Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: Строение и работа дыхательной системы
план-конспект занятия (старшая группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой они знакомятся со строением дыхательной системы. Представлено описание проведения различных опытов для изучения работы дыхательной системы, в процессе проведения которых дети упражняются в выдвижении гипотезы, анализа практической деятельности и умения делать выводы. Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_i_rabota_dyhatelnoy_sistemy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с дошкольниками

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)

Тема: Строение и работа дыхательной системы

Основные цели: 

  • Дать детям первичные представления об органах дыхания и отметить их важное значение для человека;
  • Научить детей правильному дыханию;
  • Продолжать развивать умение детей рассуждать, анализировать, делать выводы;
  • Воспитывать у детей умение работать в парах;
  • Продолжать воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Дидактические материалы: Презентация, схемы строения дыхательной системы.

Оборудование: Воздушные шары, два насоса, халат, шапочка, зеркало, стакан с водой, трубочка.

Краткая аннотация к работе: Занятие разработано в технологии деятельностного метода. В образовательной ситуации описываются приемы активизации старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в ходе которой они знакомятся со строением дыхательной системы. Представлено описание проведения различных опытов для изучения работы дыхательной системы, в процессе проведения которых дети упражняются в выдвижении гипотезы, анализа практической деятельности и умения делать выводы. Данный материал будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций.

Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию 

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

  1. Актуализация

В - Ребята, вы все хорошо знаете, какое сейчас время года. Назовите его.

Д – Осень.

В - А какие месяцы осени вы знаете?

Д - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В - Назовите последний месяц осени.

Д – Ноябрь.

В - Этот период называют предзимье. Перечислите приметы осени.

Д - На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

В – Помните, мы с вами проводили наблюдение при помощи градусника. Как вы думаете, сейчас температура в помещении выше 0 или ниже 0?

Д – Выше 0

В - А на улице?

Д – Ниже 0.

В - А теперь вспомните, что вы наблюдали во время выдоха на улице?

Д – Пар.

  1. Затруднение в ситуации

В - А откуда он взялся?

В - Ребята, где мы можем получить информацию по какому пути, как и куда этот воздух попадает в организм?

Д – Спросить у взрослых, прочитать в книгах, в интернете.

В - Люди, какой профессии могут доступно и понятно рассказать об этом детям.

Д - Доктор, медсестра, лаборант.

В – Как называются учреждения, в которых работают доктора, медсестра, лаборанты?

Д – Больница, исследовательский центр.

  1.  «Открытие» нового знания (способа действия)

В – Сейчас предлагаю пройти в исследовательский центр. С вашего позволения я буду доктором, Наталья Семеновна старшим сотрудником, а вы младшими сотрудниками. Прошу надеть халаты и занять свои места  

В - Как называется орган дыхания, который находится у нас на лице?

Д - Нос

В - Это видимый орган дыхания. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос.

Что вы видите?

Д – Две дырочки. В носу есть два канала.

В – Как они называются?

Д – Ноздри.

В - Загляните внутрь носа. Какого цвета стенка внутри?

Д - Розового

В - А знаете почему?

Д - Потому что там много кровеносных капилляров. Капилляры красного цвета.

В - Что еще заметили?

Д - Волоски (ворсинки).

В - Как вы думаете, зачем они нужны?

Д - Ворсинки задерживают пыль и другие мелкие частицы.

В – Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: наш нос находится на лице. Он состоит из ноздрей, внутри он розовый и имеются ворсинки, которые задерживают пыль.

В – Сделайте глубокий вдох носом. Что вы почувствовали?

Д – Холодок.

В – Когда мы вдыхаем в нос попадает какой воздух?

Д – Холодный.

В – Еще раз глубоко вдохните носом, а выдохните на зеркало через рот. Что вы увидели?

Д - Зеркало запотело.

В – Почему зеркало запотело?

Д – Воздух в дыхательной системе нагревается, выходит теплый.

В – Какой сделаем вывод?

Вывод: в нос попадает холодный воздух, в дыхательной системе он

нагревается и выходит теплым.

