамичного стереотипа движений, что способствует ускоренному овладению техникой плавания в воде. Игра увлекает, что создает эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает занимающихся к активному выполнению упражнений. Вот поэтому игры очень рекомендуются при обучении плаванию. Играя, человек незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.

Литература:

  1. Булгакова Н.Ж. Плавание – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание. Пособие для инструктора – общественника. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
  3. Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан  Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: Человек, Донецк: Пространство,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Статья " Плаванье в детском саду"

плаванье в детском саду...

Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"

          !6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...

Статья «Плавание – как закаливание»

Занятия плаванием укрепит здоровье, а игры на воде доставят удовольствие!...

Статья "Плавание как средство закаливания организма ребенка"

Плавние как средство закакливания организма ребенка...

Развитие физических качеств у дошкольников в плавании через игры и игровые упражнения на воде.

Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством физического воспитания и закаливания организма ребенка. Плавание гармонично развивает и укрепляет организм человека, способствует увеличению...