Игровой массаж в детском саду в течении дня
материал

Самотой Юлия Ивановна

Игровой массаж в детском саду в течении дня (технология здоровье сбережения)

(мастер-класс для педагогов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igrovoy_massazh_v_detskom_sadu_v_techenie_dnya.zip698.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой массаж в детском саду в течении дня (технология здоровье сбережения)

(мастер-класс для педагогов)

Ю.И.Самотой,

Воспитатель

МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное

Белгородского района, Белгородской области

Одной из базовых ценностей человеческой жизни является здоровье.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психическая гармония человека, доброжелательные и спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется в детстве.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов. Именно  поэтому  нам  приятно  хлопать  в  ладоши,  ходить  босиком -бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.

Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку.  И если взрослый  человек  сам понимает,  что  массаж  и  самомассаж необходимы  для  здоровья,  то  ребенок  может  этому  научиться  благодаря  опытному воспитателю, педагогу.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и Снеговичком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

Отличительная черта данных упражнений – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.

Под игровым самомассажем понимается следующее:

  • имитационные упражнения;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для стоп, рук, спины;

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:

  1. Поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
  2. Растирание - энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
  3. Разминание-основной прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.
  4. Поколачивание - прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой.

При массаже пальцев рук следует использовать следующие

приемы:

1)вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

2)растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

Ожидаемые результаты применения массажа: в образовательном направлении:

  • усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
  • умение овладеть простейшими приемами; в оздоровительном направлении:
  • расширение капилляров кожи;
  • ускорение циркуляции крови и лимфы;
  • усиление функций потовых и сальных желез;
  • влияние на обменные процессы;
  • улучшение подвижности связочного аппарата;
  • побуждение к активности;
  • тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
  • развитие положительных эмоций.

Начиная со второй младшей группы, мы используем следующие виды массажа:

¬массаж стоп:

ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;

самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках», см. Приложение);

катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).

К сведению! Для снятия усталости ног нужно сто    раз ударить кулаком по подошвам ног –японское упражнение «Стократное ударение по подошвам ног».

¬массаж рук и пальцев рук:

самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;

многочисленные пальчиковые гимнастики;

массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;

ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).К сведению!

¬массаж спины:

игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»;

массаж специальными и самодельными массажерами;

массаж гимнастическими палками;

массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед –назад, в стороны;

упражнения на мяче (большом)

¬массаж лица и биологически активных точек (профилактика

простуды):

игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем лицо»,

«Снеговик» и др.;¬массаж тела и ног:

игровой самомассаж «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;

массаж специальными и самодельными массажерами;

растирание массажными рукавичками;

выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».

Связь пальцев с органами:

ϖбольшой палец –легкие и печень;

ϖуказательный –пищеварительный тракт, печень,    толстая кишка;

ϖсредний –сердце, кровообращение, секс;

ϖбезымянный –нервная система, здоровье в целом;

ϖмизинец –сердце, тонкий кишечник;

ϖладонь –в центре точка повышения активности.

Скорая помощь:

  • при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в центр ладони;
  • утоление нервной усталости –массаж мизинцев до полного расслабления;
  • сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем –улучшает запоминание важных вещей;
  • устранение психической напряженности –круговые движения орехами в каждой ладони; сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно;
  • проверка  функции  печени –при  напряженных  разогнутых  пальцах  руки  согнуть указательный в виде крючка;
  • активизация функции печени –растягивать зацепленные друг с другом указательные пальцы в противоположные стороны перед грудью;
  • простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа –точка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки).

Упражнения для красивых глаз.

1.Массируют все пальцы рук до расслабления (мизинцы и указательные –3минуты, остальные –по одной минуте).

2.Массируют все пальцы ног до расслабления (указательные –2 минуты, остальные –по одной минуте).

3.Точка в центре ладони –сильное нажатие 50секунд 3 раза (точка жизненной энергии).

4.Внутренние уголки глаз нажать большим и указательным пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.

5.Наружные уголки глаз нажать большими пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.

Используются методы обучения дошкольников игровому самомассажу:

  • словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;
  • наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;
  • практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;
  • игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.

К 5 – 7- ми годам у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников. Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка - дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для детей дошкольного возраста. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Нервная система первая воспринимает действие игрового самомассажа, т.к. в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер, продолжительность упражнений, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.

Глубокое влияние оказывает игровой самомассаж на переферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва. При нежном медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, и это оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, при энергичном и быстром поглаживании повышается раздражительность массируемых тканей. Очень важна для воздействия на нервную систему атмосфера проведения игрового самомассажа, теплый воздух, приглушенный свет, приятная спокойная музыка.

        Использование игрового самомассажа положительно влияет на уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой массаж в детском саду

Здоровье складывается из мелочей....

Презентация на тему:" Игровой массаж в детском саду"

Презентация на тему:" Игровой массаж в детском саду"...

Игровой массаж в детском саду

Мы очень хотим видеть своих детей крепкими, здоровыми и умными. А чтобы они такими стали, необходимо заботиться об их здоровье. Масссаж способствует улучшению в организме обменных процессов, нормализа...

Буклет "Игровой массаж в детском саду"

Варианты игрового массажа для дошкольников со словами и описанием....

Физическое развитие детей 2-3 лет в детском саду в течении дня

Важным фактором развития детей раннего возраста (2-3 лет) в условиях детского сада, является, безусловно, физическое воспитание. Эффективнее встраивать физическую активность в "режимные моменты&q...

Примерный план применения здоровьесберегающих технологий в детском саду в течение дня

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные...