Опыт работы «Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Сайдуллина Юлия Фаукатовна

Опыт работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_port.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

Детский сад № 50 «Теремок»

«Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста»

Опыт работы

воспитателя МБДОУ ДС №50 «Теремок»

Сайдуллиной Юлии Фаукатовны

Г. Озерск

2021

План

Введение…………………………………………………………………стр.3

1. Научно-методическое обоснование ………………………………   стр. 5

2. Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей  раннего возраста ………………………………………………………................ стр.8

   2.1 Закаливание воздухом ……………………………………………стр.9

   2.2 Закаливание водой  ………………………………………            стр.10

   2.3 Закаливание солнцем ……………………………………...         стр.11

   2.4 Хождение босиком и массажные дорожки …………………    стр. 12

   2.5 Взаимодействие с родителями ………………………………     стр.15

3. Результаты работы ………………………………………………     стр.17

4. Вывод ………………………………………………………………  стр. 19

5. Список литературы …………………………………………………стр.21

Приложение …………………………………………………………    стр.23

Введение

   Здоровью детей всегда, во все времена, уделяется большое внимание.  В детстве происходит развитие и становление личности человека, и все, что приобретено ребенком в детстве, а особенно здоровье, сохраняется потом на всю жизнь. С ранних лет привычка быть здоровым, понимание как поддерживать свое здоровье является главным компонентом жизнедеятельности человека. Поэтому именно ранний возраст является одним из главных периодов в жизни каждого человека. Именно тогда важно заложить основы здоровья, правильного физического развития.  Здесь одну из важных ролей играет закаливание. С его помощью можно укрепить здоровье ребенка, а именно повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

   Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в группу раннего возраста, я отметила, что становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями. Поэтому для того чтобы малыши реже болели и легче переносили респираторные заболевания, я выбрала тему «Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста».

   Целью работы является: укрепление здоровья детей раннего возраста с помощью закаливающих процедур и снижение заболеваемости. Для достижения цели определила следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по теме закаливания детей раннего возраста.
  • Обозначить и применить основные направления в работе по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе укрепления здоровья детей раннего возраста с помощью закаливающих процедур.

   Для реализации опыта мною были использованы различные формы организации деятельности.

С детьми:

  • Двигательно-оздоровительные физминутки;
  • Подвижные игры;
  • Оздоровительные процедуры с водой;
  • Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
  • Различные виды гимнастики (традиционная, дыхательная, пальчиковая, для глаз, динамическая, корригирующая);
  • Массажные дорожки и самомассаж.

С родителями:

  • Родительские собрания;
  • Консультации (индивидуальные и фронтальные);
  • Выставки совместных работ детей и родителей;
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке, изготовление стенгазет, информационных буклетов и выставок;
  • ИКТ средства (видеоролики).

   Методика, используемая в работе с детьми, строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

   С целью решения поставленных задач мною были определены следующие направления в работе:

  • Анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной теме;
  • Подбор закаливающих процедур для детей раннего возраста;
  • Составление перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста;
  • Обогащение предметно-развивающей среды;
  • Разработка информационно-консультативного материала для родителей.

1. Научно-методическое обоснование

   Начало представлениям о закаливании человека положил Гиппократ (460 - 356 гг. до н. э.). Заслуга Гиппократа состоит в том, что он систематизировал имеющийся материал по использованию холода в целях укрепления здоровья. Закаливанию он отводил большую роль и в профилактике самых различных заболеваний.

   Труды величайшего учёного того времени Абу-Али Ибн-Сина, известного в Европе под именем Авиценны, представляют важную веху в развитии учения о закаливании. По мнению Авиценны, начинать закаливание нужно летом, а главным средством он считал воду. В одной из глав своего труда «Канон врачебной науки» он говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста.

   В эпоху Возрождения закаливание рассматривалось уже как одна из важных задач, составляющих систему воспитания. Т. Кампанелла, Дж. Локк и многие другие отводили закаливанию большое место в воспитании детей.

