Организация здоровьесберегающего пространства в группе кратковременного пребывания для дошкольников с ЗПР
консультация

Наталья Сергеевна Таскина

В данной статье рассказывается об применении педагогических технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающего пространства в ГКП с детьми с ЗПР.

                                            Таскина Н. С., учитель – дефектолог ЦПМСС, 1 квалификац. категория

    Моя коррекционно – развивающая работа строится в соответствии с сеткой НОД в ГКП и включает в себя фронтальные и индивидуальные  занятия по формированию пространственно - временных представлений  и  занятия по развитию познавательных процессов.

  Охрана и укрепление здоровья дошкольников с ЗПР решается с помощью воспитания здоровьесберегающего поведения детей, построенного на их активности.

   Двигательная сфера детей, посещающих ГКП,  позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании в физическом развитии. К ним относятся гипер и гиподинамия, нарушения общей и ручной моторики, дискоординация движений, отставание в показателях основных физических качеств, нарушение ориентировки в пространстве, осанке  и др.

   
     Главный критерий результативности здоровьесберегающих педагогических технологий - это  влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам.

    Роль учителя-дефектолога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я применяю следующие группы средств:

1.Элементы логоритмики (это  методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания. Совершенствуется общая моторика, ориентация в пространстве, происходит развитие дыхания, координации речи с движением. Она оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский), развивает внимание.)        

2.Пальчиковая гимнастика ( Развивает  мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений. По своей сути это массаж и гимнастика для рук.   Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. 

Проводятся согласно лексической темы недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.

Использую различные упражнения на развитие мелкой моторики: графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в сухом бассейне, шнуровка, работа в тетрадях и др.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.)

4.Физкультминутки (Большое значение в предупреждении утомления детей на занятии принадлежит физкультминуткам. Комплексы физминуток  подобираю согласно лексической теме недели.

 Проводятся они в игровой форме ,  направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.)

5.Дыхательная гимнастика (Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; с ребятами дуем во всевозможные дудки,  на вертушки ; надувание мыльных пузырей и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.)

6.Зрительная гимнастика ( цель -  профилактика нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек, картинок)

Применяю упражнение с меткой на стекле (по Аветисову)

Оно позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг (цветок), наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом, например дом и рассказать, что он там видит.

Пальминг (автор У.Бейтс)

является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод использую на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включаю спокойную музыку или читаю стихи по лексической теме)

7.Кинезиологические упражнения (Цель: активизировать межполушарное воздействие: повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания. А. А. Сиротюк

Направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

Здесь используются такие упражнения, как «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос», «Колечко», «Лезгинка», «Замок» и др. Например кинезиологическое упражнение «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».)

8. .Элементы Су-Джок терапии (Цель- нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.)

9.Самомассаж (это массаж, выполняемый самим ребенком. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

1. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

2. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

3. Можно использовать без специального медицинского образования.)

Точечный массаж  проводится в преддверии эпидемий, в осенний  и весенний периоды. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.  Используется наглядный материал.

10.Элементы сказкотерапии. ( Цель сказкотерапии:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, тревоги;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- развития внимания, восприятия, речи, воображения.

В процессе коррекционного обучения используются сказки, в которых есть яркие красочные иллюстрации, сопровождаемые крупным шрифтом, и доступным текстом. С опорой на картинки дети упражняются в различении голосов животных, звучаний музыкальных инструментов, ритмической структуры знакомых слов, пространственного расположения предметов, их количества. Сказка – наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья)

   Кроме того, помимо  технологий сохранения и стимулирования здоровья я использую технологии обучения здоровому образу жизни.  Мною был разработан план мероприятий в рамках программы «Здоровье», реализующейся в ЦПМСС. Он включает в себя как ежемесячные занятия с детьми, направленными на профилактику детского травматизма, действиям в чрезвычайных ситуациях, обучению ПДД, пожарной безопасности, воспитание культурно – гигиенических навыков, так и ежемесячные тематические консультации для родителей.

  В результате такой работы  дети знают правила ДД, пожарной  безопасности; правила личной гигиены; ознакомлены с правилами интернет безопасности; воспитанники умеют выполнять дыхательные упражнения, артикуляционные, пальчиковые гимнастики, владеют элементами самомассажа.

  Благодаря целенаправленной и регулярной работе с родителями, у последних актуализировались знания в области ПДД, пожарной безопасности, интернет – безопасности.

Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми ЗПР с применением здоровьесберегающих технологий позволяют не только сохранить уровень их здоровья, но и повысить его, а также положительно влияют на эффективность коррекционно-образовательного процесса. Данная работа, безусловно, влияет на «культуру здоровья» семьи ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»

Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...

Организация музыкальных занятий в группах кратковременного пребывания

Организация музыкальных занятий в группах кратковременного пребывания - консультация...

Организация здоровьесберегающего пространства в группе.

Организация здоровьесберегающего пространства в группе....

Организация здоровьесберегающего пространства в группе.

 Организация активного взаимодействия педагога и дошкольника требует целесообразной организации развивающей среды в группе....

«Организация здоровьесберегающего пространства в группах младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину.Как же воспитывать ребенка, ...

презентация "Организация здоровьесберегающего пространства в группах для детей раннего возраста"

Презентация для педагогов как обустроить группу  с учетом здороьесберегающих средств...

Отчёт об организации работы с детьми Группы кратковременного пребывания в МБДОУ «Детский сад № 17 «Рябинка» пос. Восходящий»

С целью увеличения охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием, администрацией ДОУ было принято решение в очередной раз организовать встречу с родителями дошкольников, проживающих на отд...