В – Нос — это частичка дыхательной системы, вам интересно узнать, куда попадает воздух из носа.

Д – Да, интересно.

Теория строения дыхательной системы. Выводим на экран картину «Строение дыхательной системы».

В – Из носа воздух попадает в гортань, затем в трахею. Трахея — это ребристая трубка, ее можем ощутить на ощупь. Трахея делится на два главных бронха: правый и левый, каждый из которых входит в соответствующее ему легкое. В легких бронхи разветвляются, образуя бронхиальное дерево.

В – Скажете, пожалуйста, как называется эта система.

Д – Дыхательная система.

В – Изучив строение дыхательной системы, старший лаборант Наталья Семеновна приглашает нас в лабораторию.

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

В – Чем занимаются в лаборатории?

Д – Различными исследованиями.

В – Назовите правила поведения в лаборатории?

С. Л. - Опыт «Шарики»

Детям раздаются шарики, и они должны надуть при помощи выдоха.

- Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Опыт «Исследования»

- Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

-А сейчас выдохните резко и ощутите, как сжимается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Вывод: При вдыхании воздуха легкие расширяются, при выдыхании воздуха легкие сжимаются.

Опыт «Дыхание при нагрузке, спокойное дыхание» 
С. Л. - Приглашаем одного ребенка и предлагаем ему прочитать стихотворение А. Барто «Наша Таня», затем предлагаем ему делать приседания и читать это же стихотворение.

Вывод: когда ребенок в спокойном состоянии – дыхание ровное, а при нагрузке затруднено.

Далее предлагаем детям пройти в лабораторию.

Опыт «Буря в стакане»

У каждого на столе стоит стакан с водой. Сейчас проверим, что длительность выдоха зависит от объёма лёгких. Для этого опустите трубочку в воду. Сделайте, пожалуйста короткий вдох и короткий выдох в трубочку. А теперь – длинный вдох и длительный выдох. А теперь длительный вдох, а выдох, как по ступенькам. Что вы наблюдали? Изменялось ли что-то?

Вывод: длительность выдоха зависит от объема, который мы вдохнули.

В - На этом наша работа в лаборатории закончена. Доктор благодарит старшего лаборанта и младших сотрудников. (Снимаем одежду и возвращаемся, откуда пришли).

В - Воспитатель: сейчас я хочу убедиться в том, что все вы знаете, как устроена наша дыхательная система. Для этого разбейтесь на пары и заполните схему деталями органов дыхания.

Игра "Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?"

- А теперь мы поговорим о том, как надо заботиться об органах дыхания.

Молодцы.

  1. Осмысление

В – Что интересного и полезного мы сегодня сделали?

Удалось ли нам узнать, как работает дыхательная система?

Д – Да.

В – Что вам в этом помогло?

Д – Мы знаем, что воздух поступает в нос из носа в гортань, из гортани в трахею, затем в бронхи и легкие.

В – Какие знания и умения вам пригодились?

Я вами очень довольна! Вы большие молодцы! Хорошо справились с трудными задачами.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы

Дышим я, и он, и ты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками с применением системно - деятельностного подхода Тема занятия: «Катино платье» проводится с детьми второй младшей группы.

Расширение форм и методов организации работы по познавательному развитию в различных видах деятельности и на основе использования технологии "Ситуация"...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Невидимка – воздух или как обнаружить воздух».

Краткая аннотация к работе:  образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия «открытия» нового знания в технологии деят...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Грамоте учиться — всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Образовательная область: Речевое развитие раздел «обучение грамоте»Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «З...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Тайна старинной вазы»

Краткая аннотация к работе: Данный конспект будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. «Тайна старинной вазы» по опытно-экспериментальной деятельности в технологии «ситуац...

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Мы такие разные»

Краткая аннотация к работе: Данная работа предполагает закрепления умения распознавать изученные знания о том кому, какая одежда принадлежит; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб...

Конспект занятия Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Строение и свойства сыпучих веществ»

на занятии дети в игровой и опытнической деятельности получат представление о строении знакомых сыпучих веществах - песка и сахарного песка...