   Ценный вклад в развитие учения о закаливании внёс знаменитый немецкий врач Х. Гуфеланд. Его заслуга особенно велика в популяризации и пропаганде закаливания. В своём широко известном труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796) в качестве одного из важнейших средств профилактики многих заболеваний он отмечал закаливание.

   Развитие представлений о закаливании в России проходило самобытным путём. Древнейший русский летописец Нестор в Х веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. В памятниках отечественной культуры, таких как «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских» (Епифания Славинецкого), «Юности честное зерцало» (Феофана Прокоповича) и некоторых других, содержатся положения предупредительной медицины, рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закаленными.

   В трудах известных русских просветителей так же большое внимание отводилось закаливанию детей. Они рассматривали его как важное средство воспитания ребёнка. И. Бецкой настойчиво рекомендовал приучать детей чаще быть на воздухе. Много внимания пропаганде закаливания уделял выдающийся русский просветитель Н. Новиков. В своей работе «Разговор о здоровье» он писал, что тому, кто хочет быть здоровым и крепким, надо привыкать сносить жар и стужу, ветер и сырую погоду. По его мнению, закаливание не только повышает устойчивость организма к холоду, но и в известной мере формирует характер человека.  

    Большой вклад в развитие учения о закаливании принадлежит русским медикам. Среди них в первую очередь следует упомянуть ученика        М. Ломоносова С. Зыбелина. Он создал свод санитарно-гигиенических правил, в котором важное место отводил закаливанию.

   Но все же началом научного этапа развития учения о закаливании является 1881 год. В этом году была опубликована диссертация русского врача А. Назарова «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры». В ней А.Назаров впервые научно доказал возможность повышения устойчивости организма к холоду в результате закаливания.

  Основоположником закаливания детей грудного и ясельного возрастов был Г. Сперанский. Его книга «О закаливании детского организма» (1910) была первой в России, посвящённой данному вопросу.

   В советское время большой вклад в изучении проблемы закаливания внесли В. Гориневский, Г. Сперанский, М. Маршак, А. Слоним,              К. Смирнов, А. Парфенов и многие другие. Большая роль в популяризации закаливания принадлежит И. Саркизову-Серазини. Его основные труды «Моря и реки как источник здоровья» (1925), «Водолечение» (1927), «Основы закаливания» (1953) и другие посвящены актуальным вопросам теории и практики закаливания. В них профессор И. М. Саркизов-Серазини настоятельно рекомендовал всем крепко дружить с солнцем, воздухом и водой. Он считал, что «Великой силой, оживляющей нашу жизнь, является лучистая энергия солнца. И начинать борьбу за свое здоровье никогда не поздно. Но наиболее эффективна эта процедура, начатая в детстве. Она является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка».

   Многие ученные, в том числе В. Апарин утверждали, что солнце, воздух, вода (естественные силы природы) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.

 Следует отметить, что разработка теоретических и практических вопросов закаливания - заслуга главным образом нашей отечественной науки.


2. Закаливающие процедуры как условие укрепления здоровья детей раннего возраста

   Выстраивая работу по укреплению здоровья детей, я руководствовалась принципами, предложенными А.П.Лаптевым:

  • Регулярность. Процедуры должны проходить регулярно в одно и то же время суток.
  • Постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют увереннее достигать желаемого результата.
  • Комплексность. Все закаливающие мероприятия должны проводиться в комплексе, т.к. все они между собой взаимосвязаны.
  • Многофакторность. Для закаливания можно использовать все, что дано природой (солнце, воздух, вода, земля).
  • Эмоциональность. Все процедуры должны вызывать только положительные эмоции.
  • Соответствие возрастным и физиологическим возможностям. Закаливающие процедуры должны проводиться с учетом возраста и здоровья ребенка.

   Как известно, закаливающие процедуры подразделяются на общие и специальные.

   Общие заключаются в дозированном по времени использовании естественных природных факторов окружающей среды, рациональном питании, рациональной одежде и ежедневных прогулках на свежем воздухе. 

   К специальным закаливающим процедурам относятся специально организованные закаливающие мероприятия с комплексным применением физических упражнений и природных факторов, дозированных не только по времени, но и по силе и интенсивности действия раздражителя: гимнастические упражнения, массаж, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

   Специальные закаливающие мероприятия в зависимости от области воздействия раздражителя подразделяются на местные и общие.

Местные закаливающие процедуры: умывание, закаливание носоглотки, обтирание отдельных участков тела, обливание ног, контрастные местные ванны для рук или ног, полоскание горла.

Закаливающие процедуры общего действия: воздушные ванны, солнечные ванны, обтирание или обливание тела, душ, контрастные общие процедуры, плавание в бассейне, купание в открытых водоемах.

   В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведении специальных мер закаливания.

    Закаливание в режиме дня в повседневной жизни сводится к следующему:

   а) создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

   б) рациональная одежда;

   в) длительное пребывание на воздухе независимо от погоды;

   г) воспитание привычки к прохладной воде.

    В качестве основных средств закаливания я использовала естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет.

   2.1 

   Закаливание воздухом считается наиболее мягкой закаливающей процедурой. Поэтому оно должно предшествовать закаливанию водой и солнцем. Местную воздушную ванну дети получали, находясь в обычной одежде (оставляющей обнаженными руки и ноги), во время физкультурных и музыкальных занятий, утренней гимнастики, общую воздушную ванну - при смене белья после дневного сна.

   Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в группе должна снизиться более чем на 1°С. Помещение я проветриваю несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.

   Сквозное проветривание создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание осуществляется кратковременно, 5-7 минут, в отсутствии детей. Сквозное проветривание я проводила:

  • утром перед приходом детей;
  • перед занятиями;
  • перед возвращением детей с прогулки;
  • во время дневного сна;
  • после полдника.

   Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года. (Приложение №1) Летом я все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводила на участке группы.

   2.2

   Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Ведь главное при закаливании не продолжительность процедуры, а температура воды. Чем прохладнее вода, тем короче время её соприкосновения с телом. Наилучшим временем для проведения водных процедур являются утренние часы, сразу же после сна или в конце утренней зарядки, когда кожа равномерно согрета, что обеспечивает хорошую сосудистую реакцию. Не рекомендуется выполнение водных процедур непосредственно перед сном, так как возбуждение нервной системы может отрицательно отразиться на качестве сна.

    Использование воды в целях закаливания детей в повседневной жизни сочетается с формированием у них навыков личной гигиены. Умывание, мытьё рук (до, после еды, после туалета) прохладной водой является закаливающим элементом. (Приложение №2) При умывании с детьми я всегда использую художественное слово:

«Вот водичка капает – кап – кап – кап!

Ручки моем мы вот так – так – так – так!

Вот водичка капает – кап – кап – кап!

Мы водичку наберем – так – так – так!

И умоем личико чистенькой водичкой!

Вот как хорошо!».

Если дети, умываясь, забрызгали белье или намочили рукава, я им меняю мокрую одежду, чтобы она не оказывала сильное охлаждающее действие при высыхании на ребенке .

   2.3

   Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весенне-летнее время при обычной разнообразной деятельности детей.

Я начинала со световоздушных ванн в тени деревьев, потом переходила к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяла руки и ноги. Важное условие при этом - на голове у детей всегда должен быть светлый головной убор. Для проведения солнечных ванн игру детей я перемещала под прямые лучи солнца на 5 - 6 минут, а затем вновь уводила их в тень. По мере появления загара солнечные ванны становились общими. Для этого я раздевала детей до нижнего белья. Солнечные ванны начинала с 5 минут и доводила до 10 минут одномоментного пребывания детей на солнце. В течение дня все это могло составить суммарно 30 - 40 минут.

   Лучше всего принимать солнечные ванны утром с 9 до 11 часов или вечером после 16 часов. В это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). Противопоказанием является температура воздуха+30 °С и выше. Осенью, весной и зимой лучи солнца более рассеянные, чем летом, поэтому они очень полезны детям.

   Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применять комбинированное воздействие воды и воздуха.

   Для поддержания закаливающего эффекта я использовала в летнее время игры с водой. Вода при этом должна быть не ниже +20 град. C. Игры с водой я постепенно увеличивала с 30 секунд до 5 - 10 минут.

   2.4

   Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. Установлено, что на подошве стопы имеется значительно больше рецепторов, чем на остальных участках кожи. Также

хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы.

    В летнее время я приучаю детей ходить босиком на участке. Для этого мы посеяли газонную траву, тем самым соединив босохождение с массажем. Я начинала эту работу в теплые, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2 - 3 минут до 10 - 12 минут и при более низких температурах воздуха до +22 - 20 град. C.

   Еще большую пользу приносит хождение босиком по рыхлому песку. В этом случае стопы получают великолепный сеанс точечного массажа. Надо сказать, что дети очень любят не только ходить ножками по песку, но и зарывать туда свои пальчики и ручки, что также является закаливающей процедурой.

   Также я приучала детей ходить босиком в помещении.  Обувь, которую мы носим постоянно на протяжении жизни (тапочки – туфли – кроссовки – туфли – тапочки), создает для ног комфортный микроклимат. Ноги настолько к нему привыкают, что при малейшем нарушении его (при переохлаждении или промокании ног) организм реагирует заболеванием.

   Нарушение функций подошвы снижает нашу устойчивость к простудным заболеваниям. Закаливание стоп при хождении босиком делает организм менее чувствительным к колебаниям температур. Босохождение сбрасывает накопленное статическое электричество, тонизирует весь организм и стимулирует рефлекторные зоны.

   Прогулка по массажной дорожке снимает усталость и восстанавливает работоспособность. Одновременно подобное массажное воздействие будет отличной профилактикой и вариантом терапии плоскостопия. 

   В группе имеются массажные коврики нескольких видов рифленой поверхности.

   Ходьбу по массажным коврикам я использую в течение дня. (Приложение №3) Это утром во время зарядки, во время занятий, в сюжетно-ролевых играх, а также после сна:

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Топают ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

   По массажным дорожкам я с ребятами хожу на носочках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, бегаю. Дети ставят ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться.

   Детям очень нравится, когда при ходьбе по массажным дорожкам используется музыка. Они любят при остановке музыки сходить с дорожки на ровную поверхность пола.

   В группе имеются покупные массажные дорожки и дорожки, сделанные руками родителей. Один коврик похож на морской берег. Проходя по нему, дети массируют стопы, укрепляют голеностопный сустав и предотвращается появление и развитие плоскостопия. Другой представляет собой дорожку из следочков и пришитых в хаотичном порядке цветных пуговичек разных размеров. Эти дорожки я использую для правильного развода стоп при ходьбе, а также пальцами ног пуговички можно погладить.

   Также при ходьбе я использую словесные игры сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Ведь закаливающие процедуры должны проходить в виде игры, доставлять детям удовольствие, а не превращаться в стресс.

Тучка по небу летала,
Капли
 (пуговички) на поля роняла.
Их решили сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

Или

Наши маленькие ножки

Дружно ходят по дорожке.

Раз, два, три, четыре, пять

Вместе мы идем гулять.

Многих родителей заинтересовал данный метод закаливания и оздоровления детей, и они стали использовать его в домашних условиях.

   Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является самомассаж. В сочетании с художественным словом, данные упражнения являются не просто физическим воздействием  тело, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.

   Я учу детей массировать себе тело, ручки и стопы. Для этого использую простые подручные материалы: обычные карандаши, массажные мячи, гимнастические палочки, шишки и грецкие орехи. (Приложение№4)

Чтобы массаж не выполнялся чисто механически, все действия я сопровождаю стихами.

   Так при массаже тела ручки детей превращаются в солнечных зайчиков:

«Скачут побегайчики – солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут.

Были тут – и нет их тут».

При массаже стоп:

Мы  ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем рядом, отдохнем

И массаж подошв начнем.

   Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радостное настроение.

   Практика использования массажных дорожек и самомассажа показывает, что заболеваемость ребят, которые болели 2 раза в месяц, снизилась до 1 раза в квартал за 2 года. Положительная динамика отмечена в наборе веса и роста. Значительные улучшения отмечаются и у малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: ходящие на носочках ребята теперь опираются о поверхность полной стопой.

   2.6 Взаимодействие с родителями

   Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа в МДОУ не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Поэтому я старалась сделать так, чтобы родители были моими помощниками. Для этого на родительских собраниях я рассказывала родителям о пользе закаливающих процедур, подготавливала для них наглядно-демонстрационный материал (папки-передвижки, консультации, мини баннеры, видеоматериалы) (Приложение №6):

  • «Здоровье всему голова»;
  • «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»;
  • «Воспитание здорового образа жизни детей дошкольного возраста»;
  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»;
  • «Советы родителям по закаливанию ребенка»;
  • «Закаливание детей дома»;
  • «Разные виды закаливания»;
  • «Гигиена и закаливание» и другие.

 

   Были собраны и представлены комплексы физминуток - «Идём гулять», «По ровненькой дорожке», «Все ребята дружно встали»; пальчиковой и дыхательной гимнастики.

   В рамках комплексно-тематического планирования мною был реализован проект «Быть здоровыми хотим» (Приложение № 7) для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) (февраль 2021г.). Для повышения интереса родителей к жизни детей в детском саду было проведено занятие «Петушок и бобовое зёрнышко» (по здоровьесбережению). Все родители группы смогли присутствовать на занятии он-лайн. Итогом проекта стала выставка детского творчества «Быть здоровыми хотим, витамины мы едим!». Ребята, узнавая свои работы, с удовольствием рассказывали, как они лепили витаминки и для чего они нужны.

   Родителями же была сделана стенгазета «10 заповедей здоровья», макет по здоровьесбережению и созданы буклеты «В здоровом теле здоровый дух», «Азбука здоровья» и др. (Приложение №5).

   Дети с большим интересом находили себя на фотографиях, говорили, что на них делают. Проект доставил взрослым и детям радостные эмоции и положительные отзывы как на сайте ДОУ, так и в книге отзывов и предложений группы.

3. Результаты работы

Таким образом, можно сделать вывод, что применение закаливания, по моим наблюдениям, привело к тому, что:

  • У детей всегда хороший аппетит и спокойный сон;
  • Дети любят даже зимой находиться продолжительное время на воздухе;
  • Дети не так легко, как не закаленные, заражаются инфекционными болезнями;
  • Если дети болеют, то переносят болезни легко и почти без осложнений.

И это подтверждается результатами мониторинга.

Посещаемость за 2020-2021 гг.

Заболеваемость за 2020-2021 гг.

Как мы видим - снизилась простудная заболеваемость в группе и повысилась посещаемость детей.

Это говорит о том, что работа по укреплению и сохранению здоровья в группе необходима и проделывается не зря.

4. Вывод

   Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме закаливания детей раннего возраста, мною были выявлены основные направления в работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Раскрыто содержание применяемых мною закаливающих процедур, а также проведена работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.

Были сделаны следующие выводы:

1.Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь.

2. Закаливающее влияние оказывают все гигиенические процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни ребенка круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут.

3. Важно отметить, что при закаливании следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей.

Таким образом, можно подвести итог, что использование разнообразных методов закаливания приводит к достаточно эффективным результатам:

  • Снизилась простудная заболеваемость в группе, повысилась посещаемость детей;
  •  Дети с желанием посещают группу, что является показателем прежде всего их психического благополучия;
  •  Легче переносится период адаптации;
  • Выстроился режим сна – продолжительность, психомоторная функция;
  • Выработалась привычка ходить правильно;
  • Дети овладели навыками самомассажа;
  •  Проводимая работа с семьями воспитанников оказалась востребованной, что подтверждается не только положительными отзывами, но и их желанием применять закаливающие мероприятия дома. Отмечено желание родителей обмениваться семейным опытом.

Поставленная мною цель - укрепление здоровья детей раннего возраста с помощью закаливающих процедур и снижение заболеваемости – была достигнута.

5. Список литературы

  1. Алферов В.П. «Как вырастить здорового ребенка» - М.: Медицина.- 1991;
  2. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. М.: Линка – пресс, 1999- С. 11-66
  3. Апарин, В., Крылов, В. О пользе хождения босиком/ Наука и жизнь. – 2011. – №3 – с.40-43
  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». - Методическое пособие - М.: ОЛМА Медиа Групп.- 2009;
  5. Анохина И. А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье.: «АРКТИ», 2010 - С. 10-40.
  6. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008- С. 17-21.
  7. Борисова, Т. С. Б82 Гигиенические аспекты закаливания детей и подростков: уч.-метод. пособие / Т. С. Борисова, Ж. П. Лабодаева. – Минск: БГМУ, 2017. – 44 с
  8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования - М.: Мозаика- синтез.- 2019;
  9. Голомидова С. Е., Закаливание детей в ДОУ.: Кворум, 2010- С. 33-36.
  10. Голубева Л.Г., Прилепина И.А. Закаливание малыша. М.: Просвещение, 2007- С. 101.
  11. Колгушкин, А.Н., Короткова, Л.И. Лекарства от простуды /Физкультура и спорт. – 2016. – № 2. – С.95-168.
  12. Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2000;
  13. Лаптев, А.П. Закаливайтесь на здоровье / А.П.Лаптев. – Москва:           Медицина, 2014. – 159с.
  14. Нищева Н.В. «Веселая дыхательная гимнастика» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс».- 2020;
  15. Онучин, Н.А. Закаливание. Массаж. Гимнастика . –   Москва: АСТ, 2015. – 158 с.
  16. Праздников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста/  В.П.Праздников. - Москва: Медицина, 2012. – 220с.
  17. Саркизов-Серазини И.М. Основы закаливания.-  «Физкультура и спорт, 1953 - 240с.
  18. Синкевич В.В. - «Физкультура для малышей» - СПб.: «Детство-пресс.- 2002.
  19. Черниговских Е.В. Использование закаливающих мероприятий как средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста/ Е.В. Черниговских, Н.В.Муляр// Молодой ученый.- 2015.-№22.-С.881-882.
  20. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье. Методическое пособие» - М.:Творческий центр, 2004;

Приложения

  1. «Закаливание воздухом»
  2. «Закаливание водой»
  3. «Массажные коврики и дорожки»
  4. «Самомассаж»
  5. «Работа с родителями»
  6. «Консультации для родителей»
  7. «Проект «Быть здоровыми хотим»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ

Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоровьесбер...

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»

«Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях дома ребенка»...

Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ»

В данной статье говорится о сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ...

Организация работы с родителями по укрепления здоровья детей раннего возраста

Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. В детском саду созданы все необходимые условия...

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».

laquo;Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае,  поддерживать его высокий уровень    здоровья вполне возможно»....

Сообщение из опыта работы на тему «Создание здоровьесберегающей среды в группе, как средство укрепления здоровья детей раннего возраста»

В Федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования приоритетной задачей  является: охрана  и укрепление физического и психического здоровья детей, в том чи...